Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономика природопользования. 
Экономика природопользования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Где i — вид хозяйственной деятельности; К1 — количество единиц основного расчетного элемента факторов восприятия (1000 чел. — для здравоохранения и коммунального хозяйства, 1 га — для лесного и сельского хозяйства и т. д.); уi (x) — удельный ущерб, наносимый единице основного расчетного элемента от частного антропогенного воздействия х. В качестве х могут приниматься концентрации вредных веществ… Читать ещё >

Экономика природопользования. Экономика природопользования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономика природопользования

Экономический механизм охраны окружающей природной среды служит следующим задачам: планирование и финансирование природоохранных мероприятий; становление лимитов использования природных ресурсов, лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов; установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия; предоставление предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, а также при осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды; возмещение в установленном порядке вреда.

Государственные природоохранительные органы РФ совместно с органами государственной статистики, природопользователями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, определяют их социально-экономическую оценку.

На государственные природоохранительные органы возлагается ведение государственного земельного, водного, лесного кадастров, государственных кадастров недр, животного мира3, особо охраняемых природных территорий4 и объектов.

Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственной экологической программы, с учетом природо-ресурсного потенциала.

Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды производится за счет: республиканского бюджета РФ, бюджетов республик в составе РФ, бюджетов автономной области, автономных округов, областей, краев и местных Советов народных депутатов; средств предприятий, учреждений и организаций; федерального, республиканских, краевых, областных, местных экологических фондов; фондов экологического страхования; кредитов банков; добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан, а также других источников. природоохранительный выброс природный загрязняющий Договор на комплексное природопользование заключается между природопользователем и исполнительным органом власти края, области, автономной области, автономного округа, района, города на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения на комплексное природопользование. Договор на комплексное природопользование предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров.

Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование выдается природопользователю специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды с указанием: видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов; экологических требований, при которых допускается использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований. лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, объемы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия.

Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается: за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.

Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке: 90 процентов — на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов, 10 процентов — в доход республиканского бюджета Российской Федерации для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды.

О порядке определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия см. постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач создается единая система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды.

Общественные фонды охраны окружающей природной среды образуются за счет средств населения, добровольных взносов и пожертвований общественных объединений и других источников. Указанные фонды создаются общественными экологическими объединениями, профессиональными союзами РФ и расходуются исключительно на охрану окружающей природной среды. Порядок образования и расходования указанных фондов определяется общественными объединениями, учредившими данные фонды.

Экологические фонды обычно носят перераспределительный характер: средства поступают от загрязнителей и им же возвращаются на конкретные средоохранные мероприятия или идут на улучшение экологической обстановки в целом. Это позволяет координировать экологическую деятельность и приводить ее в соответствии с общими целями экологической политики. Фонды могут быть национальными, межрегиональными, региональными и местными. Первые три типа образуются для проведения крупных экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды, стоимость которых превышает имеющиеся средства местных фондов.

Местные экологические фонды складываются из следующих средств:

  • — эмиссионные налоги и платежи предприятий (за выбросы в атмосферу, сбросы в водоемы, размещение твердых отходов);
  • — налоги и платежи за ресурсы;
  • — залоги-возмещения и облигации пользования;
  • — средства, изысканные в возмещение ущерба, причиненного при нарушении средоохранного законодательства;
  • — плата предприятий за выбросы (лицензионные взносы);
  • — штрафы, взысканные в административном и судебном порядке с юридических и физических лиц, виновных в нарушении законодательства по охране окружающей среды.

Средства крупных фондов могут расходоваться на финасирование:

  • — крупных средоохраных проектов на предприятиях при невозможности их осуществления за счет собственных средств
  • — строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта средоохранных объектов, действующих на соответствующей территории
  • — научно — исследовательских разработок и создания новых видов средоохранной техники и технологии
  • — мероприятий по предупреждению и компенсации негативных социально-экономических последствий нарушения средоохранного законодательства на данной территории (озеленение, борьба с шумом и т. д.).
  • — работ по оценке воздействия на окружающую среду и проведения экспертизы экономических проектов, приуроченных к данной территории;
  • — создания специализированных предприятий по переработке отходов производства на территории данного региона;

— частичное или полное погашение банковских кредитов, данных предприятиям для проведения ими крупных капиталоемких мероприятий средоохранного назначения (строительство очистных сооружений, внедрение безотходных технологий и т. д.) при условии обеспечения высокого качества этих работ и выполнения их в определенные сроки.

Определенная доля отчислений местных фондов может резервироваться и образовывать страховой фонд, средства которого будут направляться на ликвидацию негативных последствий от непредвиденных природных процессов и явлений, а также аварий, причиняющих ущерб окружающей среде.

Надо отметить, что все перечисленные статьи расходов относятся к прямым расходам на экологическую деятельность. Кроме них, существуют еще и косвенные расходы, которые не могут покрываться из экологических фондов. Связанные с ними выплаты осуществляются из госбюджета.

Плата за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды — новый институт, введенный в период рыночной реформы после отмены исключительной государственной собственности на землю и другие ресурсы и превращения их в объекты гражданско-правовых сделок. Предполагается, что платность природных ресурсов повысит материальную заинтересованность производственников в их эффективном использовании и сохранении, появятся дополнительные средства на их восстановление и воспроизводство. Законом РФ ООПС (ст. 20) предусмотрено два вида платы: за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды.

Назначение платы за загрязнение окружающей природной среды — компенсация причиняемого вреда, стимуляция сокращения выбросов и экономическое обеспечение оздоровления и охраны окружающей природной среды.

Закон ООПС предусматривает два вида платы за загрязнение:

1) за выбросы, сбросы вредных веществ и размещение отходов в пределах установленных лимитов, 2) за выбросы, сбросы и размещение отходов сверх установленных лимитов либо без разрешения.

Порядок установления платы включает три этапа: определение базовых нормативов, дифференцированных ставок и конкретных размеров платы загрязнителя.

Конкретные размеры платежей предприятий-загрязнителей определяются местными исполнительными органами с участием органов охраны природы, санэпиднадзора и самого предприятия. С учетом экологической ситуации местные исполнительные органы вправе повышать коэффициенты экологической значимости: в крупных промышленных городах — до 20%, а в зонах экологических бедствий и на особо охраняемых территориях (национальные парки, заповедники, курорты) — до 100%. Эти платежи производятся за счет себестоимости продукции, а за превышение лимитов — за счет прибыли предприятия.

Из общей суммы платежей 10% перечисляются в федеральный бюджет, а 90% - в экологические фонды. Существенны еще два обстоятельства. Во-первых, платежи за загрязнения носят налоговый характер, поэтому могут взиматься в безакцептном порядке. Во-вторых, если платежи предприятия равны прибыли или превышают ее, то можно рассматривать вопрос о приостановлении или прекращении деятельности данного хозяйствующего субъекта.

Внебюджетные экологические фонды образуются из средств, поступающих от организаций, граждан, иностранных юридических лиц; из платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов; из сумм, полученных по искам, штрафов, за счет средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства. Эти средства зачисляются на специальные счета и распределяются на реализацию природоохранных мероприятий.

Экономический ущерб от негативных воздействий на окружающую среду представляет собой экологическую составляющую общественно необходимых затрат. Это, прежде всего, издержки, связанные с влиянием загрязнения и других вредных воздействий на здоровье людей: недопроизводство дохода, затраты на лечение и др. Кроме того, антропогенные воздействия приводят к потерям продукции в промышленности и сельском хозяйстве, разрушению основных фондов и т. д.

Необходимо различать затраты: на предотвращение ущербов и на компенсацию убытков.

Затраты по предотвращению вредных воздействий (строительство очистных сооружений, изменение технологии, предварительное удаление серы из топлива, нейтрализация стоков и др.) ведут к снижению экономического ущерба и не относятся к категории самого ущерба.

Социальный, моральный, эстетический ущербы сегодня практически не оцениваются. Поэтому расчетный экономический ущерб всегда занижен по отношению к реально существующему.

Факторы, формирующие экономический ущерб, делятся на три группы: факторы влияния, восприятия и состояния.

Факторы влияния — это уровень и характер антропогенных воздействий. Например, в случае загрязнения атмосферного воздуха — это концентрация и токсичность вредных веществ, технические особенности источника выбросов (скорость и температура газов на выходе, высота трубы и др.), климатические и топологические особенности и т. д. При шумовом загрязнении — это уровень и частота звуков, при термальном — изменение температуры воды водоема и т. п.

Факторы восприятия — это основные объекты, попадающие в зону влияния и воспринимающие негативные воздействия: население, коммунальные хозяйства, городские застройки, сельскохозяйственные и лесные угодья, основные фонды промышленности, транспорта, связи, природные экосистемы и др.

Факторы состояния — это экономические показатели, используемые для перевода изменений в обществе и природе в стоимостные оценки. Основные из них: стоимость единицы продукции, производимой одним работником за день; выплаты по больничным листам; стоимость жилищно-коммунального хозяйства и транспорта на 1000 человек; стоимость единицы утилизированного сырья; потери прибыли от рекреации при разрушении экосистем и др.

Методы количественной оценки экологического ущерба подразделяются на методы прямого счета, аналитический и эмпирический.

Метод прямого счета основан на сравнении показателей загрязненного и условно чистого районов. Аналитический метод базируется на получении математических зависимостей (многофакторный анализ) между показателями состояния экономической системы и качества окружающей среды. Суть эмпирического метода заключается в том, что зависимость ущербов от уровня воздействий, полученная двумя первыми методами для частных объектов, обобщается и используется для аналогичных ситуаций. В результате вырабатывается методика, в основе которой лежат эмпирические оценки удельных ущербов.

Первые два метода требуют сбора и обработки огромного объема информации и на практике, как правило, не используются, а служат лишь инструментом для создания информационной базы при разработке эмпирической методики.

В общем виде принцип расчета определения ущерба у можно выразить формулой.

Экономика природопользования. Экономика природопользования.

где i — вид хозяйственной деятельности; К1 — количество единиц основного расчетного элемента факторов восприятия (1000 чел. — для здравоохранения и коммунального хозяйства, 1 га — для лесного и сельского хозяйства и т. д.); уi (x) — удельный ущерб, наносимый единице основного расчетного элемента от частного антропогенного воздействия х. В качестве х могут приниматься концентрации вредных веществ, валовые выбросы или другие показатели. Если в расчетах используются концентрации С, они могут выражаться либо в обычных единицах измерений (г-м3, мг-л-1, г-кг-1 и т. д.), либо в виде степени отклонения от ПДК (С/ПДК).

Но всегда должно соблюдаться единство методологии и информационной базы. Это означает, что, независимо от используемой методики, результаты для одного и того же предприятия должны быть сопоставимы.

Методики расчета экономического ущерба выбираются в зависимости от необходимой точности расчетов, размеров региона, технических возможностей и других условий. Они могут различаться по степени учета факторов и форме построения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой