Данный тип отличается менее вытянутым главным нефом, перекрытым куполом без трансепта. Боковые нефы той же длины, что и главный, и имеют второй ярус для женщин. Наиболее классическим примером здания данного типа является собор св. Софии в Константинополе. Храм, в котором размеры главного нефа существенно выросли, создавал идеальные условия для богослужения. Церкви св. Ирины (532, с переделками VIII в.) и монастыря Хора (527, с переделками VII, IX и XI вв.), обе в Константинополе, также служат примерами этого ведущего типа. Хотя Стржиговский и настаивал на восточном происхождении данного типа, в нем определенно прослеживается некоторая зависимость от римских памятников, например базилики Максенция — Константина. Менее распространенный вариант купольной базилики можно найти в Греции (собор монастыря Бронтохион, начало XIV в., в Мистре, Пелопоннес). Согласно Стржиговскому, этот вариант происходит из Малой Азии и Сирии, о чем свидетельствует церковь V в. в Мириамлике, близ Селевкии.
Крестокупольный тип
Будучи признанным византийским типом, крестокупольные церкви тем не менее не получили широкого распространения. Для них характерен четкий крестообразный план, образованный нефом и пересекающим его широким трансептом. Средокрестье и все четыре ветви креста увенчаны куполами, которые опираются на столбы, стоящие группами, между которыми проходят боковые нефы (собор Сан Марко в Венеции). Интерьер и внешний облик храмов этого типа отличает особая пластическая красота. Их можно легко расширить в стороны и в глубь без утраты органического единства, так что в этом смысле они представляют собой единственное серьезное отступление от византийской концепции храма, исходящей из замкнутой структуры с установленным объемом. Поскольку обратные углы креста остаются незаполненными, распор купола уравновешен слабо. Имеются упоминания о церкви такого типа в Газе (разрушена в 402). Примером здания того же типа была знаменитая церковь св. Апостолов в Константинополе, в том виде, как ее расширил император Юстиниан в VI в. Она послужила прототипом при перестройке собора Сан Марко, который остается выдающимся образцом византийской крестообразной купольной церкви, сохранившейся до наших дней. Его влияние ощущается в ряде романских церквей, например в соборе в Периге (Франция).