Введение.
Духовно-нравственное развитие школьников старшего подросткового возраста на уроках обществознания
![Реферат: Введение. Духовно-нравственное развитие школьников старшего подросткового возраста на уроках обществознания](https://westud.ru/work/8693263/cover.png)
Проблема изучения личностных особенностей, способствующих успешной адаптации и самореализации личности, приобретает особое звучание и актуальность для подростков. Формирование собственной активной и ответственной позиции является для подростка одной из важнейших задач возраста, также как и осознания того, что остается закрепленный социальный статус «ребенка», ограничивающий проявление… Читать ещё >
Введение. Духовно-нравственное развитие школьников старшего подросткового возраста на уроках обществознания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Ещё В. Г. Белинский утверждал, что среди множества родов образования и развития, каждое из которых важно само по себе, самое важное — образование нравственное Данная курсовая работа посвящена изучению проблемы личностной ориентирования школьников старшего подросткового возраста, формированию человеческих ценностей и моралей непосредственно на уроках обществознания.
Актуальность данной темы связана с тем, что процессы, происходящие в современном мире, быстрый темп экономического и общественного развития меняют весь уклад жизни. Актуальность данной работы несомненна. В конце XX века, как с наследием прошлого, наша страна столкнулась с угрожающим здоровью нации падением нравственности, аморализмом, бездуховностью, криминализацией общества. Масштаб и значительность этих изменений таковы, что, безусловно, не могли не повлиять и на потребности людей, ни на их приоритеты. Однако изменения современного социального пространства, идущие в настоящее время, не дают четких ориентиров для способов и новой системы поиска смыслов и ценностей, что, несомненно, затрудняет не только социально-психологическую адаптацию людей, но и формированию личности.
Проблема изучения личностных особенностей, способствующих успешной адаптации и самореализации личности, приобретает особое звучание и актуальность для подростков. Формирование собственной активной и ответственной позиции является для подростка одной из важнейших задач возраста, также как и осознания того, что остается закрепленный социальный статус «ребенка», ограничивающий проявление самостоятельности, что в свою очередь временно стопорит процесс самореализации.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в настоящем все более сложным становится процесс присвоения подростками своего индивидуального опыта. В связи с этим можно с уверенностью сказать, что изучение духовнонравственных процессов подростков, является одной из наиболее важных и актуальных проблем становления индивида как личности.
В подростковом возрасте личная идентичность проходит фазу становления. В конечном счёте, идентичность является осознанием себя как личности и четким пониманием своего места общества. Но также существуют и негативные результаты, когда идентификация проходит неправильно. Из негативных идентификаций складывается негативный вариант идентичности, расплывчатое, нечёткое «Я», ролевая и личностная неопределённость, ведущая к ассоциальности, а в крайних случаях к психической патологии. Нарушение процесса идентификации ведёт к отрицанию подростком самого себя, то есть нарушению идентичности.
Помимо непосредственного воздействия семьи и социума, внушительной степени на формирование личной идентичности подростка влияет школа и в частности уроки обществознания.
Тема влияния уроков обществознания на личностную идентификацию подростков достаточно новая и до конца неизученная, тем самым она представляется еще более привлекательной к рассмотрению.
Предмет: процесс формирования духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках обществознания Объект: школьники старшего подросткового возраста в процессе социализации Цель: Изучение процесса морального становления школьников непосредственно на уроках обществознания и разработка методов и рекомендаций для учителей для достижения положительного результата в становлении личности учеников.
Задачи:
- 1. Изучение нормативных документов:
- 1)ФЯСОО (Федеральное Ядро Содержания Общего Образования)
- 2)ФГОС (Федеральные Государственные Образовательные Стандарты)
- 2. Изучение научной литературы по теме исследования
- 1)По обществознанию
- 2)По психологии
- 3)По социологии
- 3. Анализ существующих разработок по данной теме:
- 1)Исследования в данной области
- 2)Анкетирование учителей/школьников
- 3)Уроки/классные часы
- 4)Наблюдения
- 5)Эксперименты
- 4. Разработка методов и рекомендаций для учителей
Гипотезы:
- 1. Моральные установки школьников изменяется в процессе обучения.
- 2. Обществознание имеет прямое воздействие на становление личности подростков.
- 3. Разработка новых методов преподавания обществознанию сделает процесс усвоения понятий о плохом и хорошем, добре и зле школьниками более эффективным.
Методы исследования:
- · Библиографический
- · Анкетирование
- · Наблюдение
- · Эксперимент
Значимость: Данное исследование имеет особую значимость как научную, так и практическую. Оно способствует пониманию процессов развития личности подростков на уроках обществознания, а так же даст возможность применить полученные знания на практике с целью достижения положительных результатов в процессе присвоения духовно-нравственных ценностей у школьников.