Используемые аудитором программные средства
Программные средства системы, используемой аудитором при проведении аудита, должны обеспечивать:
- 1)анализ содержания формируемой в бухгалтерии экономического субъекта базы данных, если таковая существует и доступна;
- 2)контроль показателей, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета экономического субъекта;
- 3)тестирование алгоритмов, используемых в автоматизированной системе бухгалтерского учета;
- 4)контроль соответствия показателей, содержащихся в формах бухгалтерской отчетности, данным бухгалтерских регистров или базы данных, формируемой в бухгалтерии при обработке первичных документов;
- 5)использование возможностей поисково-справочных информационных систем в области нормативных и законодательных актов, регламентирующих бухгалтерский учет и аудит в Российской Федерации;
- 6)формирование аудиторской документации (рабочей и итоговой).
В аудиторской деятельности используются следующие группы программ:
- *офисные программы;
- *справочно-правовые системы;
- *бухгалтерские программы;
- *программы финансового анализа;
- *специальное программное обеспечение аудиторской деятельности.
К офисным программам относятся табличные процессоры, системы управления базами данных и текстовые процессоры.
Табличные процессоры обладают мощными вычислительными возможностями, средствами деловой графики и ведения баз данных. Они получили широкое применение при проведении аудиторских проверок и используются для создания различных рабочих табличных документов (смет, отчетов), альтернативных балансов, различных аналитических таблиц, представления полученной информации в графическом виде. Наиболее распространены программы MS Excel, Lotus 1−2-3.
С помощью таких систем управления базами данных, как MS Access, аудитор может осуществлять выборку хозяйственных операций, проверять отдельные отчетные формы, генерируемые бухгалтерскими программами и предназначенными для вывода на печать.
Текстовые процессоры, например MS Word, Word Pad, «Блокнот», Lexicon, используются на всех стадиях аудита, требующих создания и качественного оформления аудиторских документов. Они применяются при составлении аудиторских договоров, программ, планов, рабочих документов, заключений, различных справок и запросов.
Текстовые процессоры позволяют создавать и редактировать документы, подготавливать их к публикации, проверять их орфографию, печатать, производить электронную рассылку. В процессе работы над документами выполняются слияние постоянной информации основного документа и переменной информации источника, создание интегрированных документов с включением внешних объектов (рисунки, звуковые файлы), сохранение текстовых документов в выбранных форматах.