Основные комплексы задач и вопросы для составления программы проверки
К основным видам удержаний относятся: налог на доходы с физических лиц, удержания по исполнительным листам, прочие удержания (за брак, за товары, купленные в кредит, и др.). Вначале необходимо проверить справочные данные (льготы по налогу на доходы с физических лиц, размер удержаний по исполнительным листам и др.), затем установить соответствие алгоритма законодательным документам и, наконец… Читать ещё >
Основные комплексы задач и вопросы для составления программы проверки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
аудит трудовой законодательство заработный К числу основных комплексов задач, которые необходимо проверить, относятся следующие:
- 1. Соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям:
- — применяются ли типовые формы документов по учету личного состава;
- — личные карточки на работающих (ф. № Т-2);
- — приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (ф. № Т-6);
- — приказ о переводе на другую работу (ф. № Т-5);
- — приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (ф. № Т-8);
- — ведутся ли на работающих трудовые книжки;
- — проверяется ли отделом кадров соответствие применяемых окладов и разрядов рабочих, установленных в штатном расписании;
- — ведутся ли в цехах (отделах) табели рабочего времени.
- 2. Учет и контроль выработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам:
- — применяются ли на предприятии утвержденные отделом труда нормы и расценки по видам работ;
- — используются ли типовые формы первичных документов;
- — организовано ли гашение (проставление отметки об оплате) первичных документов;
- — применяются ли ПК для выполнения расчетов по сдельной оплате труда;
- — применяются ли наряды на бригаду.
- 3. Учет и начисление повременных и прочих видов оплат:
- — ведутся ли расчеты по начислению повременных видов оплат согласно табелю рабочего времени;
- — проверяет ли отдел труда или внутренний аудитор правильность расчетов по начислениям различных видов оплат;
- — применяется ли ПК для выполнения расчетов по начислению заработной платы.
- 4. Расчеты удержаний из заработной платы физических лиц:
- — проставлены ли в расчетных ведомостях (лицевых счетах) данные для правильного исчисления удержаний;
- — налог на доходы с физических лиц;
- — удержаний по исполнительным листам;
- — прочих удержаний;
- — применяются ли ПК для прочих удержаний;
- — проверяли ли органы фондов социального страхования и налоговых служб расчеты по налогу на доходы с физических лиц.
- 5. Аналитический учет по работникам (по видам начислений и удержаний):
- — какие ведутся документы по аналитическому учету;
- — расчетно-платежные ведомости;
- — расчетно-платежные ведомости и лицевые счета на работающих;
- — применяются ли ПК для ведения аналитического учета;
- — организовано ли архивное хранение документов по аналитическому учету с работающими.
- 6. Сводные расчеты по заработной плате, расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с ФОТ:
- — имеют ли сквозную нумерацию расчетно-платежные ведомости;
- — сопоставляются ли начисления на оплату труда с данными отчетов по социальному страхованию, медицинскому страхованию, пенсионному фонду, фонду занятости;
- — проверяет ли ответственный бухгалтер данные о месячных, квартальных и годовых накоплениях сумм начислений по оплате труда;
- — применяются ли ПК для сводных расчетов по оплате труда;
- — имеются ли на предприятии задержки с расчетами и выплатами по оплате труда.
- 7. Расчеты по депонированной заработной плате:
- — ведутся ли на предприятии карточки по депонированной заработной плате;
- — производится ли отнесение депонированных сумм на счета «Прибыли и убытки» по истечении срока исковой давности;
- — применяются ли ПК для расчетов по депонированной заработной плате.
Прежде всего, целесообразно проконтролировать, как осуществляется на предприятии соблюдение трудового законодательства. В этой связи аудитор может проверить, как ведется оформление сотрудников при приеме и увольнении, учет рабочего времени сотрудников, построение системы оплаты труда и др.
Правильность оформления работников (прием на работу и увольнение) проверяется по приказам, контрактам, трудовым соглашениям. Из применяемых систем оплаты труда в основном используются сдельная и повременная системы, что должно быть отмечено в соответствующих документах работников предприятия. При повышенной оплате труда необходимо проверить правильность применения тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной — правильность применения норм и расценок.
Учет рабочего времени, соблюдение установленного режима работы и начисления заработной платы работников, состоящих на повременной оплате труда, организуется в табеле учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. № Т-12). По этому документу можно проверить все необходимые данные по каждому работающему (дни отпуска, время нахождения в командировке, дни болезни и др.).
Для проверки применяется метод сбора аудиторских доказательств по сопоставлению соответствующих документов (личных карточек, табелей учета рабочего времени) с приказами и распоряжениями.
Аудитор проверяет, как оформлены первичные документы (наряды, маршрутные листы и др.), правильность применения норм и расценок, наличие подписей должностных лиц, заполнение соответствующих реквизитов, обращает внимание на имеющиеся исправления. Особое внимание уделяется расчетам сдельного заработка, расчетам за дни пребывания в отпуске, расчетам премий и других видов оплат, правильности переноса итоговых сумм по работающим в расчетно-платежные ведомости. Целесообразно проверить, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным документам (нарядам, разовым документам и др.). Если расчеты по учету сдельной заработной платы выполняются с применением ПК, то целесообразно проверить алгоритмы расчетов, нормативно-справочные данные.
При проверке применяются такие методы сбора аудиторских доказательств, как проверка документов, подготовленных на предприятии, контроль арифметических расчетов (определение сумм сдельной заработной платы).
При несовпадении полученных аудитором данных с бухгалтерскими записями необходимо установить причину расхождения, и, если выясниться, что бухгалтер-расчетчик неправильно произвел расчеты, то делаются соответствующие замечания в отчете аудитора. Бухгалтер-расчетчик должен произвести исправления и отразить их в соответствующих документах.
При расчете начислений, которые рассчитываются с использованием среднего заработка, прежде всего, необходимо установить, правильно ли определен средний заработок, а затем проверить правильность выполненных начислений по соответствующим видам оплат.
Аудитор также проверяет правильность начислений по прочим видам оплат и доплат: оплата отпусков, работы в праздничные дни, доплата за работу в ночное время и др. Методика проверки сводится к проверке алгоритмов расчетов и исходных данных. По обнаруженным ошибкам бухгалтер-расчетчик вносит необходимые исправления, пересчитывает начисления и удержания по работающим.
К основным видам удержаний относятся: налог на доходы с физических лиц, удержания по исполнительным листам, прочие удержания (за брак, за товары, купленные в кредит, и др.). Вначале необходимо проверить справочные данные (льготы по налогу на доходы с физических лиц, размер удержаний по исполнительным листам и др.), затем установить соответствие алгоритма законодательным документам и, наконец, проверить сами выполненные расчеты.
Аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда ведется по физическим лицам, как состоящим, так и не состоящим в списочном составе предприятия, по всем видам заработной платы, премиям, пособиям и другим выплатам и удержаниям (налогам, платежам и др.).
Для этой цели необходимые данные накапливаются в лицевых счетах (накопительных документах), расчетно-платежной документации, а при использовании ПК могут храниться в виде отдельных файлов.
Аудитор должен проверить, ведется ли такой учет, и обратить внимание на сохранность этой информации и формирование на каждого работающего совокупного годового дохода. Помимо прямых начислений в совокупный доход должны быть включены:
- 1. стоимость натуральной оплаты работником,
- 2. вознаграждения по результатам работы за год,
- 3. стоимость проезда к месту отдыха работников предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в отдаленных районах Дальнего Востока,
- 4. стоимость бесплатно предоставляемого питания и продуктов,
- 5. единовременные вознаграждения за выслугу лет и др.
Сводные расчеты по заработной плате выполняют проверку данных по сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и корреспондирующих с ним счетов. При журнально-ордерной форме учета обороты по кредиту этого счета проверяют по данным журнала-ордера № 10, а дебетовые данные по сч. 70 (выдача заработной платы, удержания и др.) — по данным журналов-ордеров № 1 «Касса», № 2 «Расчетный счет», № 8 — по счетам учета расчетов с бюджетом, депонентами и др.
При автоматизированной форме учета контролю подвергаются записи в ведомостях дебетовых и кредитовых оборотов. Кроме того, сводные данные проверяют по Главной книге (сч. 70 и 69). Сальдо по этим счетам должны быть тождественны показателям баланса ф. № 1 по ст. «Расчеты с кредиторами по оплате труда» и «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» раздела VI пассива и по ст. «Расчеты с прочими дебиторами» раздела II актива (в части долгов за работающими и органами страхования).
Для контроля расчетов по оплате труда используются следующие документы: первичные документы по учету выработки и заработной платы, расчетные (расчетно-платежные) ведомости, лицевые счета работающих, платежные ведомости и др.
Прежде всего, необходимо проверить соответствие итогов в отдельных ведомостях (цехов, отделов) с общими итогами по предприятию. Далее проверяется правильность производимых операций по отнесению начисленной заработной платы на соответствующие счета.
Так, выплаты из фонда оплаты труда, включенные в себестоимость продукции, относятся на дебет сч. 20, 23, 25, 26 (производственные затраты).
Помимо контроля расчетов по оплате труда необходимо проверить правильность расчетов по начислению Е.С. Н. и платежей в бюджет. С этой целью уточняют базу налогообложения для определения Е.С. Н. и платежей, перечисляемых в бюджет.
Аудитор проверяет, как организован аналитический учет по сч. 76, субсчет «Депонированная заработная плата». Он устанавливает, велись ли карточки в разрезе физических лиц и депонированных сумм, как производилась выдача сумм депонированной заработной платы, куда относилась депонированная заработная плата после окончания срока исковой давности (трех лет) и т. п.