Учебная деятельность всегда направлена на достижение определенных результатов, требующих от учащихся мыслительной работы, преодоления определенных трудностей. В силу этого она имеет большие возможности для формирования интеллектуальных, эмоциональных и действенно-волевых качеств, создающих основы для становления у детей ответственного и доброго отношения к природной среде, к ее обитателям, к людям. Управление учебной деятельностью младших школьников по изучению окружающей среды осуществляется с помощью заданий, которым целесообразно придать экологическую направленность.
Технология разработки заданий по экологии доступна каждому учителю. Главная ее особенность — смотреть на мир глазами ребенка, чувствовать его интерес и понимать многочисленные «Почему?», а также системно воспринимать окружающий мир и уметь обсуждать возникшие проблемы с ребенком как с партнером.
Содержание учебных заданий можно сгруппировать вокруг экологических проблем, являющихся основанием для формирования у детей знаний о взаимодействии человека и природы:
Защита и сохранение многообразия живых организмов и мест их обитания как природного окружения человека;
Охрана природной среды от загрязнения, разрушения и истощения;
Забота о сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих людей.
На этапе начального образования преобладающую роль играют задания, отражающие экологические взаимодействия в природной среде, поскольку природа и отношение с ней — приоритетный и важнейший предмет изучения в начальной школе.