Сложение и вычитание в пределах 10
Учитель. Сегодня мы в гостях у доктора Айболита. К нему пришли его друзья. Этих зверей и птиц он уже вылечил. Они здоровые, посмотрите, какие они весёлые, жизнерадостные, у них всё хорошо. Учитель. Ещё раз внимательно посмотрите на змею и запишите всё, что вы видели в строчку в том порядке, в каком записано на змее, начиная с головы. Учитель. Ребята, доктор Айболит и его друзья принесли вам… Читать ещё >
Сложение и вычитание в пределах 10 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Выявить у учащихся уровень знаний состава числа 10, умение выполнять действия сложения и вычитания в пределах 10, решать задачи на уменьшение числа на несколько единиц, связанные со сравнением двух групп предметов.
- 2. Развивать воображение детей, математическую речь, логическое мышление, память, внимание.
- 3. Воспитывать бережное отношение к здоровью.
Оборудование: картинки с изображением обезьянок, попугаев, Бармалея с попугаем на плече, доктора Айболита.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель. Улыбнитесь друг другу, садитесь.
Руки?
Дети. На месте!
Учитель. Ноги?
Дети. На месте!
Учитель. Локти?
Дети. У края.
Учитель. Спина?
Дети. Прямая!
II. Объявление темы урока.
Учитель. Ребята, все вы, наверное, знаете замечательное произведение Корнея Ивановича Чуковского «Доктор Айболит». Это сказочный доктор, который лечит зверей. Сегодня мы побываем у него в гостях. Но так как это сказка, в ней могут быть самые удивительные и непредвиденные ситуации. Чтобы выйти победителями из таких ситуаций, нам потребуются ваши знания и умения. Вы должны показать, как научились решать примеры, задачи, как вы знаете состав чисел, а значит, будут нужны ваши дружба и внимательность.
III. Повторение изученного материала.
1. Пространственная ориентировка.
На доске висит картина, где под деревом сидит доктор Айболит и около него звери.
Добрый доктор Айболит, Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица!
Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит!
Учитель. Сегодня мы в гостях у доктора Айболита. К нему пришли его друзья. Этих зверей и птиц он уже вылечил. Они здоровые, посмотрите, какие они весёлые, жизнерадостные, у них всё хорошо.
Учитель. Ребята, скажите, сколько сказочных героев расположены слева?
Дети. 3.
Учитель. А сколько героев справа?
Дети. 4.
Учитель. Где сказочных героев больше, слева или справа?
Дети. Справа.
Учитель. На сколько?
Дети. На 1 .
Учитель. Что можете сказать о сказочных героях, которые стоят слева и перед доктором Айболитом?
Дети. Их поровну.
2. Устный счёт.
Учитель. Ребята, доктор Айболит и его друзья принесли вам задание. Они хотят посмотреть, как вы решаете устно, читая выражения по — разному.
- (Карточки с примерами)
- 4+1 3+2 5+3
- 6−1 7−2 5−3
- 3. Минутка чистописания.
Учитель. Ребята, сколько всего сказочных героев пришли в гости к доктору Айболиту?
Дети. 10.
Учитель. Сегодня на минутке чистописания будем писать число 10. Охарактеризуйте его.
Дети. Оно двузначное, чётное, состоит из двух знаков: из цифр 1 и 0.
IV. Работа по теме урока.
Учитель. Ребята, смотрите, кто это? (Змея).
Посмотрите, какая она необычная. Сейчас вы должны быть внимательными.
— Прочитайте числа. В каком порядке они записаны?
Дети. В порядке возрастания.
Учитель. Как получается следующее число?
Дети. К числу прибавляют 2 и получают число через одно.
Учитель. Назовите следующие числа.
Дети. Это числа 8, 10.
Учитель. Какое из всех чисел лишнее?
Дети. «Лишнее» число 10 — оно двузначное, другие однозначные.
Учитель. Назовите геометрические фигуры.
Дети. Треугольник, круг, квадрат.
Учитель. Какая фигура «лишняя»?
Дети. Кругнет углов. (по форме) Треугольник — другого цвета. (по цвету) Учитель. Какой записан арифметический знак?
Дети. Знак плюс.
Учитель. Назовите по-другому.
Дети. Знак сложения.
Учитель. В какой части формулировки задачи используется знак…
(Учитель показывает карточку со знаком вопроса).
Дети. В вопросе.
Учитель. Из каких частей ещё состоит задача?
Дети. Условие, решение, ответ.
Учитель. Ещё раз внимательно посмотрите на змею и запишите всё, что вы видели в строчку в том порядке, в каком записано на змее, начиная с головы.
Учитель закрывает змею. Дети выполняют задание. Проверка.
Учитель. Пока вы пишете, доктор Айболит будет лечить змею.
Учитель. Поднимите руку те, кто допустил 1 ошибку, 2 ошибки.
Зазвонил телефон. (Магнитофонная запись). Учитель берёт трубку телефона.
Учитель. Кто говорит?
— Крокодил.
Учитель. Что случилось?
— Наши детки заболели. Приезжайте в Африку скорей и вылечите наших малышей.
Учитель. Ребята, Айболиту срочно надо попасть в Африку. Может быть и мы отправимся вместе с доктором? Не боитесь опасностей?
Дети. Нет!
Учитель. Чтобы нам быстрее добраться. Полетим на самолёте. Нас много, и, чтобы побыстрее завершить посадку, подниматься в самолет будем по двум лестницам, каждая из которых состоит из пяти ступенек.
Учитель вызывает к доске двух учеников.
Учитель. Ваша задача: я даю вам по 6 карточек, а вы должны выбрать такие, которые выражали бы состав числа 10.
- 4+6 9−1
- 8+2 3+6
- 7+3 2+8
- 5+4 3+7
- 1+9 6+4
- 5+5 5+5
Остальные работают по карточкам.
- 7 3 5 2
- 4 9 1 3
- 8 2 5 8
- 4 5 5 2
- 3 9 6 4
- 2 1 0 10
Учитель. Обведите на каждой строчке числа, при сложении которых получается 10. сложение вычитание число.
— Эти карточки будут билетом для вас для посадки на самолёт.
Карточки сдают учителю. Проверка детей, работающих у доски.
V. Физкультминутка.
Руки ставим мы вразлёт.
Появился самолёт.
Мах крылом туда-сюда.
Делай раз и делай два.
Раз и два, раз и два.
Руки в стороны держите, Друг на друга посмотрите, Раз и два, раз и два.
Опустите руки вниз, И на место все садись.
VI. Решение задач.
Учитель. Чтобы дорога показалась нам недолгой, а летим мы в Африку, будем решать задачи про её жителей.
Посмотрите внимательно на картинку и составьте задачу.
Дети видят пальму, на ней сидят 4 попугая. К ним летит ещё1.
Дети. На пальме сидели 4 попугая, к ним прилетел ещё 1 попугай. Сколько попугаев стало?
Учитель. О ком говорится в задаче?
Дети. О попугаях.
Учитель. Что нам известно?
Дети. Что их было 4, к ним прилетел ещё 1.
Учитель. Что неизвестно?
Дети. Сколько их стало?
Учитель. Их стало больше или меньше?
Дети. Больше.
Учитель. Каким действием выполним решение?
Дети. Сложением.
- (Решение записывают в тетрадь).
- (Проверка индивидуальных карточек)
Учитель. На второй пальме сидели обезьяны (они закрыты, дети их не видят). Их на 2 меньше, чем попугаев. Сколько обезьян на пальме?
- — О ком говорится в задаче? (О попугаях и об обезьянках)
- — Что известно в задаче? (Что попугаев было 5)
- — Что сказано про обезьянок? (Их неизвестно, но сказано, что их было на 2 меньше.)
- — А что значит на 2 меньше? (Столько же, но без двух).
- — Каким действием решаем задачу?(Вычитанием).
- — Запишите решение в тетрадь.(Один у доски)
Учитель. Будьте ещё внимательнее. Узнайте теперь, сколько всего попугаев и обезьянок на двух пальмах. (устно).
VII. Физминутка.
(Дети танцуют под музыку «Чунгачанга»).
Учитель. Наш самолёт совершил посадку. Ребята, посмотрите, кто это?
Дети. Это разбойник Бармалей.
Бармалей. Я — разбойник, Я — злодей, Я — ужасный Бар — ма — лей!
(Голос Бармалея записан на магнитофонной ленте.).
Бармалей. Не пущу я вас к больным, пока не решите мою задачу.
Масса моего попугая, стоящего на двух ногах — 3 кг. Какова будет масса попугая, если он встанет на одну ногу?
(Ответы детей).
Бармалей. Да, справились, молодцы, но мы с вами ещё встретимся.
Учитель. А вот и больной. Да у вас ангина! Пока доктор Айболит лечит больного, и, чтобы ему стало легче, мы выполним математический диктант.
- · Какое число на 1 больше, чем 9?
- · Какое число на 1 меньше, чем 7?
- · К 3 прибавьте 1.
- · Первое слагаемое 2, второе слагаемое 3, найдите сумму.
- · 10 уменьшить на 2.
- · 5 увеличить на 2.
У доски один ученик пишет ответы, остальные — в тетрадях.
Проверка.
Учитель. Вот и вылечили больных! Звери благодарят вас и желают вам, чтобы вы были здоровы, счастливы.
VIII. Итог урока.
Учитель. Вот и закончилось наше путешествие. Кому понравилось сегодняшнее путешествие?
Нам пора домой. Пока летим обратно, скажите, какие математические задания вы выполняли?
О других путешествиях доктора Айболита вы узнаете, прочитав книгу «Доктор Айболит».
IX. Оценивание.