Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Отличная память. 
Психология детской одаренности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди качеств, характерных для одаренных детей и взрослых, специалисты обязательно отмечают феноменальную память. О возможностях памяти одаренных даже слагают легенды. Но при этом на бытовом уровне, в семье, а нередко и в школе, можно столкнуться с противопоставлением памяти и мышления, эрудита и мыслителя. И действительно, человек может хранить в своей памяти гигантский объем информации… Читать ещё >

Отличная память. Психология детской одаренности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Среди качеств, характерных для одаренных детей и взрослых, специалисты обязательно отмечают феноменальную память. О возможностях памяти одаренных даже слагают легенды. Но при этом на бытовом уровне, в семье, а нередко и в школе, можно столкнуться с противопоставлением памяти и мышления, эрудита и мыслителя. И действительно, человек может хранить в своей памяти гигантский объем информации, и формально ему невозможно отказать в звании эрудита. Но ум и эрудированность совсем не одно и то же. Подобные представления — не изобретение последнего времени, им много лет. Так, например, еще в XIX веке известный русский поэт и воин Денис Давыдов как-то написал одному своему знакомому:

Остра твоя, конечно, шутка, Но мне прискорбно видеть в ней Не счастье твоего рассудка, А счастье памяти твоей.

Вспомним другого замечательного поэта с сожалением отметившего: «Ученых много, умных мало!..».

Поэты часто выражаются точнее и лучше ученых. Но объяснять природу явления — не их работа. Объяснениями традиционно занимались психологи. Они ввели понятие «барьер прошлого опыта». Психолог К. Дункер, опираясь на свои эксперименты, пришел к заключению о том, что человек, пытающийся воспроизвести в памяти нечто относительно решения данной задачи, может остаться слепым к стоящей перед ним проблеме. Он похож на человека, который вместо того, чтобы самостоятельно искать решение, обращается к справочнику.

Преимущества одаренного человека обеспечиваются не столько большим объемом хранящейся у него информации, сколько высокой эффективностью действия операционных механизмов памяти. К ним относятся в первую очередь способы структурирования информации.

Синтез способностей к запоминанию с качествами, отмеченными выше, порождает часто замечаемое у одаренных детей стремление к классификации, систематизации информации, опыта, идей. На практике это нередко выражено в склонности к коллекционированию.

Проиллюстрируем действие этого механизма примером из собственной практики. Мы вооружили старших дошкольников в детском саду разноцветными пластмассовыми треугольникамиу квадратами, ромбиками, кружками и предложили составить из них как можно больше разных стилизованных изображений.

С момента начала занятия прошло совсем немного времени, но уже стали заметны и лидеры, и аутсайдеры. Если ребенок разрабатывает изображения «хаотично», то результат обычно бывает очень скромным. Например, сложил домик, елочку, собачку, рыбку, и идеи иссякли. Если же он способен систематизировать собственные знания и вырабатывать на этой основе обобщенные стратегии, работа идет значительно продуктивнее. Например, находит стратегию «здания» и строит жилой дом, кинотеатр, магазин, замок, храм, башню и т. д.; затем выбирает стратегию «животные» и делает кошку, собаку, жирафа, бегемота, крокодила, лошадь, козу — и так практически до бесконечности.

После выполнения задания мы показали всем детям механизм работы на основе обобщенных стратегий, в итоге продуктивность их решений значительно выросла.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой