SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы).
Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом). Например, предприятие управляет собственным торговым ассортиментом — это фактор внутренней среды, но законы о торговле не подконтрольны предприятию — это фактор внешней среды.
Объектом SWOT-анализа может быть не только организация, но и другие социально-экономические объекты: отрасли экономики, города, государственно-общественные институты, научная сфера, политические партии, некоммерческие организации (НКО), отдельные специалисты, персоны и т. д.
Задача SWOT-анализа — дать структурированное описание ситуации, относительно которой нужно принять какое-либо решение. Выводы, сделанные на его основе, носят описательный характер без рекомендаций и расстановки приоритетов [7].
SWOT-анализ представлен в таблице 3.
Таблица 3 — Матрица SWOT-анализа.
|
Сильные стороны (S). | Слабые стороны (W). |
- 1. Гибкая ценовая политика;
- 2. Рекламная компания;
- 3. Высокое качество предоставляемой продукции;
- 4. Изготовление продукции только из качественного сырья;
- 5. Отсутствие текучки кадров;
- 6. Систематические тренинги и обучение персонала;
- 7. Наличие собственных средств;
- 8. Гибкость системы управления;
- 9. Наличие взаимодействия между подразделениями
| - 1. Большую долю на рынке занимают предприятия конкуренты;
- 2. Большое помещение для запуска производства;
- 3. Недостаток квалифицированного персонала;
- 4. Наличие банковских кредитов и займов;
- 5. Небольшой штат сотрудников, что может способствовать нерациональному распределению обязанностей
|
Возможности (O). | Угрозы (T). |
- 1. Получение крупных кредитов;
- 2. Государственная поддержка ООО;
- 3. Рост населения;
- 4. Появление современного оборудования;
- 5. Улучшение технологий производства
| - 1. Рост уровня инфляции;
- 2. Рост уровня безработицы;
- 3. Ограничение службы занятости в найме рабочей силы;
- 4. Появление новых конкурентов;
- 5. Улучшение технологий производства у конкурентов
|
Таблица 4 — SWOT-анализ.
|
Возможности (В). | Угрозы (У). |
В1. | В2. | В3. | В4. | В5. | У1. | У2. | У3. | У4. | У5. |
Сильные стороны (СИ). | СИ1. | | | | | | ; | | ; | ; | ; |
СИ2. | | | | | | ; | | ; | ; | ; |
СИ3. | | | | | | | ; | | ; | |
СИ4. | | | | | | | ; | ; | ; | ; |
СИ5. | | | | | | ; | ; | ; | | |
Слабые стороны (СЛ). | СЛ1. | | | | | | ; | ; | ; | ; | ; |
СЛ2. | | | | ; | | | ; | ; | ; | ; |
СЛ3. | | | | | | ; | ; | | ; | ; |
СЛ4. | | | | | | | ; | ; | ; | |
СЛ5. | | | | | | | | | | ; |