Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Характеристика расстройств произносительной стороны речи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разложить на столе в произвольном порядке несколько картинок, названия которых отличаются друг от друга только одним из дифференцируемых звуков; попросить ребенка показать названные взрослым картинки: например, кит и кот, кот и ком; Повторить в заданной последовательности 2 слога типа, если ребенку нет 5 лет; если ребенку 6 лет, можно предложить последовательность из 3 слогов (проговаривая слоги… Читать ещё >

Характеристика расстройств произносительной стороны речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Речевые дефекты, проявляющиеся в несформированности языковых средств, можно условно разделить на три большие группы.

Первую группу составляют дети, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения отдельных звуков и их групп без других сопутствующих проявлений. Сущность фонетических нарушений заключается в том, что у ребенка под влиянием различных причин (например, анатомического строения или подвижности артикуляционного аппарата — зубов, челюстей, языка, неба — или подражания неправильной речи) складывается и закрепляется искаженное артикулирование отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию других ее компонентов. Типичные примеры нарушений, относящихся к данной группе, — велярное, увелярное, или одноударное произношение звука р, мягкое призношение шипящих при нижнем положении языка, межзубное произношение свистящих и т. д. Такие нарушения произношения звуков часто называют в литературе антропофоническими. Они обычно не оказывают влияния на усвоение детьми школьных заданий.

Вторую группу составляют дети, у которых имеет место несформированность всей звуковой стороны — произношения, фонематических процессов (фонетико-фонематическое недоразвитие — ФФН). Типичным для произношения учащихся этой группы являются замены и артикуляции (шипящих — свистящих, звонких — глухих, р-л, твердых — мягких). Причем, у дошкольников этой группы замены и смешения могут охватывать не все перечисленные звуки. В большинстве случает нарушение распространяется лишь на какую-либо пару звуков, например, с-ш, ж-з, щ-ч, ч-т, ч-ц, д-т и т. д. Чаще всего неусвоенными оказываются свистящие и шипящие звуки, р-н, звонкие и глухие. В некоторых случаях при отсутствии выраженных дефектов отдельных звуков отличается недостаточная четкость их произношения.

Третью группу составляют дети, у которых нарушение распространяется как на звуковую (включая фонематические процессы), так и смысловую сторону речи (общее недоразвитие речи — ОНР). ОНР у детей имеет разные выражения от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до легких форм нарушения речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Существуют некоторые приемы проверки состояния звукопроизношения и фонематического слуха.

Ребенка просят:

услышать разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи (не различение может происходить из-за ослабленного слухового контроля) ;

воспроизвести за взрослым слоговые сочетания из легких для произношения звуков: [па-ба-па] и т. п. (затруднение при воспроизведении вызывается неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками) ;

выделить определенный звук из цепочки звуков, например, [с] среди звуков [т], [ц], [ч], [с], [з], [ш], [р] и т. п. (ребенок, услышав заданный звук, поднимает руку и подает знак, как это ранее условлено;

выделить слог из ряда слогов, например, [са] из ряда [за], [ша], [са], [ма] и т. п. ;

определить наличие звука [с] в словах: санки, зонт, нос, щука и т. п. ;

повторить в заданной последовательности 2 слога типа [са-ша], если ребенку нет 5 лет; если ребенку 6 лет, можно предложить последовательность из 3 слогов (проговаривая слоги, педагог экраном закрывает рот) ;

разложить на столе в произвольном порядке несколько картинок, названия которых отличаются друг от друга только одним из дифференцируемых звуков; попросить ребенка показать названные взрослым картинки: например, кит и кот, кот и ком;

усложняя условия, можно предложить ребенку повторить 3−4 простых слога, включающих как разные согласные или гласные звуки, например, [на-та-ка], так и акустически близкие [са-ша-за]. Этот прием выявляет не только нарушение дифференциации звуков речи, но и особенности речеслуховой памяти (удержание последовательности звуков или слогов, их количества).

Обследование слоговой структуры слова включает следующие приемы.

Ребенка просят повторить:

ковер, дверь, регулировщик и другие слова сложной слоговой структуры, например «мотоциклисты едут на мотоцикле»;

самостоятельно назвать действия, изображенные на картинках.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой