К четырем годам мышление приобретает наглядно-действенный характер, хотя это элементарный уровень мышления, но в течение жизни он сохраняется. Постепенно происходит переход к нагляднообразному мышлению, которое в четыре—пять лет становится уже основным.
Дети уже решают задачи в уме, не только в результате практических действий, а и опираясь на представления о предмете. Наиболее ярко это видно в решении простых лабиринтных задач. Изучалось наглядно-образное мышление на ящике-лабиринте и мяче, который необходимо выкатить. Дети трех—четырех лет пытались решить задачу только действием, а после четырех решали сначала на простой модели — давали решить действием, а после усложнения задачи решали её в уме. Усложняя лабиринт, развивали наглядно-образное мышление (развивающая задача). Можно также предлагать решить задачу на конструирование: даётся схема, выделяются основные части и даётся инструкция.
К шести—семи годам начинает проявляться понятийное или логическое мышление. Это наиболее характерный уровень для детей школьного возраста, т. к. связан с накоплением ребёнком опыта, с ощущениями и представлениями прошлой жизни. Но важна и практика развития логического мышления, тренировка логики. Задания для этого: «четвёртый лишний» — это анализ связи между предметами. Возможен анализ поведения людей: обсуждение фильма, книги, оценка поступков героев. Однако логика таких рассуждений формальна, ребенок ориентируется на ассоциации, связанные с яркими, очевидными свойствами предметов и явлений.
Алеша (6 лет 1 месяц). На вопрос взрослых о соседских мальчиках, которые значительно старше, «Кто лучше — Митя или Стасик?» отвечает, сразу: «Стасик», потом, подумав, начинает рассуждать: «Нет, наверное, все-таки Митька лучше… ведь добро всегда побеждает зло… а когда они дерутся, всегда побеждает Митька… значит, Митька лучше».
Более высокий уровень мыслительных операций — творческое мышление с формулировкой собственной проблемы. Здесь можно и стоит воспитывать желание анализировать, оценивать внешний мир — формировать внешнюю активность.