Сущность управления персоналом
Персонал является неотъемлемой частью любой организации, т.к. любая организация представляет собой взаимодействие людей, объединенных общими целями. Управление персоналом, впрочем, как и организацией в целом, является необходимым элементом этого взаимодействия, так как «всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения отдельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере» .
Управление персоналом включает в себя планирование потребности в трудовых ресурсах, подбор и расстановку кадров, организацию труда, а также меры по стимулированию труда с учетом мотивации работников. Управлять персоналом можно в рамках различных организаций — в коммерческой и в крупной сетевой фирме, в университете, в министерстве и ведомстве, в церкви и в общественной организации. Управлять персоналом — значит обеспечить эффективное использование работников, т. е. такое использование, при котором затраты на персонал перекрываются результатами его работы.
Уровень использования персонала зависит от суммы затрат или инвестиций в создание необходимых условий труда, включая организацию рабочего места, материально-техническое оснащение труда с учетом соблюдения норм техники безопасности и охраны труда, организацию отдыха и воспроизводство трудового ресурса.
Чтобы управлять персоналом используются определенные принципы управления людьми:
- 1. Принцип подбора кадров по определенным качествам.
- 2. Принцип преемственности персонала на основе сочетания в коллективах опытных и молодых работников.
- 3. Принцип вертикальной или горизонтальной карьеры:
- — обеспечение условий для постоянного повышения их профессиональной квалификации;
- — использования определенных критериевдля оценки деятельности сотрудников.
- 4. Принцип сочетания доверия к кадрам с проверкой исполнения.
- 5. Принцип демократизации работы с кадрами.
- 6. Принцип системности работы с кадрами.
Естественным при отборе кадров является сравнение кандидатов с сотрудниками организации. Поэтому возможна следующая классификация претендентов:
- · исключительный, который по совокупности своих деловых качеств сопоставим с лучшими сотрудниками организации;
- · сильный, который по своим деловым качествам сопоставим с большинством сотрудников организации;
- · слабый, который по своим качествам не превосходит сотрудников организации и которого лучше не брать на работу.