Калькулирование себестоимости строительных работ
Процент транспортно-заготовительных расходов равен отношению суммы транспортно-заготовительных расходов на начало месяца и за отчетный период к сумме остатка материалов на начало месяца и поступлению материала за отчетный период по покупным ценам, отношение транспортно-заготовительных расходов к материалам умножается на сто процентов. Сумма транспортно-заготовительных расходов по направлениям… Читать ещё >
Калькулирование себестоимости строительных работ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Строительство особая отрасль, значительный удельный вес в расходах на строительство занимают материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты, инвентарь, то есть материально-производственные запасы (МПЗ). В этой связи точный учет МПЗ имеют важное практическое значение в принятии управленческих решений.
Учет МПЗ в организации ведется в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденным Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н.
Для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и других ценностей предназначен счет 10 «Материалы», который используется предприятием для учета наличия и движения материалов, применяемых непосредственно в процессе строительно-монтажных работ, возведения и отделки конструкций и частей зданий и сооружений, а также других материальных ценностей, необходимых для нужд организации.
В плане счетов ООО «Строим» к счету 10 «Материалы» открываются следующие субсчета:
- 10−1 «Сырье и материалы» ;
- 10−2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали» ;
- 10−3 «Топливо» ;
- 10−4 «Тара и тарные материалы» ;
- 10−5 «Запасные части» ;
- 10−6 «Прочие материалы» ;
- 10−7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» ;
- 10−8 «Строительные материалы;
- 10−9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» .
Учетной политикой предприятия предусмотрен порядок учета спецодежды, который следует производить согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденным приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. N 135н.
Для учета спецодежды используются субсчета к счету 10 «Материалы» :
- 10−10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» ;
- 10−11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» .
Транспортно-заготовительные расходы учитываются на отдельном субсчете к балансовому счету 10 «Материалы» — 10-ТЗР Выделяют два аспекта бухгалтерского учета МПЗ: оценка и учет движения.
С целью определения фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, ООО «Строим» использует вариант оценки материально — производственных запасов по средней себестоимости.
Материально-производственные запасы, принадлежащие организации, но находящиеся в пути, либо переданные покупателю под залог, учитывать в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости.
При получении товарно-материальных ценностей по месту нахождения поставщика на имя сотрудника, который будет их получать, выписывают доверенность по форме N М-2а или М-2. Так как предприятие в основном работает с постоянными поставщиками, то доверенности выписывают по форме N М-2а, как правило, на календарный месяц.
Бухгалтер выписывает доверенность в одном экземпляре и выдает ее работнику, который будет получать товарно-материальные ценности. Работник должен расписаться в получении доверенности в журнале учета выданных доверенностей. А также работник должен поставить свою подпись в самой доверенности, после чего она заверяется печатью и подписывается руководителем и главным бухгалтером.
Работник, получающий товарно-материальные ценности, может предъявить поставщику кроме доверенности и другие документы (копию счета и платежного поручения на оплату материальных ценностей). От поставщика представитель организации получает вместе с материальными ценностями товаросопроводительные документы (счет-фактуру, накладную и т. д.).
В соответствии с принятой предприятием учетной политикой материальные ценности приходуются без использования счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» .
Оприходование материалов отражается записью — Дебет счета 10 «Материалы» Кредиту счетов 20 «Основное производство», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию.
В начале месяца прорабы получают на руки материальный отчет с выведенными остатками (в количественном и стоимостном выражении) материалов на начало месяца. В течение месяца прорабы отражают движение материалов в своем материальном отчете в количественном выражении и выводит остаток материалов на конец месяца (также в количественном выражении). Не позднее 10 числа месяца прорабы должны сдать материальные отчеты по форме № М-29 Главному инженеру. Утвержденный Главным инженером материальный отчет вместе с приходными и расходными документами, а также отчет по форме № М-29 сдаются в бухгалтерию. Бухгалтерия расценивает материальный отчет — определяет стоимостное выражение прихода материалов, их использования и остаток на конец месяца. Материальный отчет с остатками материалов на начало нового месяца передается прорабам. Данные из обработанных материальных отчетов переносятся в сводную ведомость по движению материальных ценностей.
Порядок списания материалов, использованных при производстве строительно-монтажных работ на предприятии можно рассмотреть на следующем примере.
Как отмечалось выше, учетной политикой ООО «Строим» установлено, что стоимость материалов, расходуемых на производство строительно-монтажных работ, в бухгалтерском учете определяется по средней стоимости их приобретения в текущем месяце. Транспортно-заготовительные расходы учитываются на отдельном субсчете к счету 10-ТЗР.
Остаток материалов на начало месяца составил 93 300 руб., остаток транспортно-заготовительных расходов 8500 руб. За текущий месяц от поставщиков поступило материалов на сумму 192 517 руб., включая НДС. Транспортно-заготовительные расходы за месяц составили 12 200 руб.
Остаток материалов (по их видам) на начало месяца представлен в таблице 1.
Поступление материалов за месяц отражено в таблице 2.
Приобретение материалов в регистрах бухгалтерского учета на предприятии ООО «Строим» отражено записями:
Дебет счета 10 «Материалы» .
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — оприходованы материалы, поступившие от поставщиков на сумму 163 150 руб. (192 517 руб.: 118%).
Таблица 1 Остаток материалов на начало месяца.
Наименование материала. | Количество. | Цена за единицу, руб. | Стоимость, руб. |
Бордюр | 130,00. | 78 000. | |
Квадрат д.10×10. | 17,00. | 15 300. | |
Всего. |
Таблица 2 Поступление материалов за месяц.
Поставщик. | Наименование материала. | Количество. | Цена с учетом НДС, руб. | Стоимость с учетом НДС, руб. |
Метхимтекс. | Полоса 40×4. | 25,96. | ||
Полоса 40×4. | 23,60. | |||
342 завод. | Бордюр | 159,30. | ||
Бордюр | 156,94. | 39 235. | ||
Бордюр | 155,76. | 31 152. | ||
Итого. | 192 517. |
Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» .
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — НДС по поступившим материалам на сумму 29 367 руб. (163 150 руб. х 18%);
Дебет счета 10-ТЗР «Материалы» .
Кредит счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — отражена сумма транспортно-заготовительных расходов за месяц — 12 200 руб.
Стоимость приобретения 750 ед. (200 ед. + 300 ед. + 250 ед.) бордюра за месяц составит 100 150 руб. [(31 152 руб. + 47 790 руб. + + 39 235 руб.): 118% ]. Средняя стоимость единицы бордюра будет равна 131,963 руб. [(78 000 руб. + 100 150 руб.): (600 ед. + 750 ед.)].
Стоимость приобретения 2900 ед. (400 ед. + 2500 руб.) полоса 40×4 составит 63 000 руб. [(9440 руб. + 64 900 руб.): 118%].
Средняя себестоимость единицы материала — полоса 40×4 будет равна 21,458 руб. [(63 600 руб. + 63 000 руб.): (3000 ед. + 2900 ед.)].
Так как в течение месяца квадрат 10×10 не приобретался, то средняя себестоимость единицы этого материала при отпуске его в производство будет такой же, как и на начало месяца, то есть 17 руб./ед.
Количество списанных за месяц материалов представлено в таблице 3.
Таблица 3 Движение материалов за месяц.
Наименование материала. | Остаток на начало месяца. | Поступило за месяц. | Израсходовано за месяц. | Остаток на конец месяца. |
Бордюр | ||||
Полоса 40×4. | ||||
Квадрат д.10×10. | ; | ; |
Стоимость списанного на производство материала бордюра составит 171 551,85 руб. (1300 ед. х 131,963 руб.), стоимость остатка на конец месяца — 6598,15 руб. (78 000 руб. + 100 150 руб. — 171 551,85 руб.), средняя себестоимость единицы материала — 131,963 руб. (6598,15 руб.: 50 ед.).
Стоимость списанного на производство материала — Полоса 40×4 составит 107 288,15 руб. (5000 ед. х 21,458 руб.), стоимость остатка -19 311,85 руб. (63 600 руб. + 63 000 руб. — 107 288,14 руб.), средняя себестоимость единицы материала — 21,458 руб. (19 311,85 руб.: 900 ед.).
Стоимость списанного на производство квадрата составила 15 300 руб. (900 ед. х 17 руб.).
Всего на производство списано 294 140 руб. (171 551,85 руб. -+ 107 288,15 руб. + 15 300 руб.), что в регистрах бухгалтерского учет следует отразить проводкой: Дебет счета 20 «Основное производство» Кредит счета 10 «Материалы» — списаны материалы на производство строительно-монтажных работ на сумму 294 140 руб.
На производство строительно-монтажных работ кроме средней стоимости материалов следует списать и транспортно-заготовительные расходы.
Поскольку транспортно-заготовительные расходы учитываются в целом за месяц по группам материалов, то для списания их по направлениям расходов материалов, пользуются условным методом распределения — методом средневзвешенного процента.
Процент транспортно-заготовительных расходов равен отношению суммы транспортно-заготовительных расходов на начало месяца и за отчетный период к сумме остатка материалов на начало месяца и поступлению материала за отчетный период по покупным ценам, отношение транспортно-заготовительных расходов к материалам умножается на сто процентов. Сумма транспортно-заготовительных расходов по направлениям расходования материалов определяется умножением расходов материалов по учетным ценам на процент транспортно-заготовительных расходов.
Расчет стоимости ТЗР, подлежащих списанию на производство, приведен в таблице 4.
Списание ТЗР на производство в регистрах бухгалтерского учета следует отразить записью: Дебет счета 20 «Основное производство» Кредит счета 10-ТЗР «Материалы» — на производство строительно-монтажных работ списаны транспортно-заготовительные расходы в сумме 19 025 руб.
Таблица 4 Распределение ТЗР между расходами на производство и остатками материалов на складе.
Наименование показателя. | Средняя стоимость материалов, руб. | Сумма ТЗР, руб. |
1. Остаток на начало месяца. | ||
2. Поступило за отчетный месяц. | ||
3. Итого (п. 1 + п. 2). | ||
4. Процент ТЗР (гр. 3: гр. 2×100%). | 6,468%. | |
5. Списано за отчетный месяц. | ||
6. Остаток на конец месяца (п. 3 — п. 5). | 25 910. |
Пример:
Рассмотрим на примере двух заказов. ООО «Строим» выполняет два заказа, строительство жилого дома и строительство торгового центра.
Заказ на строительство жилого дома — заказ № 1. Стоимость заказа № 1 по договору составила 3 000 000 руб. Заказ на строительство торгового центра — заказ № 2.Стоимость закза № 2 по договору — 2 000 000 руб.
Остаток незавершенного производства на начало месяца по заказу № 1 составил:
Основное производство — 1 300 000 руб.
Общепроизводственные расходы — 160 000 руб.
Общехозяйственные расходы — 230 000 руб.
В текущем месяце завершен заказ № 1 и передан заказчику. По заказу № 2 закончено строительство фундамента и начато строительство первого этажа. Общехозяйственные расходы в этом месяце составили 260 000 руб.
Таблица 5 Ведомость по учету затрат по заказу № 1 (тыс.руб.).
Статья расходов. | Заказ № 1. |
Материалы. | |
Заработная плата основных рабочих. | |
Отчисления на соц. нужды (26%). | |
Энергия технологическая. | |
Топливо. | |
Общепроизводственные расходы. | |
Остаток НЗП. | |
Итого: |
Таблица 6 Ведомость по учету затрат по заказу № 2 (тыс.руб).
Статья. | Заказ № 2. |
Материалы. | |
Заработная плата основных рабочих. | |
Отчисления на соц. нужды (26%). | 28,6. |
Энергия технологическая. | |
Топливо. | |
Общепроизводственные расходы. | |
Остаток НЗП. | ; |
Итого: | 624,6. |
Распределение общехозяйственных расходов производится по заказам пропорционально заработной плате основных производственных рабочих. Общая сумма начисленной заработной платы составила: 210 000 руб.
Заказ № 1: (260 000×100 000)/210 000= 123 809,52.
Заказ № 2: (260 000×110 000)/210 000=136190,48.
Остаток НЗП по заказу № 2 рассчитывается по фактическим затратам и составляет: 624 600 + 136 190,48= 760 790,48.
Фактическая себестоимость заказа № 1 определяется после выполнения.
Фактическая себестоимость заказа № 1: 2 043 000 + 123 809,52=2 166 809,5.