Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие рефлексивного мышления государственных служащих в профессиональном образовании

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. В современных условиях возрастает потребность общества в таких управленческих кадрах, которые были бы способны осознавать, что происходящие сегодня процессы в экономической, социально-политической и духовной жизни страны предъявляют к профессионализму личности государственного служащего достаточно высокие требования. Это подтверждают и данные проведённых социологических… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. орико-теоретичие предплки ледования рефлевного мышления глужащих
    • 1. 1. оричие и методологичие ованиястемного анализа хологичойруктуры и динамики мышления
    • 1. 2. Анализ хологичих ектов изучения рефлеи в зарубежной и отечвенной хологии
    • 1. 3. холого-акмеологичий подход к изучению развития рефлевного мышления глужащих
  • Глава 2. Рефлевно-акмеологичая ориентация профионального образования гдавенныхужащих
    • 2. 1. Акмеологичие ования разработки холого-педагогичих воздевий встеме вего профионального образования
    • 2. 2. Концептуальная модель нормативных требований к руководителю в системе государственной службы
    • 2. 3. Разработка методичихев развития рефлевного мышления глужащих в профионально-хологичом обучении
  • ГЛАВА 3. Эериментальное ледование развития рефлевного мышления глужащих в проце профионального образования
    • 3. 1. Организация и логика проведения эериментального ледования
    • 3. 2. Пилотажные и поовые эерименты
    • 3. 3. Основные положения формирующего эксперимента и анализ результатов исследования развития рефлексивного мышления госслужащих в профиональном образовании
    • 3. 4. Методичие рекомендации по развитию рефлевного мышления глужащих в профиональном образовании

Развитие рефлексивного мышления государственных служащих в профессиональном образовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современных условиях возрастает потребность общества в таких управленческих кадрах, которые были бы способны осознавать, что происходящие сегодня процессы в экономической, социально-политической и духовной жизни страны предъявляют к профессионализму личности государственного служащего достаточно высокие требования. Это подтверждают и данные проведённых социологических исследований, которые показали важность таких качеств, как профессиональная компетентность, использование новых форм и методов работы, умение принимать управленческие решения, которы. бы предвосхищали возможное развитие событийсамостоятельность и оригинальность в решении поставленных задач, в оценке управленческих решенийинициативность и, кроме того, способность к адекватной самооценке собственной профессиональной деятельности, потребность повышать свой уровень профессионализма, исходя из современных требований. В связи с этим особенно актуальными становятся проблемы психолого-акмеологического обеспечения непрерывного образования работников госслужбы, и в частности посредством развития рефлексивной компетентности их мышления.

В результате психолого-акмеологических исследований установлено, что важным условием эффективности преодоления кризисных проблемных ситуаций является повышение рефлексивной культуры (А.А.Деркач, И.Н.СемёнбЁ, С. Ю. Степанов, 1998 г.). Одним из основных компонентов формирования рефлексивной культуры госслужащих (которая включает в себя готовность и способность творчески, по-новому осмысливать и преодолевать проблемные моменты, выходить из внутренних и внешних конфликтных состояний и ситуаций, умение обретать новые смыслы и ценности, вовлекать и вовлекаться в непривычные системы межличностных и деловых отношений, ставить и решать неординарные практические задачи) является развитие рефлексивной компетентности, в том числе и их рефлексивного мышления.

Особенно актуальным становится решение этих задач в системе профессионального образования, призванного повышать профессионализм кадров государственной службы, обеспечивать готовность госслужащих к принятию инициативных управленческих решений в ситуациях повышенной неопределённости и ответственности.

Состояние изученности проблемы. Вопросы повышения профессионализма в системе государственной службы занимают важное место в акмеологии, психологии развития и педагогической психологии (С.А.Анисимов, В. Г. Асеев, А. А. Бодалёв, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Е. А. Климов, Р. Л. Кричевский, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, И. Н. Семёнов, С. И. Съедин, Е. А. Яблокова и другие). Так, в акмеологии были разработаны проблемы продуктивности и эффективности управленческой деятельности посредством развития рефлексивности мышления (О.С.Анисимов, 1994; Н. Б. Ковалёва, 1994; С. В. Кузнецов, 1995; И. Н. Семёнов, 1993; С. Ю. Степанов, 1996 и др.).

В настоящее время в акмеологии и психологии развития изучены различные аспекты рефлексии в деятельности кадров управления, показано позитивное влияние рефлексивной культуры на повышение профессионализма государстве нь. служащих, в частности, на развитие интеллектуальных качеств руководителя (Н.Г.Алексеев, В. К. Зарецкий, И. С. Ладенко, И. Н. Семёнов, 1991; О. С. Анисимов, 1994; А. Л. Емельянов, 1998; О. Г. Павицкая, 2000; ИЛ. Семёнов, 1994; В. В. Шадрина, 1995) — формирования рефлексивных приёмов саморегуляции практического мышления (С.В.Кузнецов, 1995; А. В Лосев, 1997; И. Н. Семёнов, 1996; А. В. Советов,-1997) — развитие рефлексивной компетентности (С.Ю.Степанов, И. Н. Семёнов, О. А. Полищук, 1996) и рефлексивно-инновационного потенциала (И.В.Байер,.

И.Н.Семёнов, С. Ю. Степанов, 1997; В. М. Дюков, И. Н. Семёнов, 1996), а также разработаны рефлексивно-акмеологические методы его диагностики и формирования (Н.А.Алюпшна, Ю. А. Репецкий, ИЛ. Семёнов, 1996; В. Г. Аникина, 2000; ИВ. Байер, 1997; Р. Н Васютин, 2000; В. К. Зарецкий, И. Н. Семёнов, 1980; Н. Б. Ковалёва, 1994; С. Н. Маслов, СЮ. Степанов, Е. А. Яблокова, 1993; ОАПолищук, 1995).

В этих работах проанализированы и разведены понятия рефлексия, рефлексивность, рефлексивное мышление, рефлексивная способность, рефлексивная компетентность, рефлексивная культуравыделены типы рефлексивной компетентностисозданы методы игрорефлексики, рефлетренинги и рефлексивно-инновационные практикумы для диагностики и развития рефлексивной культуры личностиопределены психолого-акмеологические факторы развития рефлексивной культуры, а также выявлены условия эффективного проектирования и конструктивного осуществления рефлексики и рефлепрактики культивирования инновационных процессов в профессиональной деятельности госслужащих.

Вместе с тем вопросы целенаправленного развития рефлексивной компетентности и рефлексивного мышления в системе непрерывного профессионального образования государственных служащих специально не изучались с учётом их профессиональных различий и других психолого-акмеологических факторов, таких как пол, возраст, стаж в управленческой деятельности, условия и способы профессионального обучения (в том числе игрорефлексика, рефлетренинг и рефлепракти-ка).

Цель исследования — изучить психолого-акмеологические особенна сти рефлексивного мышления у государственных служащих и определить условия и факторы его развития в процессе профессионального образования.

Объект исследования — личность государственного служащего регионального и муниципального управления.

Предмет исследования — развитие рефлексивного мышления в професс^ нальном образовании.

Гипотеза исследования:

1. Развитие рефлексивного мышления обеспечивает рост профессионализма у государственных служащих.

2. Создание условий для формирования рефлексивного мышления в профессиональном образовании повышает его эффективность и обеспечивает развитие профессионально важных качеств государственных служащих.

3. Развитие рефлексивного мышления в процессе получения профессионального образования зависит от профессиональной направленности, пола, возраста, стажа в управленческой деятельности, а также от условий и способов обучения.

Задачи исследования:

1. Проанализировать историко-научные предпосылки и состояние изученности проблемы развития рефлексивного мышления кадров управления.

2. Разработать концептуальную модель и методические средства изучения и развития рефлексивного мышления госслужащих.

3. Определить психолого-акмеологические условия и факторы активизации рефлексивного мышления госслужащих в процессе их профессионального образования.

4. Экспериментально исследовать различия рефлексивности мышления по следующим факторам: профессиональное образование, возраст, пол, стаж в управленческой деятельности.

5. Разработать с учётом этих различий и апробировать в экспериментальном обучении методические рекомендации по развитию рефлексивного мышления госслужащих в учебном процессе.

НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ БАЗУ исследования составляют:

• фундаментальные принципы психологической науки — единство сознания и деятельности, единство внутреннего и внешнего плана деятельности (Б.Г.Ананьев, А. Н. Леонтьев, С.JI.Рубинштейн), деятельностного опосредования психической деятельности, системности, развития (Б.Ф.Ломов, А. Р. Лурия, А.В.Петровский) — социальной детерминированности психических процесса (П.П.Блонский, Л.С.Выготский) — положения динамики мыслительных процессов когнитивной психологии (А.Браун, П. Я. Гальперин, Д. Дорнер, В. Маттеус, Ж. Пиаже, О. К. Тихомиров, Дж. Флейвел и др.), единства функционирования и развития психических функций (А.В.Брушлинский, В. В. Давыдов, А. М. Матюшкин, Я.А.Пономарёв), непрерывности интеллектуального развития посредством формирования профессиональных приёмов в процессе решения конкретных практических задач (А.А.Деркач, ДН. Завалишина, ЕЛ. Климов, А. К. Маркова, В. Д. Шадриков и др-);

• акмеологический подход к проблеме развития личности (Б.Г.Ананьев, В .Г.Асеев, А. А. Бодалёв, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, И. Н. Семёнов и др.) и компетентности кадров управления (О.С.Анисимов, С. А. Анисимов, АС. Гусева, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Р. Л. Кричевский, Л. Г. Лаптев, И. Н. Семёнов, Ю. В. Синягин, Е. А. Яблокова и др.), в том числе и рефлексивной компетентности (И.В.Байер, Н. Б. Ковалёва, С. В. Кузнецов, А. В. Лосев, С. Н. Маслов, О. А. Полищук, И. Н. Семёнов, А. В. Советов, С.Ю.Степанов) и рефлексивного мышления (НГ.Алексеев, В. В. Давыдов, А. З. Зак, И. С. Ладенко, И.Н.Семёнов);

• основные методологические принципы рефлексивно-гуманистической психологии и педагогики творчества (Н.Г.Алексеев, С. В. Дмитриев, В. К. Зарецкий, Л. И. Мищик, М. И. Найдёнов, ПА. Оржековский, Я. А. Пономарёв, Г. Ф. Похмелкина, И. Н. Семёнов, С.Ю.Степанов).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: диагностические — анкетирование, включённое наблюдение, определение личностной самооценки, самооценки управленческих навыков и способностей («Вы сами» — тест-анализ своих ограничений), контент-анализмоделирующие — занятия по игрорефлексике с моделированием ситуаций поиска и принятия управленческих решенийформирующие рефлексивное мышление — лекционно-пракгические занятия, с использованием развивающих методов рефлексики и видеорефлетренингаматематической статистики.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

На первом этапе (1996;1997гг.) параллельно с анализом истории вопроса изучались теоретические проблемы построения нормативной модели личности ^ ководителя в системе государственной службы;

На втором этапе (1997;1998гг.) проводились поисковые и пилотажные исследования, осуществлялся подбор методик рефлексивной диагностики и развития рефлексивности мышления, составлялась тематика лекционно-практических занятий, направленная на развитие профессионально-важных качеств и рефлексивной компетентности кадров управления.

На третьем этапе (1998;1999гг.) исследовались влияние игрорефлексики, рефлетренингов и рефлепрактикумов на развитие рефлексивного мышления госслужащих и его динамика в зависимости от профессиональной направленности, пола, возраста, стажа в управленческой деятельности, условий и способов профессионального образования.

На четвёртом этапе (1999;2000гг.) эмпирические данные статистически обрабатывались и анализировались, а также разрабатывались учебно-методические рекомендации по развитию рефлексивности мышления госслужащих в процессе их профессионального образования.

НАДЁЖНОСТЬ И ДОСТОВЕРНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования обеспечивались исходными научно-методологическими принципами, применением апробированного инструментария, экспериментальной проверкой поисковых исследований, репрезентативностью выборок испытуемых, использованием методов математической статистики, апробированием в различных ситуациях профессионального обучения.

ЭМПИРИЧЕСКУЮ БАЗУ ИССЛЕДОВАНИЯ составили результаты обработки протоколов самоанализа госслужащими своих профессиональных ограничений в количестве 140 человек, проходивших обучение, переобучение и повышение квалификации в Сибирской академии государственной службы. В поисковых опытах участвовало 172 человека. Всего экспериментом было охвачено 312 человек.

ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ ЛИЧНО СОИСКАТЕЛЕМ, И ИХ НАУЧНАЯ НОВИЗНА:

1. Разработана концептуальная модель рефлексивного мышления госслужащих, позволяющая характеризовать его различную профессиональную направленность. Основанием для создания модели послужил акмео-профессиографический подход к госслужащим как субъектам профессиональной деятельности. Рефлексивное мышление в процессе профессионально-психологического обучения разворачивалось по следующим структурно-функциональным направлениям профессиональной деятельности и профессионально важным качествам руководителя в госслужбе: информационно-аналитическая или коммуникативная (ответственное отношение к сбору и обработке информации, высокий уровень аналитического мышления, памяти, внимания, знание современных управленческих подходов и др.) — организационно-координирующая или кооперативная (активная лидерская позиция, тактико-практическое мышление, способность к сотрудничеству, способность формировать и развивать эффективные рабочие группы и др.) — руководяще-инновационная или интеллектуальная^соответствие личных целей и ценностных ориентаций служению интересам граждан, ответственность за других, способность обучать и развивать других, творческое мышление в решении проблемных ситуаций и др.) — психотерапевтическая или экспертно-консультационная (компетентность в оценке личности и деятельности других, способность влиять на окружающих, рефлексивный самоконтроль, волевая саморегуляция, способность делегировать полномочия другим, эмпатийность, стремление к постоянному саморазвитию и др.) — контрольно-регулирующая (систематичность, оперативность, ориентированность на человека и др.).

2. Дана характеристика психологических особенностей рефлексивного мышления госслужащих по 11 критериям модели профессионально важных качеств в зависимости от профессиональной направленности их личности, а также пола, возраста и стажа в занимаемой руководящей должности в органах регионального и муниципального управления. Содержательный анализ речевой продукции peqmw сивного мышления, разворачиваемого по модельным направлениям, позволил выделить его особенности, заключающиеся в различной значимости приоритетных аспектов осмысления профессиональной деятельности и его глубины.

3. Адаптированы и модифицированы психолого-акмеологические методы игрорефлексики, рефлетренинга и рефлепрактики применительно к интенсиъь^ игровому развитию рефлексивного мышления госслужащих в процессе их профессионального образования с целью формирования профессиональной компетентности управленческих кадров. Разработаны ситуации поиска и принятия управленческих решений, которые содержат признаки творческого мышления в проблемно-конфликтных ситуациях, запускающие в первую очередь его рефлексивные механизмы: комплексность предметного содержания — наложение и перекрест предметных реальностей, когда возможное решение находится на стыке различных областей практики, границы между которыми оказываются неопределёнными, что выражается в виде относительной нечёткости требований к решению и многозначноста условийлатентностъ (скрытость, неочевидность) существенных условий задачи и неопределённость значимых требований её вопросамногозначность разрешения проблемной ситуацииконфликтность мыслительного поиска, возникающая в процессе решения — переосмысление субъектом своих творческих возможностей, мобилизация дополнительных эмоциональных и волевых ресурсов, преобразование стереотипов опыта, актуализирующихся в ответ на поверхностное понимание трудностей и противоречий практической ситуации. Анализ принятия и реализации управленческого решения в такого рода учебных ситуациях позволяет осуществлять групповую рефлексию по всем основополагающим направлениям профессиональной деятельности госслужащих.

4. Доказательно представлено положительными изменениями экспериментальных данных с помощью применения t-критерия Стьюдента для связных выборок, что не существует значимых различий в динамике осмысления профессионально важных качеств личности руководителей до и после психолого-педагогических воздействий в условиях профессионального обучения госслужащих в зависимости от таких психолого-акмеологических факторов как пол, возраст, стаж в управленческой деятельности и профессиональное образование.

5. Определены психолого-акмеологические условия и факторы, обеспечивающие интенсивное развитие рефлексивного мышления госслужащих в профессиональном обучении. В качестве таких условий выступают: создание рефлексивной среды на лекционно-практических занятияхатмосферы сотрудничества, обесдечи-вающей гуманные, неразрушительные способы взаиморазвития на уровне диад и группы в целом, обеспечение равномерности комплектования учебных групп по полу, возрасту, стажуа факторами являются: способы обучения, пол, возраст, стаж в управленческой деятельности, профессиональная направленность и индивидуальные интеллектуальные особенности личности (рефлексивный-импульсивный стиль познавательной активности), а также уровень первоначального осмысления госслужащими профессионально важных сторон своей деятельности.

6. Доказательно показана на базе проведённого экспериментального обучения эффективность применения рефлексивных методов в профессиональном образовании госслужащих. Эта эффективность выразилась в существенном повышении качества обучения слушателей и росте их рефлексивной компетентности, в том числе продуктивности их рефлексивного мышления. Установлена также конструктивная роль рефлексивных методов диагностики и развития профессионально важных качеств, как при оценке управленческого персонала госслужбы, так и в успешности повышения их профессиональной квалификации и профподготовки, вследствие чего разработана рефлексивная форма и способы сдачи контрольно-зачётных занятий в профессиональном обучении.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в том, что его результаты могут быть использованы в обучении кадров муниципального т" регионального государственного управленияв конкурсном отборе и оценке персонала в целях формирования учебных групп для подготовки и переподготовки специалистов государственного управления и формирования руководящего кадрового резервав создании обучающих семинаров для факультета повышения квалификации госслужащих и учебных программ, а также в процессе аттестации персов государственного управления.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Основные положения и результаты исследования неоднократно докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС, кафедры психологии СибАГС, отпе— развития рефлексивной культуры Института рефлексивной психологии ства и гуманизации образования МАГО, а также на ряде научно-практических конференций — «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск: СибАГС, 1997), на VI симпозиуме «Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Проблемы создания комплексного мониторинга качества образования в России.» (Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997), «Становление государственной службы в России и подготовка высшего административно-управленческого персонала» (Москва: РАГС, 1998), «Акмеология: методология, методы и технологии» (Москва: РАГС, 1998),. «Развитие социально-перцептивной компетентности личности».

Москва: РАГС, 1998), «Образование. Интеллект. 2000» (Новосибирск: Новый Сибирский Университет, 2000) — методологических и методических семинарах профессорско-преподавательского состава СибАГС и НСУ (Новый Сибирский Университет), что нашло своё отражение в сформулированных рекомендациях по комплектованию групп для администрации факультета подготовки специалистов, практических занятиях по курсам «Психология и педагогика» и «Социальная психология» и составлению образовательных программ. Полученные в работе результаты внедрены в практику управления и профессионального образования госслужащих в виде:

• учебных программ курсов «Психология труда», «Психология профессиональной деятельности госслужащих», «Психология и педагогика», «Оценка персонала» (в рабочую программу учебного курса «Оценка персонала» введён блок методов рефлексики и рефлепрактики, апробированный в процессе преподавания курса студентам-специализантам);

• программ оценки персонала с использованием методов рефлексивна диагностики в процессе оценки управленческих кадров при формировании кадрового резерва глав территориальных администраций Новосибирской области, начальников отделов Областной Администрации с целью определения рефлексивной компетентности кадров управления (г.Новосибирск), 1997;1999гг.;

• методических рекомендаций по комплектованию учебных групп ит факультете подготовки специалистов СибАГС- *.

• рефлетренингов, проведённых с руководителями государственного и муниципального управления, проходивших повышение квалификации и обучение и переобучение в СибАГС.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1. С позиций психолого-акмеологических исследований одним из важных факторов повышения профессионализма государственных служащих является развитие их рефлексивной культуры, неотъемлемой частью которой является формирование рефлексивного мышления. Оно во многом обеспечивает эффективность разрешения проблемных ситуаций, оптимизирует принятие и реализацию таких управленческих решений, которые не детерминированы законом, инструкцией, каким-либо распоряжением и в большей степени зависят от особенностей мышления личности государственного служащего. Рефлексивное мышление — это процесс осмысления и переосмысления стереотипов опыта и их эвристическое преодоление вплоть до образования новых идей и смысловконцентрированное отражение и обобщение того, что было в прошлом опыте человека, в том числе и профессиональном. В современных условиях возрастает роль рефлексивного мышления управленческих кадров в системе государственной службы, позволяющего принимать ответственные оптимальные решения в экстремальных, конфликтных, неопределённых и других сложных профессиональных ситуациях. Рефлексивное мышление можно эффективно развивать в условиях профессионального образования государственных служащих, моделируя ситуации поиска и принятия решений, в том числе и управленческих.

2. Психолого-акмеологическими условиями активизации рефлексивного мышления в процессе профессионального образования являются — создание рефлексивно-развивающей среды, формирование проблемного поля слушателей учебной группы, моделирование учебно-профессиональных ситуаций и комплексное поэтапное использование рефлексивно-акмеологических методов развития рефлексивного мышленияфакторами системного формирования рефлексивного мышления является культивирование всех типов рефлексии — интеллектуальной, личностной, ко*^-никативной, кооперативной, причём осмысление и переосмысление професи^, ных содержаний в процессе обучения должно быть направлено на активацию всех этих типов, в первую очередь, на те профессионально-важные аспекты, которые изначально оцениваются госслужащими ниже других.

3. Методы игрорефлексики (видеорефлетренинги, рефлепрактикум) являются эффективными психотехнологиями развития рефлексивного мышления госслужащих в процессе профессионального обучения, так как позволяют создать рефлексивно-развивающую среду, отношения сотрудничества, сотворчества между участниками учебных занятий, обеспечивают реализацию функций диагностики (самодиагностики), осуществляя тем самым рефлексивную обратную связь до и после обучающих воздействий и одновременно влияя на переосмысление учебных ситуаций, направленных на осмысление государственными служащими себя как личности, субъекта профессиональной деятельности, индивидуальности.

4. Динамика рефлексивного мышления в процессе профессионального обучения не зависит от таких факторов, как базовое профессиональное образование, пол, возраст, стаж управленческой деятельности госслужащих, а определяется условиями и способами учебных рефлексивно-развивающих воздействий.

5. Результаты проведённого исследования дают основания утверждать, что развитие рефлексивного мышления госслужащих позволяет повышать их профессиональную компетентностьоптимизирует процесс обучения, снимая негативные психические состояния при проведении контрольно-зачётных занятийпомогает экстраполировать полученные знания, умения, навыки в процессе обучения на управленческую деятельность, принимать адекватные, самостоятельные, инновационно-ответственные продуктивные решенияповышает эффективность профессионального образования.

СТРУКТУРА РАБОТЫ. Основные положения диссертационной работы определили её структуру, которая включает введение, три главы, заключение, библиографический список использованной литературы и одиннадцать приложений.

Выводы.

1. Таким образом, основная гипотеза исследования подтвердилась частично, а именно:

• предположение о том, что групповая динамика рефлексивности мышления в процессе развития уровня профессионализма управленческих кадров методами рефлексивной психологии имеет тенденцию роста (при чём наибольший прирост происходит именно по тем критериям, которые изначально были оценены ниже других), хотя индивидуальная — возможна в двух направлениях, как повышения, так и снижения самооценки управленческих навыков и способностей — подтвердилось,.

• но сравнительный анализ показал, что значимых различий в оценке уровня своего профессионализма служащими по некоторым основополагающим критериям до и после учебных занятий, зависящих от социально-демографических показателей, в том числе и от профессионального образования обучающихся — не обнаружено. Это опровергает вторую часть нашего допущения, что является качественным результатом и нашло отражение в разработанных рекомендациях по комплектованию учебных групп.

2. Применение в преподавании психологии (и других учебных курсов) методов рефлексики и рефлепрактики качественно влияет на переосмысление собственных профессионально-важных качеств, мотивацию обучения.

3. Анализ динамики самооценки своих профессионально-важных качеств испытуемых показал, что вне зависимости от профессиональной направленности для всех групп актуальным явилось осмысление своих способностей к руководству, что подтверждается высокой мотивацией достижения результата переобучения.

4. Применение методов развития рефлексивной компетентности позволило достичь качественных результатов в переосмыслении профессионально-важных сторон собственной личности и деятельности по всем сторонам направленного обучаюше-развивающего воздействия.

5. Небольшой разброс в разнице результатов рефлексивности мышления позволяет выдвинуть новые предположения об индивидуальном характере сформированности данного образования сознания и изучении факторов и условий развития того или иного уровня рефлексивной компетентности.

Перспективные направления исследования Перспективными направлениями исследования могут стать:

• изучение различий рефлексивного мышления в зависимости от уровня профессионализма — категории государственных служащих;

• проведение сравнительного анализа рефлексивного мышления государственных и муниципальных служащих;

• исследование качественных различий в рефлексивном мышлении в зависимости от когнитивного стиля познавательной активности руководящих кадров в органах государственной власти и др.

заключение

.

Таким образом, эффективность профессиональной деятельности руководителя существенно определяется взаимодействием различных видов рефлексивной компетентности, проявляющейся в адекватном понимании социально-экономической обстановки, умении ориентироваться в ней и прогнозировать предстоящие изменения, оценивать альтернативы, выбирать стратегические цели и конструктивные возможности, принимать управленческие решения и строить на них стратегии и тактики их оптимальной реализации. Если это происходит стихийно и без достаточной профессиональной подготовки, нерефлексивно, то профессиональное мышление импульсивно, нестабильно и малоэффективно, а успех работы такого руководителя случаен и непредсказуем. Если же у управленческих кадров сформирована рефлексивность профессионального мышления, то его эффективность психологически обеспечена, а успешность управленческой деятельности предсказуема и стабильна.

Вместе с тем, в последнее время возрастает роль способности руководителя справляться с организационно-творческими задачами с учётом взаимодействия с внутренней структурой организации и внешней социальной средой., что является одним из основных требований к профессионально-важным качествам менеджера.

Развивая рефлексивность профессионального мышления, мы способствуем целостному охвату проблемной ситуации, что позволяет наиболее эффективно с ней справиться. Важно отметить, что не стоит забывать, что при этом возрастает интеллектуально-личностный и профессионально-творческий уровень профессионализма кадров управления.

Концепция развития рефлексивности мышления руководителей и других кадров государственного и муниципального управления, описанная в научных трудах акмеологов, психологов, педагогов, в том числе и в нашей работе, может быть использована для решения широкого круга научных и практических задач, которые нашли своё отражение в выводах и рекомендациях настоящего исследования и дают новый толчок к проведению дальнейших изысканий. Так, интересно было бы сосредоточиться на различиях в развитии рефлексивности мышления и выявить факторы и условия успешного её формирования с учётом различий профессиональной направленности в профессиональном образовании.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Психология личности в условиях социальных изменений. — М.: РАН. Институт психологии, 1993. — 103с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -300с.
  3. Абульханова-Славская К.А., Воловикова М. И., Елисеев В. А. Проблемы исследования индивидуального сознания. //Психологический журнал. 1991. -№ 4. — Т.12. — С.27 — 41.
  4. Абульханова-Славская К.А., Семёнов И. Н. Акмеологическое понимание субъекта управления. //Эффективный менеджмент: психолого-акмеологические аспекты (пособие по работе с персоналом). М., 1996. — С.5 -23
  5. В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М.: ИМА-пресс, 1994.-429с.
  6. Авторитет преподавателя и эффективность общения. //Грановская P.M. Элементы практической психологии. 2-е издание. — Л., 1988. — С.410−417.
  7. В. Г. Взаимоотношения групп с неравным социальным статусом и психологические последствия несправедливости. //Психологический журнал. 1990. — Т.П. — № 4. — С.12−20
  8. Н.П. Стиль действования: рефлексивность импульсивность. // Вопросы психологии. — 1982. — № 3. — С. 121−126.
  9. Р. Искусство решения проблем. М.: Мир, 1987. — 117с.
  10. Активные методы обучения педагогов и руководителей учреждений образования. Тезисы докладов зональной научно-практической конференции 810 июня 1993 г.-Пермь, 1993.
  11. П.Алексеев Н. Г. Познавательная деятельность при формировании осознанности решения задач. Автореферат кандидатской диссертации психологических наук. М., 1975. — 21с.
  12. .Г. Психология и проблемы человекознания. Под редакцией
  13. А.А. Бодалёва. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 384с.
  14. .Г. Человек как предмет познания. Л.: изд-во Ленингр. унта, 1968.-339с.
  15. С.Е. Формирование имиджа руководителя в государственной службе. Автореферат на соискание учёной степени кандидата социологических наук-М.: РАГС, 1996. 19с.
  16. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996.376с.
  17. О.С. Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации педагога: творчество и культура мышления. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора психологических наук. М.: РАГС, 1994. -86с.
  18. О.С. Акмеология мышления. М.: РАН, 1997. — 534с.
  19. О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М.: Экономика, 1991. — 352с.
  20. О.С. Стратегия и стратегическое мышление (акмеологиче-ская версия). М.: РАГС, 1999. — С.394 — 605
  21. С.А., Деркач А. А., Конюхов Н. И., Костенко Е. П. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.: РАГС, 1997. — 44с.
  22. Л.И. Психологическое учение о человеке: теория Б. Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы. //Психологический журнал. Т.19. — № 1. — 1998. — С.3−15
  23. Аргументация как способ воздействия на взгляды и поведение человека. //Алексеев А. П. Аргументация. Познание. Общение. М., 1991. — С. 17 — 35
  24. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. — 158с.
  25. И. Я Вас слушаю.: Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. М.: Экономика, 1984. — 112с.
  26. И.В. Развитие рефлексивно-инновационного потенциала государственных служащих. Автореф. канд. психол. наук. М.: РАГС, 1997. — 24с.
  27. И.В., Семёнов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексивно-акмеологическая диагностика и развитие творческого потенциала. /Проблемы эксперимента в психологии. М.: РАГС, 1998. — С.62 — 78
  28. М.Я. Проблема развития человека. /Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994. — С.8−17.
  29. Г., Бейтсон М. К. Ангелы страшатся. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. — 216с.
  30. А.П. Перспективы развития профессиональной школы. //Педагогика. 1994. — № 4. — С. 15 — 19
  31. Н.Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ: Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1992.
  32. А.А. О предмете акмеологии. //Психологический журнал. -№ 5.- 1993.
  33. А.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. -М.: изд-во «Флинта», «Наука», 1998. 167с.
  34. Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991. — 80с.
  35. Е.М., Логинова Г. П., Мдивани М. О. Диагностика управленческих способностей. //Вопросы психологии. № 2. — 1997. — С. 112−121.
  36. В. Новые аспекты проблемы повышения квалификации руководящих кадров. //РЭЖ, 1992. № 12. — С. 79 — 82.
  37. А.Б. О соотношении биологического и социального в развитии личности. /Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. -С. 83−121.
  38. С. С. Психологические аспекты профессиональной консультации. //Психологический журнал, 1990. -№ 1. С.34−41.
  39. Л.Ф. Введение в проективную психологию. К.: Ника-Центр, 1997. — 128с. (Серия «Новейшая психология" — Вып. З).
  40. Л.Ф., Морозов С. М. Справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. — 200с.
  41. Е.П., Степанов С. Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования. // Вопросы психологии. -1997. № 5. — С.28−43
  42. А.А., Бакшаева Н. А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении. //Вопросы психологии. -1997. № 3. — С. 12−21
  43. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-воМГУ, 1990.- 288с.
  44. И.М., Семёнов И. Н. Рефлексия теории социальных представлений в контексте содержания образования государственных и муниципальных служащих. /Развитие социально-перцептивной компетентности личности. М.: РАГС, 1998.
  45. М., Френсис Д. Раскрепощённый менеджер. Для руководителя-практика. М.: «Дело ЛТД», 1994. — 320с.
  46. .Л. Последипломное образование в развитых странах. //Педагогика, 1993. № 3. — С.86 — 92.
  47. . Что такое психология: В 2-х т. Пер. с франц. М.: Мир, 1992. — Т.1 — 496с., ил. Т.2 — 376с., ил.
  48. П.Я., Талызина Н. Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий. //Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. № 4. — 1979.
  49. Т., Граф Р. Предпосылки пространственной коммуникации: точка зрения и последовательность точек зрения. //Иностранная психология. -1997.-№ 8.-С.35−43.
  50. Р.Б. Социально-психологические особенности отношенияисполнителей к руководителю. //Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 144 -151
  51. Е.И. Предметная ориентация мышления и понимание. // Вопросы психологии. 1994. — № 5. — С.78−85
  52. В. А. Психологические предпосылки непродуктивного стиля межличностного взаимодействия. //Психологический журнал. 1977. -Т. 18. -№ 6. — С.73−83
  53. Г. А. Построение и валидизация тест-опросника для диагностики деловых качеств. //Психологический журнал. 1996. — Т. 17. — № 1. — С. 149 156
  54. Н.В. Нарушение этических норм межличностного взаимодействия: феномен «нечестной игры». //Общественные науки и современность. -1997. -№ 5. -С.87−95
  55. М.Т. Если Вы преподаватель. — М.: ТОО «Диз-Арт», 1998. — 152с.
  56. М.Т. Педагогические основы образования взрослых. М.: МСХА, 1993.- 163с.
  57. Де Боно Э. Латеральное мышление. СПб.: Питер Паблишинг, 1997. -320с.
  58. К. Способность к профессиональному обучению работников старших возрастных групп. //Кадры, 1993. № 3. — С.36 — 38
  59. А.А., Анисимов О. С. Основы общей и управленческой акмео-логии: Учебное пособие. М.: РАГС, 1995. — 268с.
  60. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения профессионализма. М.: Луч, 1993. — 23с.
  61. А.А., Маркова А. К. Профессиограмма государственного служащего. Учебное пособие. -М.: РАГС, 1999. 93с.
  62. А.А., Огнев А. С. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 1998. — 297с.
  63. А.А., Семёнов И. Н., Степанов С. Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. М.: РАГС, 1998. — 250с.
  64. А.И. Проблемы групповой сплочённости. М.: Изд-во Московского университета, 1979. — 128с.
  65. А.И., Токарева Н. Ю. Социальный контекст как фактор взаимодействия меньшинства и большинства. // Вопросы психологии. № 3. -1998. -С.115−124
  66. В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 1997.-256с.
  67. В.М. Рефлексивно-психологические особенности проектирования профессионального бизнес образования. Автореферат на соискание учёной степени кандидата психологических наук. Бийск: БГПИ, 1995. — 29с.
  68. В.М., Семёнов И. Н. Инноватика и рефлексика психолого-педагогического обеспечения гуманизации непрерывного профессионального бизнес-образования. Красноярск, 1995.
  69. A.JI. Влияние рефлексивной культуры на повышение профессионализма государственного служащего. Автореф. канд. психол. наук. -М.: РАГС, 1997.-24с.
  70. Ю.Н. Активные групповые методы социально-психологической подготовки специалистов. //Вопросы психологии, 1985. № 6. — С.20 — 25
  71. Н.А. Психологические особенности профессионального менталитета государственных служащих. Автореферат на соискание учёной степени кандидата психологических наук. М.: РАГС, 1997. — 23с.
  72. A.M. Этика и психология деловых отношений. М.: Изд-во МАИ, 1994. — 48с.
  73. Д.Н. Полисистемный подход к исследованию решения мыслительных задач. //Психологический журнал, 1995. Т. 11. — № 6. — С.32−42
  74. Загадка человеческого понимания. /Под общ. ред. А. А. Яковлева М.:1. Политиздат, 1991. 352с.
  75. В. Г. Психология проницательности. Методические рекомендации для государственных служащих систем федерального, регионального и муниципального управления. М., 1997. — 92с.
  76. А.В. Развитие мышления. /Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1986. — Т1.
  77. В.К., Семёнов И. Н. Методика определения стиля мышления руководителя. /Практические занятия по социальной психологии. Рига: МИПКСНХ, 1980. — С.40−60
  78. JI.H. Психологические основы подготовки к профессиональной деятельности. Дис. на соискание учёной степени доктора психологических наук. Нижний Новгород, Новосибирск, 1997. — 459с.
  79. Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности. //Психологический журнал. 1997. — Т. 18. — № 6. — С.23−44.
  80. . В. Опосредование и саморегуляция в норме и патологии. // Вестник МГУ. Сер. 14 «Психология». 1981. С. 9 — 14.
  81. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Основы российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304с.
  82. С.И. Высшая школа и непрерывное олбразование в капиталистических странах. //Вестник высшей школы. 1988. — № 5. — С.87 — 90
  83. А.В. Психология принятия управленческих решений./ Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Юристъ, 1998. — 440с.
  84. Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988. -199с.
  85. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 224с.
  86. А.Б. Психологические особенности процесса понимания творческих задач. //Вопросы психологии. 1991. — № 5. — С.42−47.
  87. Н.Б. Развитие и организация рефлексивных методов в совместном решении творческих задач: Автореферат дис. .канд. психол. наук / РАУ.-М., 1994. 19с.
  88. Ю. Психологическая теория решений. М.: Изд-во «Прогресс», 1979. — 504с.
  89. С.Н. Личностное самоопределение в формировании индивидуального стиля деятельности кадров государственной службы. Автореферат на соискание учёной степени кандидата психологических наук. М.: РАГС, 1996. -20с.
  90. В. Проблемы личности: идеология и психология. //Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С. 141−147
  91. В.В. Ценностные ориентации как профессиональное качество государственных служащих. Автореферат на соискание учёной степени кандидата психологических наук. М.: РАУ, 1994. — 22с.
  92. Т.В. Познавательная активность и индивидуально-стилевые особенности интеллектуальной деятельности. //Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1991. — № 1. — С.16−26
  93. Л.А. Психологические барьеры и готовность к нововведениям: Учебное пособие. //Центральный институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов профессионального образования Министерства образования РФ. М., 1995. — 33с.
  94. А.А., Тамбовцева Т. С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения. //Вопросы психологии. 1990. — № 2. — С.62−70
  95. .Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода. //Вопросы психологии. № 6. — 1997. — С.58−68
  96. Е.П. Психодиагностика в системе отбора, подготовки и переподготовки кадров госслужбы. Автореферат на соискание учёной степени кандидата психологических наук. М.: РАГС, 1995. — 23с.
  97. JI. Переподготовку управляющих кадров откладывать нельзя. //Социалистический труд, 1991. № 7. — С. 113−117
  98. JI. Совершенствование квалификации управленцев. //Экономические науки, 1991. № 5. — С.105 — 110
  99. Г. С. Принцип развития в психологии. //Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994. — С. 19−22
  100. М. Культурные механизмы развития. //Вопросы психологии. -1995. № 3. — С.42−54
  101. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 207с.
  102. Р.Л. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М.: Дело, 1996. — 384с.
  103. А.А., Кудрявцева Н. А. Психологические проблемы развития интеллектуального потенциала человека. //Вестник ЛГУ. Серия 6. 1990. -Выпуск 3. — С.43−49
  104. Е., Киянова М. Правила конструктивной критики. //Кадры. -1995. № 3. — С.38−40
  105. Е., Киянова М. Стратегии поведения при конфликтах. //Кадры. 1995. — № 4. — С.38−39
  106. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей учёной степени. М.: «Ось-89», 1998. — 208с.
  107. А.Л., Храпов В. Н. Детерминационный анализ. Пакеты прикладных программ «OA-система» и ANSOD. Новосибирск: СибАГС, 1998. -83с.
  108. В.Н. Повышение психологической готовности кадров госслужбы к деятельности в стрессовых ситуациях. Автореферат на соискание учёной степени кандидата психологических наук. М.: РАГС, 1995. — 24с.
  109. С.В. Формирование рефлексивных приёмов саморегуляции практического мышления кадров государственной службы. Автореф. канд. психол. наук. М.: РАГС, 1995. — 26с.
  110. С.В., Семёнов И. Н. Рефлексивно-акмеологические аспекты развития профессионального мастерства. /Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации. Новосибирск, 1995. — С. 124 — 136
  111. Н.В. Методы системного педагогического исследования.- Д.: изд-во Ленингр. ун-та, 1980. 172с.
  112. Н.В. Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе.- Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 1976. 111с.
  113. Н.В. Способности, одарённость, талант учителя. Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 1985. — 117с.
  114. Н.В. Формирование педагогических способностей. Л.: Изд-во Лен. Ун-та, 1961. — 98с.
  115. Ю.Н. Культура групповых дискуссий. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства, 1997. — 22с.
  116. Ю.Н. Культура групповых дискуссий. СПб.: С.-Петербургский гос. ун-т пед. мастерства, 1997. — 22с.
  117. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985. — 79с.
  118. Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий. // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979. -С.22−28
  119. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971. — 111с.
  120. А.Н. Проблемы развития психики. М.: изд-во моек, унта, 1984. — 584с.
  121. Д.А. Динамика смысловых процессов. // Психологический журнал. Т. 18. — № 6. — 1997. — С. 13−27
  122. В.В. Опыт обучения государственных служащих в США. // Вестник государственной службы, 1993. № 12. — С.56−60
  123. .Ф. Диалектика социального и природного в развитии человека и его отношений с миром. // Психологический журнал. 1989. — № 3. -Том 10.-С.З-7
  124. .Ф. Проблема общения в психологии. // Проблема общения в психологии. М., 1981.-С.З-19
  125. А. В. Формирование рефлексивности социально-профессионального мышления менеджеров быстроразвивающихся организаций. Автореф. диссер. .кандидата психологических наук. М., 1997. — 23с.
  126. А.В., Семёнов И. Н. Рефлексивно-психологические проблемы отбора и профподготовки управленческих кадров быстроразвивающихся организаций. /Эффективный менеджмент: психолого-акмеологические аспекты. -М., 1996.-С.121 137
  127. В.Д. Структурирование информации человеком при принятии решений. //Психологический журнал. Т.18. — № 1. — 1997. — С.90 -102
  128. Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. — 688с.
  129. А.К. Психологические проблемы повышения квалификации. //Педагогика. 1992. — № 9−10. — С. 65−67
  130. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308с.
  131. С.Н. Рефлексивно-инновационный практикум как метод развития творческого потенциала руководителя. Автореф. канд. психол. наук. -М.:РАУ, 1993.-23с.
  132. А. Новые рубежи развития человека. / Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М., 1995 — С. 111−152
  133. А. Условия творческого труда. М.: Мир, 1970. — 303с.
  134. Материалы межкафедральной научно-практической конференции «Становление государственной службы в России и подготовка высшего административно-управленческого персонала». Отв. ред. С. А. Анисимов М., РАГС. 1998. — 113с.
  135. A.M. Основные направления исследований мышления и творчества. // Психологический журнал. Т. 5. — № 5. — 1984. — С. 9 — 17
  136. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 208с.
  137. Методологические концепции и школы в СССР (1951 1991гг.). История, истоки и перспективы. Материалы международной науковедческой конференции 22 — 24 сентября 1992 г. Отв. ред.: И. С. Ладенко. Выпуск 1. — Новосибирск, 1992. — 150с.
  138. Методические материалы для слушателей вечернего и заочного отделений. Отв. ред. Деркач А. А. М., РАГС, 1996. — 139с.
  139. Митина Л М Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях //Вопросы психологии. 1997. — № 4. -С. 28−38
  140. А.А. Рефлексия. // Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — С. 579 — 580
  141. Мысли о мыслях. Том 1. Рефлексивное мышление и творчество. Часть 1. Теоретические проблемы рефлексии. Отв. ред. И. С. Ладенко. Новосибирск, 1995. — 228с.
  142. Мысли о мыслях. Том 1. Рефлексивное мышление и творчество. Часть 2. Проблемы рефлексии в решении творческих задач. Отв. ред. И. С. Ладенко. Новосибирск, 1996. — 182с.
  143. Мысли о мыслях. Том 2. Рефлексия в обучении и консультировании. Часть 1. Рефлексия в обучении. Отв. ред. И. С. Ладенко. Новосибирск, 1996. — 175с.
  144. Мысли о мыслях. Том 2. Рефлексия в обучении и консультировании. Часть 2. Рефлексия в консультировании. Отв. ред. И. С. Ладенко. Новосибирск, 1996. — 177с.
  145. Мысли о мыслях. Том 3. Интеллектуальные системы: освоение и развитие. Часть 2. Семиотические структуры мышления. Отв. ред. И. С. Ладенко. Новосибирск, 1995. — 187с.
  146. Найдёнова Л. А, Найдёнов М. И. О рефлексивном аспекте индивидуального и совместного решения творческих задач. //Человек компьютертворчество. Ч. 1. М., 1987. — С. 175−179
  147. К. Вокруг толкования понятия зоны ближайшего развития. // Психологический журнал. 1996. — Т. 17. — № 1. — С.20−31
  148. Р.С. Психология. В 2 кн. М.: Просвещение: Владос, 1994. -Кн. 1 — 576с. Кн. 2−496с.
  149. О понятии «успешность трудовой деятельности». // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1996. — № 3. — С. 60−67
  150. Образование и культура. Ежегодник. 1995 год. Отв. ред. И. С. Ладенко. Новосибирск, 1996. — 209с.
  151. Обучение общению через игровой тренинг. /Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989. — С. 163−172
  152. А.С. Субъектогенетический подход в обучении. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 1998. — 237с.
  153. Л. Г. Кадры для системы политического образования. (Новосибирский опыт) // Полис, 1992. № 5−6. — С. 194 — 199
  154. О.Г. Влияние рефлексивной культуры на развитие интеллектуальных качеств руководителя в системе государственной службы. Авто-реф. канд. психол. наук. М.: РАГС, 2000. — 24с.
  155. А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров. М.: Высшая школа, 1991. — 79с.
  156. В.Ф., Митина О. В. Отношение граждан к реформам и типология политических установок. // Психологический журнал. 1997. — Т. 18. -№ 9. — С.31−61
  157. Ю.А. Культура мышления: проблемы научно-педагогической работы. М.: Изд-во МГУ, 1990. — С.74−111
  158. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255с.
  159. . О природе креативности: Процесс творческого акта и механизмы создании нового человеком. //Вестник МГУ. Серия 14. Психология. -1996.-№ 3.-С.8−16
  160. С.Е., Андреев Н. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости. //Вопросы психологии. № 2. — 1998. — С.3−9
  161. А.И. Планомерное формирование умственной деятельности в практике профессионального обучения. //Вопросы психологии, 1983. -№ 5. С.34−41
  162. О.А. Развитие рефлексивной компетентности кадров государственной службы. Автореф. канд. психол. наук. М.: РАГС, 1995. — 24с.
  163. Я.А. Исследование творческого потенциала человека. //Психологический журнал. 1990. — Т11. — № 4. — С. 12−20
  164. Я.А. О понятии «психологический механизм решения творческих задач». //Психологический журнал. 1996. — Т. 17. — № 6. — С. 19−29
  165. Я.А., Семёнов И. Н., Степанов С. Ю. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: Наука, 1990. — 224с.
  166. Практические занятия по психологии. /Под ред. А. В. Петровского -М., 1972.
  167. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения. / Отв. ред. П. Я. Гальперин. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 208с.
  168. Психология. Словарь. /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. 494с.
  169. Психология личности в условиях социальных изменений. М.: ИП РАН, 1993.- 103с.
  170. Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. /Отв. ред. А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. М.: РАГС, 1996. — 182с.
  171. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления. /Отв. ред. А. А. Деркач, Э. А. Манушин. М.: РАГС, 1997. — 237с.
  172. Д.М. Стиль мышления и способ взаимодействия партнёров при совместном решении задач. //Психологический журнал. 1996 — Т. 17. -№ 5. — С.90−95
  173. Г. Способности к обучению у взрослых. //Вопросы психологии. 1985. -№ 1. -С.45−53
  174. Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации. Материалы Второй Всероссийской конференции «Рефлексивные процессы и творчество». 6−8 июня 1995 г. /Отв. ред. И. С. Ладенко. Новосибирск, 1995. — 292с.
  175. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.: Прогресс, 1988. — 256с.
  176. Российский менталитет: психология личности, сознание, социальные представления. /Под ред. К.А. Абульхановой-Славской. М.: Ин-т психологии, 1996. — 132с.
  177. К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1993. — 368с.
  178. Е.Ф. Интеллектуальный потенциал в разные периоды жизни человека. //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Выпуск 2. 1996. — С.65−73
  179. Е.Ф. Проблемы индивидуального развития человека в трудах Б.Г.Ананьева. //Вопросы психологии. -1977. № 6. — С. 17−25
  180. А.В. Психологические особенности профессиональной самооценки личности и условия её совершенствования. Автореф. канд. психол. наук. М.: РАГС, 1998. — 30с.
  181. И.Н. Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых России и США. М.: ИТП и МИО РАО, 1994. — 47с.
  182. И.Н. Духовность и рефлексивность в становлении профессионала. Тамбов: ТГУ, 1997. — 39с.
  183. И.Н. Душа. Индивидуальность. //БСЭ. Т.8. — 1971. -С.554- Т.10. — 1972. — С.188
  184. И.Н. Психология рефлексии в научном творчестве С.Л.Рубинштейна. //Психологический журнал. Том 10. — № 4. — 1989.
  185. И.Н. Рефлексивно-творческий подход в непрерывном образовании. (Методология взаимодействия психологии, акмеологии, конфликтологии, андрогогики). Бийск, 1994. — 67с.
  186. И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — 64с.
  187. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. Запорожье: ЗГУ, 1992 — 192с.
  188. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности. //Вопросы психологии. № 2. — 1983.
  189. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб: «Социально-психологический центр», 1996 350с.
  190. А.П. Акмеологический тренинг: Теория, методики, психотехнологии. М.: Имидж-Контакт, 1996. — 429с.
  191. Л. Психологическая перестройка и культура социального самосознания. //Политическое самообразование. 1987. — № 11. — С.8−17
  192. С.В. Альтернативное образование взрослых: проблемы и перспективы. //Педагогика, 1993. № 5. — С.114 — 115
  193. Л.М. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей. //Психологический журнал. 1996. — Т. 17. — № 1. -С.157−168
  194. Л.И. Методы психодиагностики. М., 1990.
  195. Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. — 600с.
  196. В.Ф. К исследованию средств творческого мышления в проблемных ситуациях различных типов. //Вестник МГУ. Серия 14. Психология. № 2. — С.41−49
  197. Э. Повышение квалификации менеджеров. //Кадры. 1995. — № 11.-С. 4−7
  198. С.Ю., Варламова Е. П. Рефлексивно-инновационный подход в подготовке кадров управления. // Вопросы психологии. № 1. — 1995. -С.60−68
  199. С.Ю., Маслов С. Н., Яблокова Е. А. Управленческая инно-ватика: рефлепрактические методы. М.: «Луч», 1993. — 66с.
  200. С.Ю., Полищук О. А., Семёнов И. Н. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления. Методические рекомендации. М., РАГС, 1996.- 81с.
  201. Л.Д. Педагогическая психология и психология развития. /Основы психологии. Гл. 9. Ростов-на-Дону. — С.347−390
  202. С. Повышение квалификации управленческих кадров: опыт США. //РЭЖ, 1992. № 7. — С.64 — 72
  203. Е.М. Психолого-акмеологические факторы устойчивости профессиональной деятельности госслужащих. Автореферат на соискание учёной степени кандидата психологических наук. М.: РАГС, 1997. — 24с.
  204. O.K. Психология мышления. М., 1984. — 272с.
  205. П.Ю., Донцов А. И. Меньшинство как источник социального влияния. //Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С.50−62
  206. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1997. — 336с.
  207. П.С., Пономаренко В. А., Рысакова-Ромашкан С.Л. Уровни понимания информации и структура коммуникативного акта. //Психологический журнал. 1992. — № 1. — Т. 13. — С.30−40
  208. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119. ФЗ. /Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 31. — Ст. 2990.
  209. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368с.
  210. В.А. Способы разрешения межличностного конфликта в экстремальных условиях. //Психологический журнал. 1993. — Т. 14. — № 3. -С.38−47
  211. М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. Киев: УМК ВО, 1990. — 75с.
  212. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -Томск: Изд-во Том. Ун-та. Москва: Изд-во «Барс», 1997. 392с.
  213. Т., Лебедева М. Национальные особенности деловых переговоров. //Кадры. 1995. — № 3 — С.34−38
  214. Т., Лебедева М. Психология переговоров. // Кадры. -1995. -№ 2. -С.31−34
  215. Т., Лебедева М. Сложности ведения переговоров. Посредничество //Кадры. 1995. — № 2. — С.31−34
  216. В.Г. К вопросу о психологической подготовке кадров государственной службы. //Государственная служба: состояние и проблемы функционирования. Хабаровск, 1996. — С. 181−184
  217. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 400с.
  218. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997 -608с.
  219. Хяюрюнен Ю.-П. Как быстро человек может измениться: некоторые аспекты, связанные с временем, творчеством и властью. //Психологический журнал. 1991. — № 4. — Т. 12. — С.41−50
  220. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 160с.
  221. В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция. //Вопросы психологии. 1997. — № 3. — С.102−111
  222. В. В. Развитие интеллекта руководителя: социально-психологический анализ (на примере руководителей аппарата госслужбы). Автореф. канд. психол. наук. М.: РАГС, 1995. — 23с.
  223. И. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: ВЛАДОС, 1998. — 512с.
  224. П.В. Социально-психологический анализ профессиональных предпочтений государственных служащих. Автореф. канд. психол. наук. М.: РАГС, 1996. — 24с.
  225. А.В. Мышление и проблемы. Психология творчества. (Технология творческого решения проблем.) Белгород: Крестьянское дело, 1995.-208с.
  226. Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969. — 535с.
  227. К.И. Творческая личность будущего. //Психологический журнал. 1995. — Т.16. — № 4. — С. 136−141
  228. А.В. Оптимизация деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях. М.: МААН, 1997. — 11с.
  229. А.В. Психологические характеристики экстремальных ситуаций в управленческой деятельности. М.: МААН, 1997. — 14с.
  230. А.В. Формирование психологической готовности руководителей к деятельности в экстремальных управленческих ситуациях. М.: МААН, 1997. — 14с.
  231. В.В. Социально-психологическое обеспечение работы с кадрами. М., 1995.- 115с.
  232. E.JI. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. //Вопросы психологии. -1997. № 4. — С.20−27
  233. Broun A.L. Metacognitive development and reading. //Theoretical Issues in Reading Comprehension. N.Y.: Lawrence Eribaum, 1980. 453p.
  234. Cognitive processes in well-defined and ill-defined problem solving. /Schraw Gregory, Dunkle Michael E., Bendixem Lisa D. //Appl. Cogn. Psychol. -1995. 9, № 6. — P.523−538
  235. David A. Whetten, Kim S. Camemn. Developing Management Skills. Third Edition. USA: HarperCollinsCollegePublishers, 1995. — 775p.
  236. Dorner P. Selt-reflection and problem-solvinq. //Human and Artifical intelligent Berlin, 1978. P. 101−107
  237. Durcan K.W., Kirkbride P. S. Interactive team teaching on management courses: some personal experiences. //J. Eur. Ind. Train, 1987. II, № 8. — P. 17−20
  238. Flavell J.H., Wellman H.M. Metamemory. In: Kail R.V., Hagen J.W. /Eds./: Perspectives on the Development of Memory and Cognition. Hillsdale, N.Y.: Eribaum, 1977. P.3−34
  239. Keys В., Wolfe J. Management education and development: current issues and emerging trends. //J.Manag., 1988, 14, № 2. P.205−229
  240. Matthaus W. Sowjetische Denkpsychologie. Gottingen. Toronto. Zurich.
  241. Verlag fur Psychologie. 1988. — 892p.
  242. Mehler J., Bever T.G. The stady of competence in cognitive psychology. International J. of Psychology. 1968. — V.3. — P.273−280
  243. Reither F. Selfreflectiv Cognitive Processes: its characteristics and Effects. In: XXIInd International Congress of Psychology. V.I. Zeirzig, 1980. P.229
  244. Renzulli J.S. The three-ring consepshin of giftedness: A developmental model for creativ productivity. In: Sternberg R.J., Davidson J.E. (Eds.). Conceptions of giftedness. Cambridge Univ. Press, 1984.
  245. Saljo R. Learning about learning. Hugher Education. -1979. — V.8.4.
  246. Smith P. Second thoughts on action learning. //J.Eur. Ind. Tram, 1988, 12.-№ 6.
  247. Staats A.W. Learning and cognitive development. Chicago (III): Univ. Of Chicago Press, 1970.
  248. Wallach M.A., Kogan N. A new look of the creativity-intelligence distinction. J. of Personality. 1965. — V, 33. — № 3. — P.348−369
Заполнить форму текущей работой