Исследование организации материального стимулирования руководящих работников и специалистов
Таким образом, если принять все характеристики идеального мотивационного фактора за единицу, то степень соответствия наших мотивов идеальным требованиям показывает таблица 2.7. Например влияние фактора В («Надбавка за вредность») в сравнении с влиянием фактора A («Ежемесячная заработная плата») эксперт оценил соотношением 8 к 2. В исследовании в РУП «Гомельхлебпром» принимало участие 5 экспертов… Читать ещё >
Исследование организации материального стимулирования руководящих работников и специалистов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для анализа значимости факторов оплаты труда для работников и специалистов был использован двухвариантный расчет предпочтений мотивационных особенностей по методу экспертных оценок и расчет оптимальных мотивационных факторов методом парных сравнений.
Метод экспертных оценок (МЭО) проводится в два этапа.
На первом этапе происходит формирование группы экспертов. Основным требованиями, предъявляемыми к экспертам, являются:
- · профессиональная компетентность;
- · эрудированность;
- · высокие моральные качества;
- · отсутствие прямой заинтересованности.
Вторым этапом метода экспертных оценок является проведение анкетирования.
В исследовании в РУП «Гомельхлебпром» принимало участие 5 экспертов, которые являются работниками и специалистами данной организации.
Им были предложены анкеты (Приложение А), в которых их просили ответить на поставленный в них вопрос, содержащий перечень мотивационных особенностей стимулирования в РУП «Гомельхлебпром», а затем проранжировать мотивирующие факторы в порядке значимости. Экспертам было дано 10 минут.
Прежде всего, была проведена процедура ранжирования мотивирующих факторов. Каждый эксперт расположил факторы по степени значимости и приписал ему числа натурального ряда — ранги. При этом ранг 1 получил фактор, который, по мнению эксперта, имеет наибольшую значимость, ранг 2 — второй по значимости, и так далее по возрастающей. Результаты анкетирования представлены в таблице 8.
Таблица 8 — Сводная таблица анонимного анкетирования.
N (i). | Мотивирующие факторы (j). | Сумма рангов. | ||||
А. | Б. | В. | Г. | Д. | ||
Сумма рангов. |
Фактор, у которого сумма рангов будет наименьшей, считается наиболее значимым в процессе мотивации работников.
Значимость каждого мотивационного фактора будем определять методом парных сравнений. Этот метод предполагает сравнение каждых двух мотивов (парное сравнение) по десятибалльной шкале. Анкеты попарного сравнения представлены в приложении Б.
Эксперт, заполняющий такую матрицу, проставляет на пересечении соответствующих строки и столбца двух сравниваемых мотивационных факторов влияние каждого на сотрудников филиала «Калинковичский хлебозавод».
Например влияние фактора В («Надбавка за вредность») в сравнении с влиянием фактора A («Ежемесячная заработная плата») эксперт оценил соотношением 8 к 2.
В сумме для каждой пары мотивов дается 10 баллов, которые между ними эксперты делят в соответствующем соотношении. Считается, что предложить эксперту более 10 баллов для распределения нецелесообразно, поскольку ему трудно будет прочувствовать нужное соотношение, а менее 10 баллов не дадут требуемой точности [1, c. 72].
После получения анкет попарного сравнения от экспертов результаты суммируются (таблица 9).
Таблица 9 — Сводная анкета попарного сравнения.
Оцениваемые параметры. | A. | Б. | В. | Г. | Д. | Сумма. |
А. | X. | |||||
Б. | X. | |||||
В. | X. | |||||
Г. | X. | |||||
Д. | X. | |||||
Итого. |
Таким образом, если принять все характеристики идеального мотивационного фактора за единицу, то степень соответствия наших мотивов идеальным требованиям показывает таблица 2.7.
Таблица 10 — Рекомендуемые мотивирующие факторы.
Мотивирующий фактор | Соответствие мотива требованиям сотрудников. | |
В долях единицы. | В процентах. | |
А. | 138/500=0,276. | 27,6. |
Б. | 139/500=0,278. | 27,8. |
В. | 99/500=0,198. | 19,8. |
Г. | 93/500=0,186. | 18,6. |
Д. | 31/500=0,062. | 6,2. |
Факторами мотивационных предпочтений, исходя из анкеты, являются:
- А) Ежемесячная заработная плата;
- Б) Надбавка за стаж;
- В) Надбавка за вредность;
- Г) Поощрение со стороны начальства;
- Д) Потребность в самовыражении.
Итак, при выяснении предпочтений в первую очередь было выявлено предпочтение фактору Б (надбавке за стаж), чье соответствие предпочтениям равно 27,8%. Следующим по значимости идет фактор, А (ежемесячная премия), набравший 27,6%. Затем идут факторы В (надбавка за вредность) и Г (поощрения со стороны начальства). Наименьшее количество предпочтений у фактор Д (потребность в самовыражении), набравший 6,2%.