Показатели качества.
Понятие качества
Номенклатура показателей качества оговаривается ГОСТами: ГОСТ 4. …-… Система показателей качества продукции. Наименование продукции. Номенклатура показателей. По стадии определения а) определяемые на стадии проектирования; б) определяемые на стадии производства; в) определяемые на стадии эксплуатации. Зу=(Ц+Э)/Д, где Ц — цена машины, Э — эксплуатационные затраты, Д — пробег в тоннокилометрах… Читать ещё >
Показатели качества. Понятие качества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Показатель качества — количественная характеристика свойства продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.
Номенклатура показателей качества оговаривается ГОСТами: ГОСТ 4. …-… Система показателей качества продукции. Наименование продукции. Номенклатура показателей.
Показатели качества классифицируют:
1) по количеству характеризуемых свойств а) единичные — характеризуют одно свойство, б) комплексные — относящиеся к нескольким свойствам продукции. (например, коэффициент готовности машины Кг=Т/(Т+Тв),.
где Т — время наработки на отказ, Тв — время восстановления работоспособности). Частным случаем комплексного показателя являются интегральные показатели — показывают соотношение полезного эффекта и понесенных затрат. (например, удельные затраты на тонну-км пробега.
Зу=(Ц+Э)/Д, где Ц — цена машины, Э — эксплуатационные затраты, Д — пробег в тоннокилометрах).
- 2) по отношению к различным свойствам а) показатели назначения — характеризуют целесообразность продукции, б) показатели надежности. Надежность — свойство объектов выполнять установленные функции, сохраняя свои показатели в заданных пределах в течение заданного периода времени. в) показатели технологичности — характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений г) эргономические показатели — характеризуют удобство эксплуатации продукции. Различают 1. гигиенические показатели, 2. антропометрические показатели, 3. физиологические и психофизиологические показатели, 4. психологические показатели. д) эстетические показатели, е) показатели стандартизации и унификации, ж) патентно-правовые — характеризуют степень патентной защищенности и патентной чистоты, з) экономические показатели 1. условно внутренние экономические показатели для фирмы — связанные с экономикой предприятия, 2. условно внешние — связанные с потреблением продукции и) критические показатели — используются при создании правовой оболочки рынка сбыта 1. критически показатели, определяющие требования об охране окружающей среды, 2. показатели, определяющие требования по безопасности человека, 3. показатели, связанные с защитой объектов от повреждения. 3) по способу выражения а) выражаемые бальным способом — имеющие определенную размерность (км/ч, об/мин, кг и т. д.), б) выражаемые другими способами (в % или в долях единиц).
- 4) по методу определения а) определяемые измерительным методом — с помощью технических средств измерения; б) определяемые регистрационным методом — путем подсчета числа определенных событий; в) расчетным методом — с помощью теоретических или эмпирических (экспериментальных) зависимостей; г) органолептическим методом — с помощью органов чувств; д) определяемые экспертным методом. Экспертов должно быть не менее 7 человек, оценки выставляются за 3 этапа: на первом этапе без обсуждения, на последующих после обсуждения. Окончательная оценка равна среднему арифметическому всех оценок на всех этапах. е) определяемый социологическим методом — путем опроса существующих и потенциальных потребителей.
- 5) по стадии определения а) определяемые на стадии проектирования; б) определяемые на стадии производства; в) определяемые на стадии эксплуатации.
- 6) по области применения а) показатели применяемой единицы продукции; б) показатели качества, относящиеся к совокупности единиц однородной продукции (напр. коэффициент дефектности); в) показатели, относящиеся к совокупности единиц разнородной продукции (напр. индекс качества).
- 7) по применению оценки уровня качества а) базовые показатели — принятые за исходные при сравнительных оценках; б) относительные показатели — получаемые при сравнении с базовыми.