Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Заключение. 
Роль моральной оценки в характеристике героев "Тихого Дона" М.А. Шолохова

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Война, Революция раскрывает героях то, что было заложено в них, но могло бы остаться и в дремлющем состоянии — при ровном течении жизни, не перерытой испытаниями: в Дарье — цинизм, испорченность, душевную пустоту; в Степане — приспособленчество, стяжательство, лесть. Автор предоставляет право самим героям рассказать о себе, раскрывать свои сильные и слабые стороны в поступках. И они делают это… Читать ещё >

Заключение. Роль моральной оценки в характеристике героев "Тихого Дона" М.А. Шолохова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Время вносит свои поправки в образ Шолохова — художника и человека, вносит оно изменения и в трактовку героев его произведения. Но какова бы ни была эпоха, ясно одно — «Тихий Дон» — это шедевр русской литературы.

А «…великие произведения обладают вечно неиссякаемой способностью удивительного обновления заключенного в нем смысла не только в не только перед каждым новым поколением читателей, но и перед каждым читателем в отдельности» .

Эта книга останется вечной и актуальной из-за правдивости Шолохова — писателя. Он был большим художником, чтобы пожертвовать действительностью ради идеологических соображений, Михаил Александрович выступает лишь как заинтересованный наблюдатель людей и событий. Но позиция автора видна через моральную оценку героев, которую он доносит посредством портретной характеристики, внутреннего монолога, диалога героев, косвенной, или несобственно-прямой речи, а чаще всего с помощью их поступков. Причем писатель всегда объективен. «…Его полная объективность — нечто несвойственное советскому писателю — напоминает раннего Чехова. Но Шолохов идет дальше… Стремление Чехова дать возможность персонажам говорить от своего имени не исключает права автора комментировать происходящее… Шолохов же как бы дает отчет о своих персонажах, никогда не отождествляет себя сними. Он избегает ассоциировать себя с их поступками или философским размышлениям по поводу их мыслей и переживаний… Он отступает от русского классического реализма назад в 18 век…» .

Автор предоставляет право самим героям рассказать о себе, раскрывать свои сильные и слабые стороны в поступках. И они делают это, обнажая нравственные качества, присущие им, в ситуации бурных перемен, по мере того, как история все больше приникает в их устоявшийся быт.

Вот, например, Пантелей Прокофьевич — старый казак, несносный, грозный в быту. Не будь войны остался бы он крепким хозяином, держащим в узде весь дом, но она безжалостно врывается в его жизнь, и уже не только интонация юмора, но и некое раздумье, жалость господствует над этим героем. Сначала он еще пытается скрепить кусочки своего старого быта, вести борьбу за сохранение своего дома, но постепенно им овладевает равнодушие, и Пантелей Прокофьевич начинает хулить свое же, недавно утраченное — полушубок ли, поросенка ли, — смутно догадываясь: «…какие-то иные, враждебные ему начала вступили в управление жизнью…» .

Гибель героя на чужбине — трагедия не просто семьи Мелеховых, но всего народа.

Ильинична — покорная, сдержанная женщина, во всем повинующаяся своему мужу, в годину смертей превращается в величавую старуху, отстаивающую нормы нравственности, живущей идеей дома, материнским долгом.

Ведут свой сложный поединок с судьбой и друг с другом Наталья я Аксиньей, но общие беды, разлука с любимым человеком делает их добрее. Уже и Аксинья иначе видит свою соперницу; уже можно сказать, что когда вернется Григорий, он сам выберет ту, которую любит. Женщины в детях, рожденных от другой, видят лицо любимого. Жизнь изменилась в их восприятии, они начали забывать себя в новой любви.

Война, Революция раскрывает героях то, что было заложено в них, но могло бы остаться и в дремлющем состоянии — при ровном течении жизни, не перерытой испытаниями: в Дарье — цинизм, испорченность, душевную пустоту; в Степане — приспособленчество, стяжательство, лесть.

И лишь Григорий — единственный человек, «спасшийся» от всеобщего похабства, посрамления нравственных устоев в хаосе гражданской войны. Все же, кто самоуверенно говорил, что «середки нет», что вся Россия — лишь два ожесточенных лагеря, гибнут или теряют смысл жизни. Так гибнет после работы в ЧК Бунчук, мужественно (в личном плане) гибнут Штокман, Подтелков. Но они так и не обретают полного понимания событий, не постигают всей катастрофы. И главный герой вплоть до последних финальных страниц романа интуитивно различает добро и зло. Он — человек совести, поставлен в такие условия, что вынужден постоянно соприкасаться с жестокостью, но автор через отдельные поступки героя показывает, что Григорий Мелехов, в отличие от других, не растерял своего нравственного потенциала.

Таким образом, герои Шолохова выражают сложность народной души в переломные периоды: в ней есть и непреклонность, и чуткость, и самоотверженность, и гибкая приспособляемость, но обо всем этом писатель повествуем честно и прямо. Он принимает жизнь такою, какая она есть на самом деле.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой