Заключение.
Проблема принципала-агента, ее роль в теории фирмы
Оптимальный контракт, направленный на решение проблемы «принципал-агент» в общественном выборе, должен содержать вариативную часть оплаты труда агента-президента, поставленную в прямую зависимость от конечного результата экономического развития государства. Противоречие интересов приобретает форму конфликта в силу технической невозможности для принципала полностью контролировать все действия… Читать ещё >
Заключение. Проблема принципала-агента, ее роль в теории фирмы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Цель агента ограничена целями и интересами «принципала». Идеальный агент тот, кто интересы «принципала» воспринимает как свои собственные.
Суть проблемы — конфликт интересов между принципалом и агентом.
Проблема принципала и агента — угроза манипулирования принципала при выполнении поручений агентом, введение принципала в заблуждение.
Главная проблема — создается угроза выполнения задания фирмы из-за возникающей асимметрии информации. Разные интересы этому способствуют.
Противоречие интересов приобретает форму конфликта в силу технической невозможности для принципала полностью контролировать все действия и решения агента.
Способы решения проблемы:
- 1) организация соревнования агентов. Вознаграждается не абсолютные, а относительные результаты. Обеспечивается самоконтроль агентов друг за другом.
- 2) участие агента в прибыли фирмы. Наделение его правом на долю остаточного дохода.
- 3) фирма как коалиция агентов. Каждый из агентов попеременно становится на позицию принципала, возникает доверие и заинтересованность.
Ключевой вопрос в разрешении проблемы — создание системы стимулов, эффективных форм организации.
Таким образом, функционирование организаций с неизбежностью ставит вопрос об оппортунистическом поведении агента на основе располагаемой им уникальной информации. Поэтому проблема принципала и агента является частным случаем ситуации морального риска: принципал выступает в роли страховщика от «естественных» рисков, а агент — в роли скрывающего от него важную информацию о клиенте (состояние здоровья, бизнеса и т. д.)6. Ключевой вопрос здесь касается системы стимулов, способствующих или, наоборот, препятствующих распространению агентом достоверной информации. На рынке конкуренция стимулирует распространение достоверной информации. Напротив, в обычном варианте отношений принципала и агента асимметричность информации и перспективы оппортунизма стимулируют манипулирование агентом принципала.
Ответственность в менеджменте является взаимной — принципала и агента.
Ответственность принципала как участника системы управления бизнесом заключается в формулировании целей и задач, в доведении своего понимания целей и задач до агента (синхронизация пониманий), в задании правил действий при достижении целей, в ликвидации монополии агента на информацию, в проведении контроля, не отвлекающего внимание исполнителя и в справедливом вознаграждении агента.
Ответственность агента как участника системы управления бизнесом заключается в оказании помощи принципалу при формулировании целей и задач, в понимании условий достижения установленных целей, в качественном и мотивированном исполнении, в оказании помощи принципалу при разработке и внедрении системы контроля, минимизирующего вмешательство в деятельность агента.
Оптимальный контракт, направленный на решение проблемы «принципал-агент» в общественном выборе, должен содержать вариативную часть оплаты труда агента-президента, поставленную в прямую зависимость от конечного результата экономического развития государства.