Для отсасывания запыленного воздуха и создания вакуума в различных отраслях промышленности широко применяются водокольцевые вакуум-насосы. По принципу работы они аналогичны пластинчатым ротационным компрессорам, однако конструктивно отличаются от них. Принципиальная схема водокольцевого вакуум-насоса изображена на рис. 17.12.
В цилиндрическом корпусе 1 с крышками 8 и 9 эксцентрично расположен ротор 6 с лопастями 2. Последние имеют одинаковую длину и часто изготовляются заодно с ротором. При вращении ротора с большой частотой вода, находящаяся в корпусе, под действием центробежных сил отбрасывается к стенкам, уплотняя концы лопастей. В центральной части корпуса при этом образуется воздушное кольцевое пространство переменной толщины.
Рис. 17.12. Конструктивная схема водокольцевого вакуум-насоса.
Воздух поступает в насос через патрубок 5 и приемное серповидное отверстие 7, расположенное в крышке 8. В корпусе насоса происходит сжатие воздуха, заключенного между смежными лопастями, после чего он вытесняется через напорное отверстие 3 и патрубок 4. Насос может работать только при достаточном количестве воды в корпусе, когда концы лопастей погружены в воду. Вакуум, создаваемый насосом при полном закрытии всасывающей трубы, не превышает 92%.
Производительность водокольцевого насоса V, м3/мин, определяют по формуле.
где Dv D2— внешний и внутренний диаметры ротора с лопастями, м; а — минимальное погружение лопасти в водяное кольцо, м; z — число лопастей; / — длина лопасти, м;
5 — толщина лопасти, м; b — ширина лопасти, м; п — частота вращения, об/мин; X — коэффициент подачи, принимаемый равным 0,9—0,96. Мощность на валу водокольцевого насоса, кВт, находят по формуле.
где k — коэффициент запаса мощности, принимаемый равным 1,05—1,5; р — полное давление, Па; V — объемная производительность, м3/с; ц — КПД насоса.
При работе насоса концы лопастей перемещаются в слое воды, что приводит к значительным потерям энергии. Поэтому КПД насоса обычно не превышает 0,5.
Водокольцевые насосы, несмотря на низкий КПД, широко применяют на пневматическом транспорте, так как они просты по устройству, надежны в эксплуатации и работают на запыленном воздухе без смазки. При использовании насосов в качестве воздуходувок избыточное давление достигаст 0,18 МПа, а при использовании в качестве вакуум-насосов вакуум — до 92%.