Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации
Применение общих принципов управления в бухгалтерском учете (системный подход, экономико-математические методы и т. д.) значительно расширяют исследовательский аппарат бухгалтерского учета, позволяют точно и быстро изучать процессы, происходящие на предприятии. III уровень включает систему документов рекомендательного характера (инструкции, указания). Эти документы предполагают многовариантность… Читать ещё >
Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Организация бухгалтерского учета в РФ базируется на ряде общих принципов:
- 1. Государственное регулирование;
- 2. Широкие права предприятия;
- 3. Общие принципы управления.
Государственное регулирование бухгалтерского учета осуществляется Правительством РФ, Министерством финансов РФ и другими ведомствами. Оно заключается в разработке общих принципов организации и ведения бухгалтерского учета, состава, содержания отчетности предприятий и организаций.
Применение общих принципов управления в бухгалтерском учете (системный подход, экономико-математические методы и т. д.) значительно расширяют исследовательский аппарат бухгалтерского учета, позволяют точно и быстро изучать процессы, происходящие на предприятии.
Бухгалтерский учет в Российской Федерации отвечает требованиям рыночной экономики и базируется на международных стандартах.
Бухгалтерский учет Российской Федерации регламентируется 4-х уровневой системой документов:
I уровень системы документов — законодательные акты. В них отражаются обязательность, правила и принципы ведения учета всеми предприятиями и организациями. Основу системы документов первого уровня составляет Закон о бухгалтерском учете и указы, Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ.
II уровень — документы содержащие рекомендации о ведении бухгалтерского учета по отдельным участкам и видам деятельности. К ним относятся национальные стандарты по бухгалтерскому учету (ПБУ).
III уровень включает систему документов рекомендательного характера (инструкции, указания). Эти документы предполагают многовариантность решений организации учета на предприятиях. Разрабатываются на базе документов I и II уровней и не должны им противоречить.
К III уровню относится План счетов бухгалтерского учета.
IV уровень — совокупность документов предприятия, раскрывающих учетную политику хозяйствующего субъекта. Они разрабатываются на основе документов I, II, III уровней.
К ним относят рабочий план счетов, формы первичных документов, учетные регистры.
I уровень.
Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129 ФЗ (изменения и дополнения от 23.07.98 г. № 123 ФЗ). Состоит из 4-х глав, 19 статей.
Глава I. Общие положения.
В главе дается определение бухгалтерского учета, его объектов, указываются основные задачи бухгалтерского учета, указываются уровни регулирования бухгалтерского учета в РФ.
Статьи 6 и 7 содержат принципы организации бухгалтерского учета в организациях.
Глава II. Основные требования к ведению бухгалтерского учета. Бухгалтерская документация и регистрация.
В данной главе рассматриваются основные требования к ведению бухгалтерского учета, к бухгалтерской документации, к учетным регистрам.
В статье 11 отражены принципы оценки имущества и обязательств предприятия, производимой для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении.
Статья 12 содержит основные требования к проведению инвентаризации имущества и обязательств.
Глава III. Бухгалтерская отчетность.
В данной главе определяется состав бухгалтерской отчетности, а также адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности.
В главе III содержится информация о публичной отчетности.
Глава IV. Заключительные положения.
В этой главе определяется ответственность за нарушения законодательства РФ о бухгалтерском учете.
«Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34 Н с изменениями от 30.12.1999 г. № 107 Н, от 24.03.2000 г. № 31 Н.
Настоящее Положение разработано на основании федерального закона о бухгалтерском учете.
Состоит из VI разделов.
I раздел содержит общие положения, рассматривается понятие бухгалтерского учета, его задачи и объекты на основе закона «О бухгалтерском учете».
II раздел содержит основные правила ведения бухгалтерского учета, рассматриваются требования к ведению бухгалтерского учета, а именно:
- — документирование хозяйственных операций;
- — регистры бухгалтерского учета;
- — оценка имущества и обязательств;
- — инвентаризация имущества и обязательств.
III раздел — основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности.
Содержит основные требования и правила оценки статей бухгалтерской отчетности.
IV раздел — порядок представления бухгалтерской отчетности.
V раздел — основные правила сводной бухгалтерской отчетности.
VI раздел — хранение документов бухгалтерского учета.
II уровень.
Национальные стандарты (положения) по ведению бухгалтерского учета.
ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».
Данное положение устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организаций.
Учетная политика — это совокупность способов ведения бухгалтерского учета (способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организация документального оборота, инвентаризация, применения счетов бухгалтерского учета, регистров бухгалтерского учета, обработка информации и т. д.).
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия.
Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета.
Изменения учетной политики организации могут производиться в случаях:
- — изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
- — разработки организаций новых способов ведения бухгалтерского учета;
- — существенные изменения условий деятельности.
Изменение должно быть обоснованным, вводится с 1 января года, следующего за годом его утверждения.
Учетная политика подлежит обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.
ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство».
Положение введено в действие с 1 января 1995 года. Данное положение устанавливает правила отражения в бухгалтерском учете и отчетности хозяйственных операций у застройщиков и у подрядчиков.
Положение касается только договоров подряда на капитальное строительство.
ПБУ 9/99 «Доходы организации».
Положение отражает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций.
Доходы — это увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и погашения обязательств, приводящих к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников.
Не признаются доходами организации поступления:
- — сумма НДС, акцизов, налога с продаж и аналогичных обязательств;
- — задаток, залог;
- — погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.
Доходы делятся на:
- а) доходы от обычных видов деятельности;
- б) операционные доходы;
- в) внереализационные доходы.
В ПБУ дается расшифровка по каждому виду доходов.
ПБУ 10/99 «Расходы организации».
Положение отражает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций.
Расходы организации — это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников.
Не признается расходами организации выбытие активов:
- — в связи с приобретением внеоборотных активов;
- — вклады в уставные капиталы, приобретение акций акционерных обществ;
- — перечисление средств, связанное с благотворительностью.
Расходы делятся на:
- — расходы по обычным видам деятельности;
- — операционные расходы.
- — внереализационные расходы.
В ПБУ дается расшифровка по каждому виду расходов.
ПБУ 11/2000 «Информация об аффелированных лицах».
Аффелированные лица — это юридические и физические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц.
Лицо признается аффелированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства РФ (Закон об акционерных обществах).
Аффелированные лица обязаны в письменной форме уведомить акционерное общество о принадлежащих им акциях с указанием их количества и категорий не позднее 10 дней с даты приобретения акций.
Если в результате непредставления по вине аффелированных лиц указанной информации или несвоевременного представления этой информации, обществу причинен имущественный ущерб, то аффелированные лица несут ответственность в размере причиненного ущерба.
Общество обязано вести учет его аффелированных лиц и представлять отчетность по ним.
Операции с аффелированными лицами:
- 1. Приобретение и продажа товаров, работ, услуг;
- 2. Приобретение и продажа основных средств и других активов.
- 3. Аренда имущества;
- 4. Передача результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
- 5. Финансовые операции, включая предоставление займов и участие в уставных капиталах других организаций.
- 6. Предоставление и получение гарантий и залогов.
Положение ограничивает круг информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности. Раскрытию подлежит информация, когда контролируется или оказывается значительное влияние на организацию, подготавливающую бухгалтерскую отчетность другой организацией или физическим лицом.
Контроль — это прямое или косвенное владение более чем 50% акций компании, имеющих право голоса.
Значительное влияние — это участие в принятии решений в сфере финансовой и оперативной политики компании без права контроля за этой политикой.
ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам».
Настоящее ПБУ применяется организацией при составлении сводной бухгалтерской отчетности, если у этой организации есть дочерние и завис. общества, или учредительными документами объединений, созданных на добровольных началах, на нее возложено составление сводной отчетности.
Настоящее положение может не применяться субъектами МП.
Цель ПБУ: обеспеченность заинтересованных пользователей информацией, позволяющей оценить деятельность организации, перспективы ее развития, подверженные рискам и получению прибыли.
Различают:
- 1) информацию по сегменту — это информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях, посредством представления установленного перечня показателей бухгалтерской отчетности;
- 2) информацию по операционному сегменту — это информация, раскрывающая деятельность предприятия по производству определенного товара, услуги, работы, которая подвержена рискам и получению прибыли;
- 3) информация по географическому сегменту. Она раскрывает часть деятельности организации по производству товаров, работ, услуг в определенном географическом регионе деятельности этой организации;
- 4) информация по отчетному сегменту. Это информация по операционному или географическому сегменту, подлежащая обязательному раскрытию в бухгалтерской или сводной отчетности;
- 5) информация о доходах сегмента. Это информация о выручке, полученной от продажи определенных товаров, работ, услуг в определенном географическом регионе;
- 6) информация о расходах сегмента. Это информация о расходах, полученных от продажи определенных товаров, работ, услуг в определенном географическом регионе;
- 7) информация о финансовом результате сегмента, т. е. прибыль, полученная от продажи определенных товаров, работ, услуг в определенном географическом регионе;
- 8) информация об активах. Это информация о тех активах, которые используются для производства определенных товаров, работ, услуг;
- 9) информация об обязательствах сегмента. Это информация об обязательствах, которые возникают при производстве определенных товаров, работ, услуг.
ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».
Установленные правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов.
Государственная помощь, предоставляется в форме: субсидий, субвенций, бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей).
Бюджетные средства подразделяются на:
- — средства финансирования капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством и приобретением иным путем внеоборотных активов;
- — средства на финансирования текущих расходов.
ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов».
Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о нематериальных активах коммерческих организаций, находящихся у них на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.
В Положении дается определение и критерии отнесения объектов учета к нематериальным активам.
В ПБУ 14/2000 отражена оценка нематериальных активов, порядок и способы начисления амортизации, порядок списания нематериальных активов.
В Положении рассматривается учет операций, связанных с предоставлением права на использование нематериальных активов и раскрытие информации о нематериальных активах в бухгалтерской отчетности.
ПБУ 15/2001 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию».
Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о затратах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам (в том числе товарному и коммерческому кредиту), включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций для организаций, являющихся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).
Настоящее ПБУ не применяется к беспроцентным договорам займа и договорам государственного займа.
Положение включает разделы: общие положения; порядок учета задолженности по полученным займам, кредитам, выданным обязательствам; состав и порядок признания затрат по займам и кредитам; раскрытие информации в бухгалтерской отчетности.
В приложении к положению приводится порядок расчета средневзвешенной ставки затрат по займам и кредитам и сумм, подлежащих включению в первоначальную стоимость инвестиционных активов.
Учетная система в РФ регулируется государственными органами:
- — Государственная Дума РФ принимает федеральные законы, регулирующие систему бухгалтерского учета в целом. В составе Государственной Думы функционирует экспертный совет по аудиту, бухгалтерскому учету и финансовой статистике;
- — Правительство РФ принимает постановления, регламентирующие финансовые вопросы предпринимательства, которые затрагивают порядок ведения и организации бухгалтерского учета;
- — Министерство Финансов проводит организационно-методологическую работу по совершенствованию бухгалтерского учета, т. е. утверждает планы счетов, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления отчетности, разрабатывает и издает нормативные акты по бухгалтерскому учету, обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ;
- — Министерство Экономики участвует в координации работ по внедрению международных стандартов;
- — Министерство Налогов осуществляет контроль выполнения инструктивных материалов бухгалтерского учета, определяет объем и сроки представления отчетности;
- — Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг устанавливает требования по бухгалтерскому учету для профессиональных участников рынка ценных бумаг и инвестиционных фондов;
- — Государственный комитет по статистике разрабатывает типовые формы учетной документации, а также согласовывает материалы подготавливаемые Министерством Финансов России, принимает участие во внедрении международных стандартов;
- — Банк России издает нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности в кредитных организациях;
- — Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте России разрабатывает и утверждает стандарты аудиторской деятельности;
- — Межведомственная комиссия по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности координирует работы по реформированию бухгалтерского учета;
- — Методологический совет формируется из представителей государственных и общественных органов и участвует в разработке важнейших документов в области бухгалтерского учета.
Организации, влияющие на развитие бухгалтерского учета:
1. Институт профессиональных бухгалтеров России.
Это профессиональная организация бухгалтеров проводит аттестацию профессиональных бухгалтеров.
2. Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество» — независимая общественная профессиональная организация, объединяющая бухгалтеров и аудиторов, готовит проекты документов по проблемам бухгалтерского учета и аудита.