Цели организации — это конкретные намерения о реализации миссии. Миссия не должна остаться только лозунгом, декларацией, а должна реализовываться через конкретные цели. Цель есть тот желаемый конкретный результат, на достижение которого направлены усилия организации.
Цель — это тот самый стержень, вокруг которого и формируется оргаж-зация как единая система.
Среди множества целей надо уметь выбрать, увидеть стержневые цели и ценности, то, что действительно архиважно и без чего организация не сможет реализовать свою миссию. Опрос менеджеров, работающих в крупных дистрибьюторньгх фирмах, показал, что основными ценностями для своих фирм они называют: честность, необходимость прибыли и удовлетворение потребителя. Стержневыми ценностями для парков Диснея являются: безопасность, вежливость, эффективность.
Выработка стержневых целей и ценностей имеет глубокий смысл: они должны учитывать меру социальной и этической ответственности организации перед обществом. Например, при развитии нефтедобывающего комплекса на Самотлоре (Тюменская область, Нижневартовск) стержневой целью должна была бы стать охрана окружающей среды, но этого не произошло, и общество получило еще одну территорию с кризисной экологической ситуацией. Цель надсистемы (общества, региона) была игнорирована интересами системы (корпорации, отрасли).
При разработке целей необходимо помнить о противоречивости целей отдельных элементов системы, системы и надсистемы, системы и ее внешнего окружения.
Цели соответствуют разным иерархическим уровням. Генеральная цель организации — основа для постановки целей ее подразделений. Иерархию и соподчиненность целей, сформированных организацией, называют деревом целей.
По временному диапазону цели бывают долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Основные требования при постановке целей: достижимость, гибкость, приемлемость, конкретность, измеримость и совместимость.