Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Культурное наследие Гуннов на территории Украины

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наличие в погребениях лошадиных костей также повсеместно распространено у кочевников гуннского времени. Целые скелеты лошади отмечены в Солончанке, на Южном Урале и в Зеленокумске, в Предкавказье. В ряде погребений был засвидетельствован обычай помещения шкуры лошади — в этом случае сохраняются лишь череп и кости конечностей животного. Это находки в Беляусе, Покровск, и в Верхне-Погромном, все… Читать ещё >

Культурное наследие Гуннов на территории Украины (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Степные древности гуннского времени в настоящее время хорошо изучены [7; 9; 25; 26; 27; 30; 33; 36; 38; 39]. Они характеризуются рядом общих черт, распространенных от Урала и Западного Казахстана до Среднего Дуная. В данной работе мы попытаемся выделить некоторые локальные элементы, позволяющие разделить гуннские находки на две зоны — «западную» и «восточную».

Первая — «западная» — включает в себя Нижний Днепр, Черноморское побережье между Днепром и Дунаем, Молдавию, Валахию, Карпатский бассейн. Вторая — «восточная» — охватывает степи к востоку от Днепровских порогов, бассейн р. Молочная в Северном Приазовье, Крым, Нижний Дон, степи Ставрополья, Поволжья и Южного Приуралья. Между этими двумя зонами находятся степи Северного и Центрального Крыма, Днепровского Левобережья и Северного Приазовья, где кочевнические находки гуннского времени представлены слабо. На сегодняшний день в степях Северного и Центрального Крыма известны три гуннских погребения: Богачевка, курган 9, Совхоз Калинина и Изобильное. Остальные находки гуннского времени сосредоточены или в Западном и Юго-Западном Крыму (Беляус, Усть-Альма, Неаполь Скифский), или же в восточной части полуострова (Феодосия, Марфовка, Керчь). Степи Северного Приазовья и левобережного Степного Приднепровья, за исключением, пожалуй, бассейна р. Молочной, также, видимо, были заселены слабо. Наиболее выразительными являются находки в Старой Игрени и Новогригорьевке. Как мы увидим далее, эта зона «археологической пустоты» соответствует некой реальности, отраженной в письменных источниках того времени.

Археологически эти две зоны кочевнических памятников различаются как по погребальным обрядам, так и по материальной культуре. Действительно, на кочевнических памятниках гуннского времени к западу от Днепра выступают в первую очередь признаки, характерные для всего гуннского мира в целом. Среди признаков, доминирующих в «западной» зоне, но хорошо известных и в «восточной», назовем ингумации в грунтовых могилах, тип Засецкая. В «западной» зоне такие могилы известны в Антоновке, Пролетарке, Старой Игрени, Якушовице, Дрславице, Страже, Бэлтень, Бухаэнь, Герасень, Дульчанке, Арпаш, Батасек, Будапешт-Зугло, Дендешапати, Сексард, Вене-Зиммеринг и, возможно, в Алешках — находка 1902 г. В «восточной» зоне подобные ингумации представлены в Мелитополе, Беляусе, Зеленокумске, Покровске-Восход, Березовке. Другим общим для гуннского мира типом погребения является ингумация в яме с подбоем. Назовем в качестве примера находки в Сексард, в Западной Венгрии, в Переполовенке и погребение 36 в Покровске, в Поволжье. Этот обряд связан еще с позднесарматской традицией.

Расположение погребенных в могилах по оси север-юг также типично для погребений гуннского времени как на западе, так и на востоке. К западу от Днепра такая позиция отмечена в погребениях Антоновка, Дульчанка, Герасень, Дендешапати, и, возможно, Батасек. В «восточной» зоне эти ингумации известны как в грунтовых могилах, так и в подкурганных захоронениях (Ленинск, Покровск, погр. 36, Верхне-Погромное, Переполовенка, Бережновка), в ингумациях с использованием античных склепов (Беляус) и в погребениях в природных гротах (Каменная Могила). В Антоновке, Ленинске, Беляусе, Верхне-Погромном, Переполовенке, Покровске погребенные были положены головой на север. В остальных случаях информация отсутствует.

Наличие в погребениях лошадиных костей также повсеместно распространено у кочевников гуннского времени. Целые скелеты лошади отмечены в Солончанке, на Южном Урале и в Зеленокумске, в Предкавказье. В ряде погребений был засвидетельствован обычай помещения шкуры лошади — в этом случае сохраняются лишь череп и кости конечностей животного. Это находки в Беляусе, Покровск, и в Верхне-Погромном, все три могилы находятся в «восточной» зоне. Однако кости черепа и зубы лошади были зафиксированы и в погребениях Алешки (находка 1902 г.), Старая Игрень, Павловка-Сулин, Совхоз Калинина, Воздвиженская (Здвиженское), а также в Страже, Словакия. Возможно, данные находки свидетельствуют о более широком распространении обычая помещения шкуры лошади в могилу. Этот обычай известен и у кочевников гуннского времени в Казахстане: Канаттас, Кара-Агач. Его связывают с тюркскими погребальными традициями. Наконец, лошадиные кости присутствуют в погребениях Будапешт-Зугло, Алешки-Саги, Пролетарка, Мелитополь, Богачевка, Кызыл-Адыр, но для них мы не располагаем более подробной информацией о характере костных остатков.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой