Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Средства речевого воздействия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ языковых средств с точки зрения их воздействия на восприятие мира получил значительное развитие в несколько неожиданной на первый взгляд области — в феминистской литературе и других исследованиях, затрагивающих проблему так называемого лингвистического сексизма. Пафос этих исследований заключается в демонстрации того, что в структуре многих (возможно, всех) естественных языков зафиксирован… Читать ещё >

Средства речевого воздействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На практике предметом, интересующим традиционную теорию речевого воздействия, являются те стороны речевой способности человека, которые позволяют ему эффективно воздействовать на поведение слушающего: побуждать его к совершению каких-то действий, которые слушающий в отсутствии такого воздействия, по мнению говорящего, не совершил бы (или наоборот — удерживать его от того, что он в противном случае, вероятно, сделал бы).

Очевидно, что специальным средством речевого воздействия в данном понимании являются различные виды побудительных речевых актов (просьба, приказ, требование и т. п.).

Однако, вообще говоря, на просьбу можно ответить отказом, требование отвергнуть, приказа ослушаться и т. д.

Успешно воздействовать на поведение партнера по коммуникации можно с помощью иных, нежели побудительные, речевых актов: для этого могут использоваться, скажем, сообщения, предложения задуматься о чем-то, вопросы и т. д.

Таковы, например, детально изученные на материале многих языков просьбы или даже требования в виде вопроса типа «Не можете ли вы замолчать!?» или «Почему бы вам не подвинуться?». Некоторые из них используются в таком качестве столь интенсивно, что даже превратились в обычные (традиционные) разновидности побудительных актов.

Анализ языковых средств с точки зрения их воздействия на восприятие мира получил значительное развитие в несколько неожиданной на первый взгляд области — в феминистской литературе и других исследованиях, затрагивающих проблему так называемого лингвистического сексизма. Пафос этих исследований заключается в демонстрации того, что в структуре многих (возможно, всех) естественных языков зафиксирован и интенсивно эксплуатируется «мужской» взгляд на мир (естественный язык — это, как правило, «man-made language»), а, следовательно, и эмансипация женщины должна проявиться в языковой сфере.

Действительно, среди раздражителей, вызывающих у человека эмоциональную реакцию, наиболее важное место занимает слово. Оно оказывает на человека влияние во много раз большее, чем какие-либо другие факторы. Прямое словесное воздействие осуществляется непосредственно речью, имеющей определенную смысловую значимость и императивность, явную или скрытую.

Особое значение здесь имеет смысловое содержание слова, его семантики, вызывающее определенные ассоциации.

Исследователи языка рекламы отмечают, что слово оказывает на получателя рекламы очень сильное и специфическое воздействие (Розенталь Д.Э., Кохтев Н. Н., Тарасов Е. Ф., Васильев А. Д. и др.) и в этом случае цель рекламы — повлиять на потребителей, убедить их в правоте сказанного с помощью таких слов, конструкций, которые способны вызвать нужные мысли и чувства.

Составитель рекламного текста так подбирает слова и выстраивает всю композицию рекламы, чтобы она могла вызвать у получателя рекламы конкретные представления об объекте рекламы, воздействовать на его воображение, формируя у потребителя зрительные образы.

Поэтому языковое манипулирование в нашем понимании — это ситуативно значимое варьирование сознательно и целенаправленно отобранных семантически эффектных языковых средств. Из этого определения становится очевидным, что не все сферы деятельности человека, а лишь некоторые из них активно пользуются языковым манипулированием в силу своего статуса в обществе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой