В противовес упомянутым выше традиционным представлениям в 2008 г. автором была выдвинута гипотеза о мозге, как биологическом интерфейсе[1]. В рамках этой гипотезы проводится аналогия между мозгом и компьютером, который обычно характеризуется как аппаратная часть или «железо» (hardware) — с одной стороны, и между психикой и программным обеспечением, обычно именуемым как «софт» (software) — с другой; а процесс обучения ребенка языковому общению, воспитание и обучение рассматривается как вариант программирования. Подчеркнем — программирования, которое, как и в технических системах, осуществляется на конкретном языке. Психическая деятельность в данном случае рассматривается как вариант информационного обмена и взаимодействия, которые возникают и функционируют только в социуме[2], а физические и физиологические феномены — как телесные симптомы душевной жизни, предоставляющие лишь косвенную информацию о мыслях, идеях и переживаниях, так же как и о психических содержаниях в целом. Эти симптомы только свидетельствуют о том, что с субъектом что-то происходит, но что именно — можно только предполагать. Здесь уместна аналогия с человеком, стоящим за высоким непроницаемым забором у некой фабрики или завода и по доносящемуся до него шуму пытающегося угадать, что же там производят.
Одно из ключевых положений предложенной в 2008 г. гипотезы состояло в следующем: со временем особая роль мозга будет пересмотрена, и в новой системе представлений ему будет отведена более скромная, но не менее значимая роль связующего звена между идеальным и идеальным или, выражаясь современным языком, роль биологического интерфейса[3].
Исходя из этого положения, еще недавно чрезвычайно популярные попытки изучения мыслей и психической деятельности с помощью ЭЭГ можно сравнить с замером сопротивления и напряжения на клеммах телевизора с целью установить, что именно транслируется по той или иной программе передач. Собственно психическая деятельность (во всяком случае, пока) познаваема лишь в форме самонаблюдения и рефлексии, которые на протяжении длительного периода развития психологии характеризовались как идеалистические, субъективные и ненаучные, однако в последние годы отношение к этим методам самопознания начинает меняться.
- [1] Решетников М. М. Психическое расстройство; Решетников М. М. Современныетенденции развития психотерапии и психиатрии. — Психотерапия, № 9, 2012, с. 7—15;Решетников М. М. Критический постматериализм в психологии и психиатрии // Неврологический вестник, 2011. — Т. XLIII, Вып. 2, с. 66—69.
- [2] Тезис о том, что ребенок с первых дней погружается в «купель» языка, котораяи определяет его психическое развитие, принадлежит Жаку Лакану. См.: Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. Доклад на Римском Конгрессе, прочитанныйв Институте психологии Римского Университета 26 и 27 сентября 1953 года. — М.: Гно-зис, 1995.
- [3] Решетников М. М. Психическое расстройство.