Политика организации.
Основные элементы системы менеджмента качества
Различают генеральную и все другие политики. Первая касается предприятия в целом, т. е. его ключевых целей и сфер деятельности: сбыта, кадров, финансов, развития. Как правило, генеральная политика задается собственниками и является концентрированным выражением их экономических интересов. Все другие политики на предприятии — вспомогательные и разрабатываются менеджментом для реализации генеральной… Читать ещё >
Политика организации. Основные элементы системы менеджмента качества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Политика — это общие положения, которыми руководствуются или с помощью которых направляют мышление и повседневную практику при принятии решений или в управленческой деятельности. Если основная цель стратегии-распределение ресурсов в соответствии с выбранным направлением развития предприятия, то политики — ограничение области принятия решений и обеспечение их соответствия целям. Она заранее как бы облегчает разрешение спорных вопросов и позволяет избежать повторного анализа. Тем самым менеджерам дается возможность делегировать полномочия, сохраняя контроль в своих руках.
Различают генеральную и все другие политики. Первая касается предприятия в целом, т. е. его ключевых целей и сфер деятельности: сбыта, кадров, финансов, развития. Как правило, генеральная политика задается собственниками и является концентрированным выражением их экономических интересов. Все другие политики на предприятии — вспомогательные и разрабатываются менеджментом для реализации генеральной политики.
Политика формулируется:
- * в миссии,
- * периодических заявлениях руководства,
- * издаваемых компанией информационных материалах, лозунгах, при обучении.
Заявления о политике, несмотря на то что сужают варианты при принятии решений, не должны быть настолько узки, чтобы менеджеры в различных звеньях не имели свободы действий. Они дают им направления для принятия решений.
Политика имеет по крайней мере столько же уровней, сколько и сама организация:
- * по сферам деятельности,
- * уровням управления,
- * функциям управления.
Политика в области качества — это небольшой по объему документ, в котором в виде смысловых тезисов в доступной всем сотрудникам организации форме отражаются концептуальные основы философии качества организации. Перед разработчиками документа встает сложная задача — сформулировать цели таким образом, чтобы сотрудник мог ясно представлять не только суть новых стратегических рубежей деятельности руководства в области качества, но и реальность достижения этих целей, возможность их оценки. Содержание политики в области качества немаловажно и для заказчиков, проводящих оценку деятельности организации как поставщика.
Политика не только определяет цели в области качества для всех сотрудников организации, но и должна продемонстрировать следование этим целям самого высшего руководства организации. В тексте документа, раскрывающего политику в области качества, обязательно должны быть указаны прямые обязательства высшего руководства организации (например, о том, что оно в своей деятельности следует определенным принципам, соответствующим духу новой философии качества). Документальное оформление политики в области качества — необходимое подтверждение ответственности высшего руководства, его стратегии, направленной на повышение культуры производства и качества выпускаемой продукции (услуг).
Текст документа, в котором сформулирована политика в области качества, не должен быть излишне детализирован и перегружен смысловыми повторами. Оптимальное количество смысловых тезисов — от 5 до 15. При их формулировании следует исключить декларативные заявления типа: поддерживать, достигать, стремиться к постоянному улучшению качества, улучшать качество своей работы и т. д. Связь политики качества с правовой регламентацией конкретных вопросов должна быть отражена в корректной форме. В организациях часто расплывчато толкуется термин «высшее руководство организации». Поэтому политика в области качества может быть принята к руководству приказом руководителя организации. На основе утвержденной высшим руководством политики в области качества каждое структурное оперативное подразделение организации устанавливает свои цели и задачи в области качества. По сути это — подцели главных целей организации, важное дополнение при формировании культуры качества, способствующее гибкости организации и требующее самого серьезного отношения.
Согласно ГОСТ Р ИСО 9004−2001 (п. 5.3), при разработке политики в области качества высшему руководству следует учитывать:
- * уровень и вид будущих улучшений, необходимых для успешной деятельности организации;
- * ожидаемую или желаемую степень удовлетворения потребителей;
- * потребности и ожидания других заинтересованных сторон;
- * ресурсы, необходимые для развития;
- * потенциальный вклад поставщиков и партнеров.