Организация как система
Значительный вклад в развитие общей теории систем внесли отечественные и зарубежные ученые, в числе которых «отец» кибернетики Норберт Винер, а также В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Дж Лорш, В. Н. Садовский и другие. Благодаря их трудам сложилось понимание организации как системы, но не любой, а в определенной мере упорядоченной, деятельной, результативной. Концепции ситуационного подхода… Читать ещё >
Организация как система (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие системы
Фундаментальной основой теории организации является теория систем.
Система (греч. Systema — целое, составленное из частей) — это множество элементов, находящихся в определенных отношениях (связях) друг с другом и образующих целостность, единство.
По словам ученого в области кибернетики, А. И. Берга, система это то, что «нам нужно знать о данном объекте, чтобы решить какую-нибудь конкретную задачу исследования, планирования и управления».
Значительный вклад в развитие общей теории систем внесли отечественные и зарубежные ученые, в числе которых «отец» кибернетики Норберт Винер, а также В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Дж Лорш, В. Н. Садовский и другие. Благодаря их трудам сложилось понимание организации как системы, но не любой, а в определенной мере упорядоченной, деятельной, результативной.
Термин «организация» раскрывает сущность системы, указывает, что она не только фактически существует (организована), но и функционирует определенным образом и имеет конкретные результаты.
На первом этапе развития теории организации (первая половина XX века) в ней доминировала парадигма «закрытой системы», в которой предприятия рассматривались в основном как «самодостаточные», изолированные от внешних условий. Главным фактором успеха считалось расширение масштабов производства товаров и услуг на основе стабильности целей и задач, эффективного использования ресурсов, повышения производительности труда, контроля и дисциплины.
На втором этапе (вторая половина XX века) акцент в исследованиях был смещен в сторону внешних факторов, определяющих стратегию и тактику управления организацией, а сами организации стали представляться как «открытые системы» (см. табл.1). Эти же процессы характерны и для образовательных систем.
Таблица 1. Организация как открытая система
Черты и свойства. | Характеристика, обоснование. |
Компоненты. | Система состоит из некоторого количества частей, называемых компонентами или элементами; они необходимы для достижения целей. |
Связи. | Компоненты связаны между собой для обеспечения протекающих в системе процессов. |
Структура. | Форма связи организационно закреплена в структуре для ее устойчивости и стабильности. Системам присуща иерархичность структур, т. е. наличие подсистем. |
Взаимодействие. | Только во взаимодействии всех элементов и связей возможны процессы и результат. |
Процесс. | В системе одновременно протекает несколько процессов, направленных на изменение ресурсов и «превращение» их в результат. |
Холизм. | Система — целостность, проявляющая свойства только в результате взаимодействия ее компонентов. |
Эмерджентность. | Наличие качественно новых свойств целого, отсутствующих у его компонентов. |
Идентификация. | Признаки и свойства, отличающие систему от других процессов, систем. |
Окружение. | Явления и процессы, не входящие в систему, но влияющие на нее и образующие ее внешнюю среду. |
Концепция. | Главная идея, принцип достижения поставленной цели. |
Концепции ситуационного подхода (1960;е гг.), стратегии (1970;е гг.), инноваций и лидерства (1980 — 1990;е гг.) постепенно утвердили теоретиков и практиков менеджмента и маркетинга в мысли о том, что обе научные парадигмы («закрытая», корпоративная и «открытая», ориентированная на клиента и общество) «работают», взаимно дополняя одна другую.
Современный мир, который окружает человека, является сложнейшей суперсистемой, который можно представить в единстве трех основных систем (крупные подсистемы обычно называют системами): биологической, социальной и технической.
Биологические, социальные и технические системы могут быть классифицированы как искусственные и естественные, открытые и закрытые, полностью и частично предсказуемые, жесткие и мягкие.