Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Обществознание

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Великий древнегреческий философ Аристотель (384- 322 до н.э.) определял человека как политическое (т.е. общественное) существо. Аристотель говорил, чтобы понять природу любого существа, его следует изучать в состоянии наивысшего расцвета, когда все его задатки полностью раскрываются, становятся наблюдаемыми, доступными для изучения. К потенциальным задаткам человека относятся способности говорить… Читать ещё >

Введение. Обществознание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Все живые существа имеют свою естественную среду обитания. Рыба живет в воде, птица — в воздухе, верблюд — в жаркой пустыне, а белый медведь — в полярных льдах, и никто из них не может по своему желанию изменить условия жизни. Каждое существо привязано к своей среде, и изучать его необходимо в естественных условиях. Человек в этом отношении существо особенное. Он отличается своей «бездомностью», неукорененностью. Не существует такого природного ареала, к которому человек был бы «привязан» столь же прочно, как, например, рыба к воде или верблюд к пустыне.

Такая «бездомность» человека является выражением одновременно и его слабости, и его силы. Любое живое существо рождается приспособленным к жизни в своей среде. Нескольких недель, в крайнем случае месяцев ему вполне достаточно, чтобы перейти к самостоятельному существованию; человеку же для этого требуются годы. На освоение даже самых простых жизненных навыков древнему человеку требовалось 12−15 лет, а навыками жизни в современном обществе человек вполне овладевает лишь к 20−25 годам. Но, с другой стороны, человек в отличие от животного может жить практически в любой природной среде: в лесах и в горах, в экваториальных джунглях и за полярным кругом. Но что же тогда следует считать естественной средой его обитания?

Великий древнегреческий философ Аристотель (384- 322 до н.э.) определял человека как политическое (т.е. общественное) существо. Аристотель говорил, чтобы понять природу любого существа, его следует изучать в состоянии наивысшего расцвета, когда все его задатки полностью раскрываются, становятся наблюдаемыми, доступными для изучения. К потенциальным задаткам человека относятся способности говорить и понимать речь, различать добро и зло, справедливость и несправедливость, ощущать радость и печаль и передавать эти ощущения друг другу. Но эти способности могут полностью раскрыться только в общении, поскольку совершенно одинокий человек мало нуждается в их развитии. Следовательно, делает вывод философ: «Человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и всякого рода стадные животные»[1].

В своей общественной жизни люди объединяют усилия вокруг общих целей и идеалов, которые становятся значимыми для них именно как основания для объединения. Эти основания обычно называют ценностными ориентирами. Выдвижение и утверждение таких ориентиров является одной из важнейших задач, решаемых человеком, ибо именно они и создают общество, выступая основой его консолидации[2]. За право определять эти ориентиры в обществе идет постоянная борьба, ибо социальная группа, выдвигающая и утверждающая систему ценностных ориентиров, становится элитой данного общества.

По мере происходящих в обществе изменений старые ценности могут уступать место новым, на базе которых приходят к власти новые элиты. Они создают новые социальные нормы, изменяют представления о дозволенном и недозволенном, стимулируют одни формы поведения и пресекают другие. Можно сказать, что каждое общество порождает свой особенный тин личности, для понимания которого совершено необходимо ознакомление с тем социальным контекстом, на фоне которого происходит становление и развитие человека, принадлежащего к общности определенного типа.

Науки, изучающие человека и человеческие общности, называют гуманитарными (от лат. humanitas — человеческий). Ознакомление с основными понятиями гуманитарных наук будет способствовать не только утверждению сложившейся в современном обществе системы ценностных ориентиров, но и обретению некоторых навыков самостоятельного осмысления важнейших жизненных вопросов. Ведь познание человеком самого себя является вовсе не далеким от жизни абстрактным теоретизированием, напротив, оно выражает практический подход к жизни, определяющий осознание себя свободной и ответственной личностью, занимающей свое место в обществе и государстве.

  • [1] Аристотель. Политика // Соч. в 4 т. М., 1983. Т. 4. С. 379.
  • [2] Консолидация (лат. consolidatio — уплотнять, укреплять, сращивать) — упрочнение, укрепление, сплачивание чего-либо.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой