Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Влияние государства, бизнеса и НПО на конкурентоспособность Казахстана

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящем исследовании определена относительная степень влияния государства, бизнеса и НПО на показатели ИГК Казахстана. Выяснилось, что государственные органы влияют на 47,6% показателей, бизнес влияет на 30,8%, а НПО — на 21,6% показателей ИГК Казахстана. Значение ИГК Казахстана зависит не только от государственных структур. В процессе формирования ИГК Казахстана также принимают участие… Читать ещё >

Влияние государства, бизнеса и НПО на конкурентоспособность Казахстана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цель исследования — определение относительной степени влияния институтов и структур государства, бизнеса и НПО на показатели индекса глобальной конкурентоспособности Казахстана.

Методология — в процессе исследования автором использованы такие методы исследования, как проведение «контент» анализа, методы дедукции и экспертной оценки.

Оригинальность/ценность — в связи с задачей вхождения Республики Казахстан в число тридцати наиболее конкурентоспособных стран мира возникла необходимость оценить относительную степень влияния стейкхолдеров, участвующих в реализации стратегической задачи, на конкурентоспособность страны. В данной статье впервые делается попытка определить долевой вклад государства, бизнеса и НПО в формирование Индекса глобальной конкурентоспособности (ИГК) Казахстана, рассчитываемый Всемирным экономическим форумом (ВЭФ). Настоящая работа была выполнена в 2010;2014 гг. в рамках исследования по разработке модели управления конкурентоспособностью Республики Казахстан в Казахском национальном техническом университете имени К. И. Сатпаева.

Выводы — в результате проведенного исследования автору удалось установить относительную степень влияния государства — 47,6%, бизнеса — 30,8% и НПО — 21,6% на показатели ИГК Казахстана. Значение ИГК зависит не только от государственных структур. В процессе формирования ИГК также принимают участие структуры бизнеса и НПО. К решению стратегической задачи вхождения Казахстана в число тридцати наиболее конкурентоспособных стран мира, считает автор, необходимо привлечь внимание всех структур государства, бизнеса и НПО. Автором было определено, что задача интеграции государства, бизнеса и НПО может быть решена с применением инструментов проектного менеджмента.

16 декабря 2012 года Н. А. Назарбаев в своем послании «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» поставил стратегическую задачу вхождения республики в число тридцати наиболее конкурентоспособных стран мира [1]. Правительство Республики Казахстан разработало «Концепцию по вхождению Казахстана в число тридцати самых развитых государств мира» [2].

Глава государства в своем послании призвал всех граждан принять активное участие в реализации стратегической задачи вхождения Казахстана в число тридцати наиболее конкурентоспособных стран мира [3,4].

ВЭФ составляет международный рейтинг стран мира на основе рассчитываемого индекса глобальной конкурентоспособности (ИГК) [5]. Совокупный индекс состоит из двенадцати групп показателей. Данные группы показателей объединены в три подиндекса (рисунок 1). В настоящее время анализом позиции Казахстана в международных рейтингах конкурентоспособности занимаются АО «Институт экономических исследований», Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан, а также другие информационно-аналитические центры [6]. Результаты данных исследований широко представлены в публикациях В. Ю. Додонова [7], Е. Заборыевой [8], С. Н. Нугербекова [9], А. Ф. Цехового [10].

Во всех исследованиях эксперты комментируют текущее положение Казахстана в мировых рейтингах конкурентоспособности, а также оценивают количественные и качественные результаты государственных органов в повышении конкурентоспособности Казахстана [11−14].

В ходе исследования методики расчета ИГК нами была сформулирована гипотеза о том, что значение ИГК Казахстана зависит не только от государственных структур. Предполагалось, что в процессе его формирования также принимают участие структуры бизнеса и НПО. Настоящая работа была выполнена в период 2010;2014 гг. в рамках исследования по разработке модели управления конкурентоспособностью Республики Казахстан в Казахском национальном техническом университете имени К. И. Сатпаева.

Рисунок 1 — Структура ИГК Оценка относительной степени влияния государства, бизнеса и НПО на ИГК Казахстана определялась методом экспертных оценок. Нами был проведен опрос респондентов экспертной сети ОЮЛ «Союза проектных менеджеров Республики Казахстан» (СПМРК). В настоящее время данная экспертная сеть состоит из более 4000 выпускников открытых тренингов СПМРК, в том числе более 2500 человек, представляющих бизнес-структуры Казахстана. Квалификационные требования, предъявленные к экспертам СПМРК, были аналогичными требованиям, предъявляемым к экспертам Всемирного экономического форума. Список экспертов включал в себя руководителей крупных, средних и мелких компаний из различных секторов экономики. Опрос проводился с помощью электронной рассылки.

Респонденты имели возможность оценить влияние институтов и структур государства, бизнеса и НПО на каждый из 117 показателей ИГК Казахстана. Оценка проводилась бинарным методом, т. е. по категориям «влияет» или «не влияет». Респонденту можно было отмечать одновременное влияние государства, бизнеса и НПО на каждый отдельный показатель ИГК Казахстана. Подобное исследование в Казахстане проводилось впервые.

В результате проведенного опроса выяснилось, что 47,6% своих оценок респонденты отнесли к государственным органам. По мнению экспертов, государственные органы не могут отвечать за все показатели ИГК Казахстана. Поэтому 30,8% своих оценок респонденты отнесли к бизнесу, а 21,6% - к НПО. Таким образом, влияние бизнеса и НПО, по мнению респондентов, также имеет значение в повышении конкурентоспособности Казахстана. Вместе с тем, необходимо учитывать, что данные результаты опроса являются предварительными в вопросе исследования конкурентоспособности и не полностью отражают степень влияния государства, бизнеса и НПО на показатели ИГК Казахстана.

Степень влияния государства на двенадцать групп показателей ИГК Казахстана.

Рисунок 2 — Степень влияния государства на двенадцать групп показателей ИГК Казахстана бизнес научный производственный конкурентоспособность казахстан Анализ влияния государства на двенадцать групп показателей ИГК Казахстана показал, что государство имеет наибольшее влияние на группы показателей «Макроэкономическая стабильность» — 61,2%, «Объем рынка» — 55,6%, «Здоровье и начальное/среднее образование» — 53,3%, «Эффективность рынка товаров» — 52,9%. Вместе с тем, государство имеет наименьшее влияние на группы показателей «Эффективность рынка труда» — 33,3%, «Уровень технологического развития» — 37,9%, «Инновации» — 40,8%, «Условия для развития бизнеса» — 44,8%.

Степень влияния бизнеса на двенадцать групп показателей ИГК Казахстана.

Рисунок 3 — Степень влияния бизнеса на двенадцать групп показателей ИГК Казахстана Анализ влияния бизнеса на двенадцать групп показателей ИГК Казахстана показал, что бизнес имеет наибольшее влияния на группы показателей «Эффективность рынка труда» — 43,8%, «Уровень технологического развития» — 42,4%, «Условия для развития бизнеса» — 41,4%, «Объем рынка» — 38,9%. Вместе с тем, бизнес имеет наименьшее влияния на группы показателей «Здоровье и начальное/среднее образование» — 12%, «Институты» — 22,9%, «Высшее и профессиональное образование» — 23,4%, «Макроэкономическая стабильность» и «Эффективность рынка товаров» — 28,6%.

Проведенный «контент"-анализ тридцати интернет-ресурсов крупного (количество сотрудников превышает 1000 человек) бизнеса Казахстана показал, что бизнес в Казахстане абсолютно не связывает свою деятельность с повышением конкурентоспособности Казахстана. Можно заключить, что призыв главы государства не всегда находит своего адресата. Для привлечения внимания бизнеса к процессу повышения индекса глобальной конкурентоспособности Казахстана необходимо поднимать данный вопрос на всех заседаниях ОЮЛ «Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен». Также необходимо разработать методику активного участия бизнеса в процессе повышения конкурентоспособности Казахстана.

Анализ влияния НПО на двенадцать групп показателей ИГК Казахстана показал, что НПО имеет наибольшее влияния на группы показателей «Здоровье и начальное/среднее образование» — 34,8%, «Институты» — 29,8%, «Высшее и профессиональное образование» — 28,6%, «Инновации» — 20,6%. Вместе с тем, НПО имеет наименьшее влияние на группы показателей «Объем рынка» — 5,6%, «Макроэкономическая стабильность» — 10,2%, «Инфраструктура» — 11%, «Условия для развития финансовых институтов» — 13,6%.

Степень влияния НПО на двенадцать групп показателей ИГК Казахстана.

Рисунок 4 — Степень влияния НПО на двенадцать групп показателей ИГК Казахстана В мировой практике процесс повышения национальной конкурентоспособности страны всегда проходил при широком участии НПО. В Казахстане процессы развития НПО начались с момента обретения независимости в 1991 г. Однако регулируемое начало они обрели с появлением документа.

«Концепция развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006;2011 годы», где впервые определены основные направления развития институтов гражданского общества и возможности реализации гражданских инициатив в Казахстане. На основе этого документа в Казахстане был создан «Координационный совет по взаимодействию с неправительственными организациями при Правительстве Республики Казахстан». Для привлечения НПО к процессу повышения индекса глобальной конкурентоспособности Казахстана необходимо данный вопрос выносить на повестку дня «Координационного совета» и поднимать на всех заседаниях неправительственных организаций.

Задачу интеграции государства, бизнеса и НПО можно решить с помошью инструментов проектного менеджмента, в частности управления портфелем проектов [15]. Для этого необходимо разработать портфель проектов высшего уровня, который будет состоять из трех портфелей проектов нижнего уровня. Первый портфель проектов нижнего уровня должен отображать проекты и программы государства, второй портфель проектов нижнего уровня — проекты и программы бизнеса, третий — проекты и программы НПО соответственно. Взаимосвязанные проекты и программы государства, бизнеса и НПО будут направлены на повышение значения индекса глобальной конкурентоспособности Казахстана. Таким образом, можно использовать управление портфелем проектов как инструмент проектного менеджмента для решения стратегической задачи вхождения Казахстана в число тридцати наиболее конкурентоспособных стран мира.

В настоящем исследовании определена относительная степень влияния государства, бизнеса и НПО на показатели ИГК Казахстана. Выяснилось, что государственные органы влияют на 47,6% показателей, бизнес влияет на 30,8%, а НПО — на 21,6% показателей ИГК Казахстана. Значение ИГК Казахстана зависит не только от государственных структур. В процессе формирования ИГК Казахстана также принимают участие структуры бизнеса и НПО. К решению стратегической задачи вхождения в число тридцати наиболее конкурентоспособных стран мира необходимо привлечь внимание государства, бизнеса и НПО. Консолидация всего общества повысит «конкурентоспособную ментальность» в Казахстане. Задача интеграции государства, бизнеса и НПО может быть решена с применением инструментов проектного менеджмента.

  • 1. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства [Электрон. ресурс]. — 2012
  • 2. Концепция по вхождению Казахстана в число тридцати самых развитых государств мира [Электрон. ресурс]. — 2014
  • 3. Выступление Президента Казахстана перед студентами Назарбаев Университета [Электрон. ресурс]
  • 4. Доклад о конкурентоспособности Республики Казахстан [Электрон. ресурс]
  • 5. Казахстан в индексе глобальной конкурентоспособности ВЭФ 2012;2013 [Электрон. ресурс]. — Астана, 2012.
  • 6. Додонов В. Ю. Мировой кризис и тенденции экономического развития Казахстана: монография. — Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2011. — 380 с.
  • 7. Заборыева Е. Позиции Республики Казахстан в индексе глобальной конкуренстоспособности 2009;2010 // Analytic. — 2010. — № 4. — С. 115−118.
  • 8. Нугербеков С. Н., Токсанова А. Н., Жакупова Ш. Ш. Повышение конкурентоспособности экономики Казахстана: вопросы теории и практики. — Астана: Институт экономических исследований, 2009. — 275 с.
  • 9. Цеховой А. Ф., Шильдибеков Е. Ж. Индекс глобальной конкурентоспособности в Казахстане: факты и оценки // Вестник КазНТУ. — 2012. — № 2. — С.
  • 10. Шильдибеков Е. Ж. Роль высшего образования и инновации в повышении конкурентоспособности Республики Казахстан // Актуальные проблемы экономики. — 2014. — № 3 — С. 141.
  • 11. Alzhanova N. Macroeconomic stability as a factor of competitiveness: Case of Kazakhstan // World Applied Sciences Journal. -2013. — 26 No. 5. — P. 692−696.
  • 12. Ashimova R.M., Uvaisova S.S., Tazhibayeva R.M., Mahanbetova U.R., Izatullaeva B. Modernization of real sector of Kazakhstan economy as the most important factor of competitiveness // Life Science Journal. — 2014. — Vol. 11, Issue 2. — P. 132−136.
  • 13. Оразалинова М. Н. Казахстан в индексе глобальной конкурентоспособности ВЭФ 2012;2013 // Актуальные проблемы экономики. — 2013. — № 13. — С. 416−422.
  • 14. The Standard for Portfolio Management: third edition. — USA: Project Management Institute, 2012. 15 Demyanova, O., Mahmutovich Valitov, S. A Multidimensional assessment of the efficiency of the Russian economy // World Applied Sciences Journal. — 2013. — № 25 (5)
  • 15. Bristow, G. State Spatiality and the Governance of Economic Development in the UK: The Changing Role of the Region // Geopolitics. — 2013. — № 18 (2). — pp. 315−327
  • 16. Єtefan, D. Study on the actual european competitiveness // Metalurgia International. — 2013. — № 18 (2). — pp. 139−143.
  • 17. Sklias, Roukanas, S. European economic governance and competitiveness // International Journal of Applied Business and Economic Research. — 2012. — № 10 (1). — pp. 203−214.
  • 18. Governa, Competitiveness and cohesion: Urban government and governance’s strains of Italian cities // Analise Social. — 2010. — № 45 (197)
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой