Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профессиональная, социальная, методическая и временная компетентность. 
Управление временем

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальная компетентность отражает отношения между людьми в процессе трудовой деятельности и характеризует умение специалиста работать в команде, коллективе, эффективно взаимодействовать с другими сотрудниками: коллегами, руководителями, подчиненными, клиентами для достижения поставленных целей. Она коренится в коммуникативных способностях работника и проявляется в культуре делового общения… Читать ещё >

Профессиональная, социальная, методическая и временная компетентность. Управление временем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном производстве готовность работника к трудовой деятельности оценивается именно и прежде всего с точки зрения профессиональной, социальной, методической и временной компетентности. Любой эффективный специалист и тем более руководитель должен быть профессионалом.

Под профессиональной компетентностью понимают «техническую» подготовленность работника к выполнению должностных обязанностей, или профессиональных функций, связанных со специальностью, например, математика, инженера-автомеханика, врача и т. д. Она предполагает знание сотрудником специфики той сферы деятельности, в которой он работает. Так, главный врач поликлиники должен знать основы медицины и ситуацию в области здравоохранения; командиру же дивизии, генералу необходимо разбираться в военном деле и т. п.

Социальная компетентность

Понятие социальной компетентности соотносимо с категориями профессиональной и методической компетентности. Профессиональная и социальная компетентности у специалистов, занятых работой с людьми, могут во многом совпадать.

Социальная компетентность отражает отношения между людьми в процессе трудовой деятельности и характеризует умение специалиста работать в команде, коллективе, эффективно взаимодействовать с другими сотрудниками: коллегами, руководителями, подчиненными, клиентами для достижения поставленных целей. Она коренится в коммуникативных способностях работника и проявляется в культуре делового общения. Основные направления социальной компетентности руководителя отражены на схеме (рис. 3.2).

Сфера социальной компетентности руководителя.

Рис. 3.2. Сфера социальной компетентности руководителя:

Р — руководитель; Рк — руководитель-коллега (т. е. руководитель одного уровня); Вр — вышестоящий руководитель; П — подчиненный; Пр. — представитель другой организации, например, муниципальных органов, налоговой инспекции и т. д., а также деловой партнер; Кл — клиент Как видно из схемы, социальная компетентность характеризует коммуникационные способности работника, культуру делового общения как по вертикали: руководитель — подчиненный, так и по горизонтали — работники одного уровня, а также клиенты и партнеры предприятия. Она включает знание этики делового общения, умение предотвращать и относительно безболезненно разрешать конфликты, быстро и правильно передавать информацию, налаживать коммуникации, ясно и четко ставить задание и соответственно мотивировать сотрудников, тактично указывать на недостатки, корректно делать замечания, вызывать доверие и т. п. Такого рода знания и умения особенно необходимы руководителям, хотя и не только им. В современном производстве от слаженности и гармоничности отношений в группе во многом зависит успех организации в целом.

Применительно к управленцам особенно важную значимость в социальной компетентности имеет ее целевая направленность — способность успешно реализовывать собственные цели и планы в социальном взаимодействии, учитывая особенности ситуации, цели и интересы партнеров. Наиболее остро потребность в социальной компетентности руководителей проявляется в тех организациях, в которых необходимо укрепить доверие к руководству и целям фирмы.

В современных условиях значение социальной компетентности персонала повышается применительно как к коммерческим, так и к некоммерческим, государственным организациям. Осуществляемые в последние десятилетия во многих странах мира реформы государственной службы существенно изменяют саму философию деятельности чиновников: сегодня они рассматриваются не столько как неукоснительные исполнители закона и распоряжений вышестоящих органов, сколько как специалисты по обслуживанию граждан-клиентов, удовлетворению их потребностей и запросов. Существенное изменение самого смысла деятельности государственных служащих повышает значимость их коммуникативных качеств, социальной компетентности.

Качества социальной компетентности можно структурировать. Так, используя идеи М. Аргиле [81], в социальной компетентности можно выделить следующие элементы:

  • 1) готовность налаживать коммуникации и умение влиять на других. Эта способность предполагает открытость, готовность к контактам, желание влиять на других людей, добиваться целей путем убеждения, координации и разъяснений, без угроз и санкций;
  • 2) умение должным образом «подать себя» и уверенность в себе. Кто хочет действовать компетентно, должен быть хладнокровным, уметь контролировать себя, достойно, без самовозвеличивания и вместе с тем без смущения представляться другим людям, производить впечатление уверенного в себе, своих целях и действиях человека;
  • 3) адекватное восприятие коммуникационного партнера. Компонентами такой восприимчивости являются способность правильно воспринимать людей и интерпретировать их внешний вид, мимику, жестикуляцию, взгляд, невербальные аспекты разговора (эмоциональную интонацию, темп речи, акцент и т. д.);
  • 4) умение влиять на других, «вести» партнера, представлять и реализовывать собственные цели. Это предполагает способность к синхронизации и гармонизации контакта с другими людьми, умение подстраиваться под собеседника, определять, когда и кто должен говорить, вызывать доверие, понимание (раппорт), осуществлять собственные замыслы. С помощью этой способности удается держать под контролем процесс коммуникации;
  • 5) знание эффективных техник деловых (в том числе межличностных) коммуникаций, умение использовать их на практике, в реальной работе. К ним относятся техники ведения переговоров, разрешения конфликтов, управления лидерством, влияния на сотрудников и др.

Хотя содержание социальной компетентности сегодня достаточно известно специалистам, целый ряд вопросов, особенно связанных с ее формированием, нуждается в детальной разработке. Это относится в первую очередь к проблематике моделей социальной компетентности, оптимальных для определенных категорий руководителей и специалистов; технологий и методик повышения социальной компетентности и т. д. Разработка этих вопросов, а также практическое развитие социальной компетентности уже состоявшихся и будущих руководителей — одна из центральных задач управления персоналом как науки и учебной дисциплины.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой