Фондовый рынок Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития
В структуре акционерных обществ доля тех, в которых государственные пакеты превышают 50%. — более 75%. Это свидетельствует что на большинстве АО республики контрольные пакеты принадлежат государству и до тех пор, пока его доля не будет уменьшена, акции предприятий на публичном фондовом рынке обращаться не будут. Крупные собственники, как показывает мировой опыт, не заинтересованы в дополнительных… Читать ещё >
Фондовый рынок Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основные факторы, сдерживающие развитие фондового рынка Республики Беларусь
Фондовый рынок является одним из ключевых механизмов привлечения денежных ресурсов для инвестирования, модернизации экономики, стимулирования роста производства. Однако, несмотря на проведение ряда мероприятий и определенные изменения в функционировании этого рынка в стране, произошедшие за последние десять лет, он по-прежнему не выполняет свою основную функцию, т. е. не обеспечивает перераспределение денежных ресурсов в реальный сектор на удовлетворение потребностей в инвестициях, формирование рыночной опенки бизнеса. Вместо этого сформировался очень небольшой фондовый рынок, который практически не оказывающий влияния на развитие экономики. По данным международных финансовых организации (являющихся одним из важнейших источников информации для потенциальных иностранных инвесторов), фондовый рынок Республики Беларусь наряду с существующими в нескольких слаборазвитых африканских государствах находится вне какой-либо категории и вообще не имеет количественной оценки [6, с.79].
Основными показателями, характеризующими степень развития фондового рынка (а также уровень развитости акционерною капитала) в той или иной стране, являются капитализация рынка акции (совокупная курсовая стоимость всех выпущенных акций компаний, имеющих регулярную котировку), ее доля в ВВП и оборот по сделкам с акциями. Показатель «капитализация/ВВП» у развитых рынков составляет 60% и выше, у развивающихся — 30−40%. К примеру, в 2007 г. в Российской Федерации он превысил 100%. Отсутствие в Беларуси компаний, имеющих значимые показатели регулярной рыночной кодировки, не позволяет рассчитать уровень капитализации рынка акций в стране и вообще говорить о наличии фондового рынка как полноценного института. В отчете Департамента, но ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь за 2007 г. указывается, что у нас можно рассчитать уровень капитализации первичного рынка акций, под которой в данном случае подразумевается объем эмиссии на сумму 16,75 трлн. бел. руб. или около 17% от ВВП [14, с.6].
Таким образом, несмотря на неоднократные упоминания в ряде прогнозных и программных документов основных задач, но развитию в стране фондового рынка, за последние десять лет не удалось существенным образом изменить положение в данной сфере. Причина этого в том, что при определении перспектив развития фондового рынка в недостаточно учитывается ряд факторов, оказывающих решающее влияние на основные характеристики данного рынка.
К числу важнейших факторов, воздействующих на белорусский фондовый рынок, относятся: тип экономической системы, структура собственности, экономическая политика государства, а также существующий уровень развития рынка и накопленные диспропорции.
Тип экономической системы. Фондовый рынок основывается на свободных решениях инвесторов и эмитентов о размещении временно свободных денежных средств и привлечении финансовых ресурсов. Поэтому чем выше показатели функционирования рыночной экономики в той или иной стране и экономической свободы, тем больше возможностей для развития в ней фондового рынка. В условиях централизованной экономики фондовый рынок может существовать лишь как рынок государственных займов. Достичь в его становлении уровня экономически развитых стран задача достаточно сложная. Проведенные исследования показывают, что чем выше доля материальных и денежных ресурсов, распределяемых централизованно (бюджет, субсидированные кредиты и др.), чем больше доля государства в национальном богатстве, тем ниже роль основных рынков, в особенности фондового рынка, меньше объемы последнего, проще его структура. И наоборот, чем меньше степень вмешательства государства в экономику (в том числе и через его участие в акционерном капитале), тем больше объем фондового рынка и насыщенность хозяйственного оборота ценными бумагами. При доле правительства во внутреннем кредите, превышающей 25%. вероятность того, что капитализация рынка акций достигнет 40%, очень невелика [17, с.2].
На фондовый рынок отрицательно влияет высокая степень не только вмешательства государства в экономику, но и ее закрытость в финансовой сфере, которая означает жесткие ограничения: в движении капитанов, на участие иностранных инвесторов в операциях на внутреннем рынке, обращение отечественных финансовых инструментов на иностранных рынках, в области конвертируемости валюты. К закрытым относится, к примеру, экономика Ирана, где показатель «капитализация/ВВП» составляет чуть более 10%, а рынок облигаций (в исламе процент запрещен) и массовые розничные инвесторы практически отсутствуют. Это так называемый фундаменталистский подход — ориентация на особый национальный путь развития, закрытость экономики, сильную роль государства.
Существует также тесная связь между уровнем политической и социальной стабильности государства, с одной стороны, и степенью доверия инвесторов, а также развитием фондового рынка — с другой. Считается, например, что именно политическая стабильность стала важнейшим фактором успехов Китая в привлечении прямых иностранных инвестиций.
Таким образом, будущее развитие фондового рынка в стране зависит от того, какой социально-экономической модели будет придерживаться общество. При сохранении высокой степени огосударствления экономики, слишком большой доле центрального банка в перераспределении денежных средств фондовый рынок не будет иметь необходимых условий для развития.
Структура собственности также влияет на состояние и основные характеристики фондового рынка Беларуси: при более сложной и диверсифицированной он более развит. Особенно важное значение имеет структура акционерного капитала. Собственность, если она принадлежит единому держателю, например государству, или является объединенной в крупные доли, определяет сжатый и упрощенный характер фондового рынка. Концентрация собственности в крупных и контрольных пакетах приводит к тому, что свободной для обращения является лишь незначительная часть акционерного капитала, осуществляются только одиночные сделки блоками.
Доля собственности, непосредственно контролируемой государством в экономике (т.е. республиканской, коммунальной, АО с долей государства более 50%), чрезвычайно высока и достигает почти 80%. Удельный вес акционерной среди прочих составляет около 17%, а АО с долей государства менее 50% -всего 4% [6, с.81].
В структуре акционерных обществ доля тех, в которых государственные пакеты превышают 50%. — более 75%. Это свидетельствует что на большинстве АО республики контрольные пакеты принадлежат государству и до тех пор, пока его доля не будет уменьшена, акции предприятий на публичном фондовом рынке обращаться не будут. Крупные собственники, как показывает мировой опыт, не заинтересованы в дополнительных выпусках, в размещении акций среди мелких и институциональных инвесторов. Таким образом, для страны характерна «оптовая» структура собственности, следствием чего является отсутствие массового предложения белорусских акций па фондовом рынке в настоящее время, не будет его и в перспективе. Акции заморожены у государства, не поступают на массовые рынки, поскольку пригодны только для одиночных сделок крупными партиями. Население отделено от организованных рынков, практически отсутствуют институциональные инвесторы, иностранные акционеры. Доля иностранной собственности и смешанной с иностранным участием, несмотря па двукратное ее увеличение в 2007 г. (прежде всего в связи с продажей акций Белтрансгаза) составляет всего 4% [8, с.11].
Тенденцию сохранения «оптовой» структуры собственности нельзя считать присущей только Беларуси. Она свойственна многим странам, прежде всего с переходной экономикой, и приводит к тому, что фондовые рынки у них носят преимущественно долговой характер (в отраслевой структуре ценных бумаг преобладают корпоративные облигации). Для сравнения приведем данные о структуре акционерной собственности в Чехии. Венгрии и Польше (см. таблицу 2.1).
Таблица 2.1 — Контролирующие акционеры в компаниях стран Восточной Европы.
Страна | Всего компаний, %. | В том числе имеют основных акционеров, % от числе компаний. | ||||||
Иностранные лица. | Инвестиционные фонды. | Нефинансовые компании. | Государство. | Менеджмент. | Население. | |||
Чехия. | 18,6. | 39,5. | 11,6. | 14,0. | 9,3. | 7,0. | ||
Венгрия. | 39,1. | ; | 4,4. | 15,2. | 32,8. | 4,4. | ||
Польша. | 16,7. | ; | 33.4. | 16,7. | 16,7. | ; | ||
Источник: [6, с.82].
Негативным у нас является также то, что менеджеры не владеют акциями своих предприятий. До тех пор, пока не будет сформирована более выгодная для них структура собственности, они не будут заинтересованы в выводе своих акционерных обществ на фондовый рынок.
Экономическая политика государства прямо влияет на развитие рынка ценных бумаг и отдельных его сегментов. К примеру, слишком жесткая налоговая и денежная политика, отсутствие налоговых стимулов, поддерживающих интерес к вложению в ценные бумаги, неправильное применение процентной политики могут обусловить значительные нарушения в структуре рынка. Недостатки в инвестиционной политике способны привести к масштабному сужению фондового рынка: чем выше дефицит инвестиций в экономике, тем уже рынок. Вызовом сегодняшнего дня для нашей страны является острый дефицит инвестиций для модернизации экономики. И именно фондового рынка мог бы стать важнейшим инструментом привлечения внутренних и иностранных вложений, формирующих спрос на инвестиционные цепные бумаги и следовательно, прямо влияющих на характеристики фондового рынка.
Практически во всех постсоциалистических странах последовательно проводилась либерализация последнего, осуществлялся упрощенный доступ на него нерезидентов и резидентов. Это касалось доступа к публичному обращению (не говоря уже о наличии такого обращения вообще и существовании в этих странах законов о публичном обращении ценных бумаг) новых выпусков ценных бумаг эмитентов, предоставления возможности резидентам приобретать иностранные ценные бумаги, увеличения лимитов выпуска пенных бумаг национальными эмитентами для обращения за рубежом. В результате первоначальное публичное размещение акций было довольно значительным. Акции многих крупных компаний большинства этих стран еще в середине девяностых годов являлись предметом купли-продажи на международном рынке и котировались в Нью-Йорке, Лондоне, на биржах Австрии и Германии [17, с.3].
Развитие фондового рынка, таким образом, предполагает проведение инвестиционной политики, реально ориентированной на привлечение долгосрочных прямых и портфельных инвестиций, на создание нормальною инвестиционного климата, предполагающего максимальное снижение экономических (макроэкономических, институциональных) и политических рисков, административных барьеров, налоговой нагрузки и др. К примеру, нельзя добиться массового выхода инвесторов на рынок, если на формирование цен на бумаги влияют искусственные факторы и ни инвесторы, ни эмитенты не могут получить лучшую цену. Сегодня есть понимание необходимости привлечения белорусскими организациями инвестиций па зарубежных фондовых рынках путем выпуска еврооблигаций и депозитарных расписок на акции. Однако основным требованием допуска эмитента к иностранным инвестиционным ресурсам является наличие в свободном обороте не менее 25% его акций.
Существующая сегодня в Республике Беларусь налоговая политика также не способствует развитию фондового рынка. Речь идет, прежде всего о налогообложении доходов акционерных обществ, полученных при размещении ими акций по цене выше номинальной стоимости, а также доходов, полученных юридическими и физическими лицами от операций с акциями. Мировой опыт свидетельствует: фондовые рынки, как источник инвестиций, всегда и везде имеют огромные налоговые льготы. В условиях кризиса, дефицита инвестиций и высоких рисков создание налоговых стимулов, компенсирующих эти риски, являются одним из наиболее эффективных инструментов побуждения инвесторов к вложению сбережений в акции и облигации.
Доказательством того, что ряд вопросов, связанных с налогообложением на фондовом рынке, не решены, является увеличение уставного фонда некоторых белорусских банков, в том числе ОАО «Приорбанк», ЗАО «Банк ВТБ (Беларусь)». Действующее законодательство предусматривает при увеличении уставного фонда банков путем дополнительного выпуска и размещения акций через их продажу выше номинальной стоимости налогообложение полученного эмиссионного дохода по ставке 24% (как внереализационные расходы). Проведение подобных операций в прошлом году фактически стало возможным только в результате принятия Главой государства специальных решений, устранявших налогообложение полученного эмиссионного дохода в данных случаях [6, с.83].
Таким образом, в результате длительного воздействия вышеназванных факторов в республике сложился незначительный фондовый рынок, характеризующийся рядом серьезных диспропорций и неспособный решать стоящие сегодня перед экономикой задачи. Ряд действий, предпринятых в последние десять лет основным регулирующим органом этого рынка, а также мероприятия в рамках ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» создали хорошие предпосылки для развития фондового рынка (наличие нормативно-правовой базы, системы биржевых торгов и внебиржевого обращения, формирование двухуровневой депозитарной системы и др.). Однако при всей их прогрессивной направленности сами по себе они не могут преодолеть существующие недостаки рынка, устранить имеющиеся диспропорции, поскольку основные факторы, определяющие возможности развития РЦБ. являются внешними по отношению к нему.