Лидерство: понятие, функции, механизмы
Лидер менеджер управление лидерство Любая организация может рассматриваться с двух сторон: как формальная и неформальная. В них возникают два типа отношений: формальные — должностные, функциональные и неформальные — эмоциональные, психологические. Руководство — это феномен формальных, официальных отношений, а лидерство — феномен, порожденный системой неформальных отношений. Руководитель… Читать ещё >
Лидерство: понятие, функции, механизмы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
лидер менеджер управление лидерство Любая организация может рассматриваться с двух сторон: как формальная и неформальная. В них возникают два типа отношений: формальные — должностные, функциональные и неформальные — эмоциональные, психологические. Руководство — это феномен формальных, официальных отношений, а лидерство — феномен, порожденный системой неформальных отношений. Руководитель назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия. Лидер выдвигается из числа окружающих его людей, равных ему по статусу.
Лидерство — тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к общей цели. Лидерство характеризует отношения, в основе которых лежит доверие, признание высокого уровня квалификации, готовность поддерживать во всех начинаниях, личные симпатии, стремление перенимать положительный опыт.
Согласно Дж. Терри лидерство — это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р. Танненбаум, И. Вэшлер и Ф. Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникативного процесса и направляемое на достижение специфической цели. П. Друкер отмечал, что лидерство — это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность. Большинство авторов признает, что лидерство означает способность оказывать влияние на людей, группы, направляя их усилия на достижение общих целей.
Влияние — это целенаправленное воздействие одного человека на другого, которое изменяет поведение, отношения этого другого человека.
Для того чтобы оказывать эффективное влияние на людей, руководитель должен обладать властью. Власть — это возможность влиять на других людей, возможность осуществлять свою деятельность по собственному усмотрению.
Власть и влияние являются основой лидерства, необходимым условием изменения поведения людей и достижения целей организации. Власть — это взаимоотношения, взаимозависимость между участниками управленческого процесса. Чем больше зависимость от другого человека, тем больше власть данного человека. Политолог Роберт Дол объясняет эти взаимоотношения следующим образом: «А имеет власть над В до такой степени, при которой он может заставить его делать то, что В не сделал бы в других случаях». Обладание властью — это возможность влияния на удовлетворение чьих-то потребностей, желаний.
В современных организациях должен существовать баланс власти, так как подчиненные тоже обладают властью над руководителями. Руководители зависят от подчиненных в таких вопросах, как предоставление достоверной и своевременной информации, качественное выполнение заданий, поддержание благоприятного психологического климата в коллективе, неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чья поддержка необходима руководителю, способность влиять на своих коллег, сотрудничество. Поскольку подчиненные тоже обладают властью, руководители не должны злоупотреблять своей властью, ибо подчиненные могут в ответ продемонстрировать свою власть. Подчиненные не должны переживать чувство безысходности, ненужности, полной зависимости от воли руководителя: это ведет к сопротивлению, непокорности, разрушает благоприятный климат в коллективе, снижает эффективность организации.
Лидер в организации выполняет следующие функции:
- · постановка цели перед другими участниками совместной деятельности нахождение средств для цели достижения;
- · мотивация побуждения к определенному типу поведения или модификация их поведения;
- · соорганизация — ориентирование усилий на достижение целей;
- · формирование единых способов восприятия реальности и норм организа-ционной культуры.
Механизм лидерства может быть представлен тремя формами.
В формальной организации лидерство — это нормативно определенное право на власть, обусловленное должностной позицией руководителя в жестко очерченных рамках деятельности.
В неформальной группе лидерство — фактическое признание (или непризнание) права на власть в деловой сфере со стороны подчиненных, что связано с личностными характеристиками лидера. Человек, который становится лидером, обычно является уважаемой личностью, которая:
- · вносит вклад в выполнение задач группы;
- · позволяет членам группы удовлетворять свои потребности;
- · воплощает в себе основные ценности группы (фактически лидер является олицетворением ценностей, мотивов и стремлений членов группы);
- · представляет точку зрения группы при взаимодействии с лидерами других групп;
- · сглаживает все противоречия в группе.
В социально-психологической сфере — проявление неформального группового лидерства, ориентированного не на цели организации.