Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ номинаций. 
Лингвистический анализ текста главы "Купание" из произведения П.Санаева "Похороните меня за плинтусом"

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассказчик. Савельев Саша, я, мне, себя, меня, Саша, сволочь. Упоминаний номинаций главного героя мы обнаружили в тексте около 45, при этом имеет эмоциональную (сниженную) окраску лишь 1 из них — сволочь, и то оно вложено в уста бабушки. Сам же мальчик не дает себе никаких характеристик, за исключением того, что повторяет слова бабушки. Этим автор показывает зависимость мнения мальчика… Читать ещё >

Анализ номинаций. Лингвистический анализ текста главы "Купание" из произведения П.Санаева "Похороните меня за плинтусом" (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В художественном тексте номинации играют важную роль. Номинация — это лексическая единица, предназначенная для называния героя. В качестве них могут выступать имена собственные, имена нарицательные, а также местоимения. Причем номинации характеризуют не только тех, к кому они относятся, но и говорящих.

Итак, в анализируемой главе нам удалось выделить номинации шести персонажей. Расположим их в порядке убывания частотности:

  • 1. Рассказчик. Савельев Саша, я, мне, себя, меня, Саша, сволочь. Упоминаний номинаций главного героя мы обнаружили в тексте около 45, при этом имеет эмоциональную (сниженную) окраску лишь 1 из них — сволочь, и то оно вложено в уста бабушки. Сам же мальчик не дает себе никаких характеристик, за исключением того, что повторяет слова бабушки. Этим автор показывает зависимость мнения мальчика от бабушкиных слов.
  • 2. Бабушка. Её называет только Саша. Имени бабушки мы не узнаём из этой главы, впрочем, её номинации не могут дать нам вообще никакой информации о ней, кроме родственного отношения Саше. Даже местоимение «она» мальчик употребляет в её адрес лишь дважды, при том, что номинации бабушки встречаются около 25 раз. Столь частотное обращение к ней показывает, насколько значимой фигурой была бабушка для мальчика.
  • 3. Дедушка. Дедушка, он, гицель, татарин, сволочь. Саша говорит о дедушке нейтрально и довольно скупо (в тексте 15 раз): видно, что в его жизни дедушка играет незначительную роль, хоть и живет с ним в одной квартире. Экспрессивные высказывания звучат в адрес дедушки от его жены.
  • 4. Мать Саши. В действии здесь она не участвует, однако несколько раз мы встречаем упоминания ее в речи главного героя и бабушки: мать, твоя мать, она, мама. В устах бабушки это звучит презрительно: все-таки мало кто так холодно отзывается о собственной дочери. К тому же, мы не можем сказать, что и Саша испытывает к матери любовь или привязанность. Он называет ее абстрактно «мама» и представляет ее, очевидно, как нечто идеальное и фантастическое, но очень далекое от реальности.
  • 5. Отчим Саши. Карлик-кровопийца. Единственная номинация, данная персонажу, исходящая от бабушки. Несмотря на то, что отчим в. действии прямого участия не принимает и упоминается всего один раз, его фигура важна, т.к. объясняет, почему же Саша живет не с мамой, а с дедушкой и бабушкой. Причем, судя по столь уничижительной характеристике, основной конфликт заключается в неприятии бабушкой нового возлюбленного дочери.
  • 6. Читатель. Автор дважды обращается к читателю, называя его нейтральным местоимением Вы. Во-первых, диалог автора с читателем добавляет тексту живости и «интерактивности», а во-вторых, такое отношение к читателю, как к хорошему знакомому, показывает нам детскую непосредственность и открытость главного героя-рассказчика.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой