Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Лидерство в управлении организацией

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формальный лидер в силу своего руководящего статуса имеет возможность вести за собой людей, тем самым направляя всю массу на решение своих собственных задач, для достижения своих целей и реализации личных амбиций, устремлений. Все это может быть завуалировано под производственные нужды или общественную идею. Коллектив — особенности по полу, возрасту, времени существования. Для сплоченного… Читать ещё >

Введение. Лидерство в управлении организацией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Лидерство, как содержание теории и научных исследований есть результат исключительно американского творчества.

Проблема лидерства относится к числу вопросов, имеющих особое значение для любой человеческой цивилизации.

В мире неоднократно одерживались невероятные военные победы, совершались эпохальные открытия, создавались могущественные корпорации и сильные профессиональные объединения, и все это благодаря руководству немногих лиц. Хотя и справедливо мнение о том, что не все лидеры становятся менеджерами, все же трудно представить себе преуспевающего менеджера, который не был бы хорошим лидером.

Такое сложное и разнообразное поле человеческого поведения, целенаправленной деятельности, как лидерство, представляет собой особый вызов для любого, кто хочет понять истоки и ресурсы этого явления и сам стремится к лидерству. Очевидно одно — настоящих лидеров в природе и обществе мало или, если точнее, мало людей с задатками лидера, а полностью состоявшихся или востребованных — еще меньше.

Лидерство в системе менеджмента

Основа и сущность лидерства

Лидер (от англ. Leader — ведущий) — лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.

Всем известны понятия формального и неформального лидерства. Но не все задумываются о глобальной — просто колоссальной! — разнице в них.

Формальное лидерство предполагает тот факт, когда человек «посажен в кресло». При этом он занимает руководящую должность, получает за это зарплату. Для своих подчиненных такой человек является формальным лидером. По своей субординации к нему, они обязаны подчиняться.

Формальный лидер в силу своего руководящего статуса имеет возможность вести за собой людей, тем самым направляя всю массу на решение своих собственных задач, для достижения своих целей и реализации личных амбиций, устремлений. Все это может быть завуалировано под производственные нужды или общественную идею.

У формального лидера уже имеется готовая команда для управления. Ему не нужно прикладывать усилий, чтобы заинтересовать людей следовать за ним. Люди подчиняются ему, потому что их связывают договорные отношения. Важно отметить то, что люди, находящиеся в подчинении, обязаны следовать за формальным лидером в рамках этих договорных отношений.

С другой стороны, формальное лидерство не гарантирует поддержку со стороны подчиненных в форс-мажорных ситуациях. Например, в неурочное время. при этом неформальному лидеру такая поддержка гарантирована всегда.

Неформальное лидерство — это довольно естественное и гармоничное явление. К человеку тянутся, как к лидеру, который может за собой повести. Его личность притягивает. Неформальный лидер может даже не занимать руководящую должность, может не иметь высокого статуса в обществе.

Факторы, формирующие личность неформального лидера:

  • 1. Харизма — одно из важнейших качеств неформального лидера.
  • 2. Особенные личные качества, притягивающие людей.
  • 3. Авторитет. Обладая авторитетом, человек обладает скрытой властью.
  • 4. Честность, порядочность Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: Учебное пособие. — Мн., «Новое знание, 2008 — с. 164.

Многие согласятся, что гораздо выгоднее быть неформальным лидером. Окружающие тянутся к такой личности неосознанно. Неформальный лидер может с легкостью манипулировать сознанием идущих за ним людей. Он обладает мощными рычагами влияния на людей, воздействие на их сознание, на их цели, желания, идеи. Это позволяет эффективно манипулировать той «массой», которая доверяет неформальному лидеру. При чем «манипулирование» является косвенным воздействием, так как люди сами идут за ним. Не нужно даже прикладывать много усилий, чтобы повлиять на настроение и поступки людей. Важно лишь обладать знаниями, КАК воздействовать и влиять на общественное сознание.

Стили лидерства — это совокупность характерных для лидера приемов и способов решения задач управления, то есть это система постоянно применяемых методов руководства.

Стили лидерства делятся на три основных категории — авторитарный, демократичный и либеральный.

Авторитарный стиль лидерства подразумевает жесткие способы управления, всякое пресечение чьей-либо инициативы и обсуждения принимаемых решений. Мнение подчиненных не учитывается, всякие попытки сделать что-либо не так моментально пресекаются. Из известного метода «Кнут и Пряник» используется только кнут. Основа данного стиля лидерства — страх наказания за невыполнение задачи Драчёва Е. Л., Юликов Л. И. Менеджмент: учебное пособие. — М., Академия, 2007 — с. 89.

Авторитарному лидеру не важно, насколько его взгляды разделяются в коллективе, он не принимает предложения подчиненных и не объясняет им происходящих процессов. Работа персонала строится в соответствии с четко определенными инструкциями.

Демократичный стиль лидерства заключается в коллегиальности принятия решений, то есть учитывается мнение подчиненных.

Руководитель рекламирует свою позицию и идеи, посредством убеждения старается превратить своих сотрудников в союзников. Возникающие идеи могут обсуждаться совместно с подчиненными. Идеи группы принимаются, но при этом руководитель сам контролирует и направляет работу. Метод «Кнута и Пряника» используется в полной мере.

Либеральный стиль лидерства — можно сказать, что это семья на работе. Лидер есть, но он устранился от руководства. Подчиненные сами определяют что им делать.

Отсутствие похвалы и наказаний. Никакого сотрудничества между лидером и подчиненными. Позиция лидера — незаметно в стороне от группы. Лидер не дает указаний. Работа складывается из отдельных интересов участников группы.

Достижение высоких результатов невозможно без задействования всех этих стилей лидерства. При выборе конкретного стиля руководства нужно учитывать по меньшей мере три фактора:

  • 1. Ситуация на данный момент — спокойная, стрессовая, неопределенная. В ситуации цейтнота оправдан авторитарный стиль лидерства (аврал на работе — необходимо срочно решить данную проблему).
  • 2. Тип проблемы. К решению сложных проблем необходимо привлекать экспертов, организовывать обсуждения, и здесь необходим демократический стиль лидерства.
  • 3. Коллектив — особенности по полу, возрасту, времени существования. Для сплоченного коллектива, заинтересованного в решении задачи, адекватен демократический стиль. В творческих коллективах и при решении творческих задач — либеральный стиль лидерства (ситуация типа мозгового штурма и т. д.).

Настоящий лидер, который хочет быть максимально эффективным сам и требует этого от подчиненных, не может позволить себе пользоваться одним стилем лидерства постоянно.

Существует лишь один максимально эффективный стиль лидерства — адаптивный, то есть ориентированный на реальность, на ситуацию и людей.

Лидер, стремящийся к успеху, должен это понимать. Либеральный стиль лидерства хорош при поиске творческого решения, но когда ситуация требует незамедлительной реакции, здесь уже необходимо применять авторитарный стиль лидерства.

Лидеру следует научиться пользоваться всеми стилями, методами и формами влияния, которые наиболее подходят в той или иной ситуации.

Именно баланс всех трех стилей лидерства позволит добиваться максимальных результатов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой