Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Научные и производственно-практические издания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В первой главе мы выяснили, что менеджер по персоналу просто обязан хорошо знать трудовое законодательство той страны, в которой он работает. В первую очередь работодатели требуют от российского специалиста по кадрам именно знания Трудового кодекса Российской Федерации. Это понятно, поскольку менеджеру приходится заниматься оформлением сотрудников, ведением документации по личному составу… Читать ещё >

Научные и производственно-практические издания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данную группу источников можно систематизировать по тематическому признаку. Это монографии и сборники по теории и практике управления персоналом. Это издания, касающиеся психологического аспекта в работе менеджера по кадрам. Следующий блок включает в себя официальную и неофициальную информацию по трудовому праву Российской Федерации, которая необходима для поддержания делопроизводственной практики кадровика. Внутри каждой группы имеются другие тематические разделения, позволяющие более детально проанализировать поток. Всего было выявлено около 130 — и подобных источников для поддержки деятельности специалиста по кадрам. Примерно 45 — 50% составляет литература по теории кадрового менеджмента, 30% - ресурсы по трудовому законодательству, самая немногочисленная группа — источники по психологии управления. Для более глубокого анализа следует изучить каждый блок ресурсов подробнее.

Прежде всего, обратимся к теоретической и практической информации по управлению персоналом. Данный поток информации очень велик, особое внимание к этой теме наблюдается с конца 1990 — х годов. Однако у вышеназванных ресурсов есть несколько отличительных особенностей. Первая заключается в том, что на российском книжном рынке сейчас наибольший авторитет имеет переводная литература, чаще всего это монографии американских авторов, которые переиздавались в России уже не один раз. Отечественные авторы выпускают в основном учебные пособия управленческой тематики, кроме того, выходят сборники статей какой — либо конференции по управлению персоналом. Этот факт отражает реальную ситуацию с развитием теории и практики управления кадрами в нашей стране, о которой уже упоминалось в первой главе работы. Мы пока еще находимся на стадии освоения многообразных концепций и методик, потому монографических изданий, посвященных кадровому менеджменту, к сожалению, мало. Но рассмотрим по порядку каждое тематическое направление в этой группе.

Особое внимание нужно уделить литературе по общим вопросам управления кадрами. Самые качественные и полные сведения по этим проблемам можно найти в изданиях зарубежных авторов, таких как М. Армстронг, М. Мартин, Ф. Хаксейкер, Д. Торрингтон и другие. В их работах описываются основные методики и концепции управления персоналом, роль кадровых служб, этапы деятельности и обязанности каждого сотрудника, проблемы и нововведения в работе кадровиков. Наиболее ценны, на наш взгляд, работы М. Армстронга — «Практика управления человеческими ресурсами», и М. Мартина — «Практика работы с персоналом». В первой важно то, что автор затрагивает вопросы автоматизации управления, которые в России сейчас только начинают обсуждаться и поэтому данный передовой опыт будет интересен практикующим менеджерам. Кроме того, здесь много информации об этике и психологии управления, а также о корпоративной культуре предприятия, что тоже слабо отражено в отечественных изданиях. Вторая книга представляет интерес потому, что она содержит стандарты Сертификационного института персонала и развития для менеджеров по кадрам, а также, рассматривает юридические аспекты управления персоналом на мировом уровне, что важно при работе в международной компании.

Поток отечественной литературы, которая на общем уровне касается вопросов управления человеческими ресурсами, за последние годы тоже значительно возрос и включает даже больше источников, нежели переводные издания. Однако можно отметить, что эти книги не являются столь авторитетными и фундаментальными. Например, если работы американских исследователей состоят из 600 — 900 страниц, то труды российских ученых, около 100 — 300 и не более. При данном объеме можно дать только самое базовое представление об управлении людьми. Чаще всего так и получается. Авторы в основном рассматривают этапы деятельности менеджера: набор и отбор персонала, обучение, мотивацию и т. д.; вопросы кадровой политики организации, методы работы с руководством, и особенно большое внимание уделяется проблемам стилей руководства. Еще одна особенность отечественной литературы по управлению кадрами заключается в том, что содержание этих книг порой бессистемно, то есть где — то упоминаются одни процессы управления, где — то другие. Чаще всего не конкретизируются обязанности менеджера по персоналу, что очень затрудняет погружение в тему. Помимо этого, порой русское издание рассматривает зарубежную систему управления, практически не упоминая об особенностях российской практики. Такое дублирование, на наш взгляд имеет мало пользы. Но, к сожалению, книг о работе менеджера по кадрам в отечественных реалиях почти нет. Среди наиболее популярных авторов здесь можно назвать следующие имена: Шапиро С. А. Его книга «Основы управления персоналом в современных организациях: уникальный подход, обеспечивающий эффективную работу компании» как раз таки отражает русскую практику управления. Интересна работа авторов — Белкина В. Н. и Белкиной Н. А. «Как управлять трудом», где представлен проект новой системы оплаты труда. Большую популярность имеют книги М. И. Магуры, которые в большом количестве выпускаются издательством ООО «Журнал «Управление персоналом». Вообще, это одно из самых масштабных издательств по управленческой тематике, которое имеет собственный Интернет — магазин, издает много журналов по управлению, правовой и финансовой деятельности.

Следующий тематический блок — это литература по отдельным аспектам управления кадрами. Здесь представлено описание конкретных этапов работы менеджера по персоналу, таких как отбор, набор, оценка и обучение сотрудников. Отметим, что сейчас с наибольшим интересом рассматриваются проблемы мотивации персонала. Книг по данной тематике больше всего. Это связано с возрастающей популярностью психологических аспектов в кадровой работе, с вниманием к таким факторам как удовлетворение личностных и карьерных потребностей, а также, с необходимостью в формировании корпоративной культуры и преданности сотрудников, при все увеличивающейся конкуренции на рынке труда. Методы отбора, поиска кандидатов и обучения работников представляет в своих книгах ранее упоминавшийся Магура М. И. Особого внимания заслуживает издание знаменитого психоаналитика и доктора философии Хигира Б. Ю. «Нетрадиционные методы подбора и оценки персонала», где описывается методика распознания характера и способностей по чертам лица и мимике претендента на должность.

Чаще всего в книгах о подборе персонала рассматривается история возникновения этой деятельности, практика ее применения на западе, основные зарубежные методики оценки и обучения, способы проверки эффективности методик, российский опыт работы в данных областях в сравнении с зарубежным. В приложениях к каждому изданию могут содержаться программы обучения и аттестации, в источниках по мотивации большой объем занимает описание основных психологических теорий потребностей: это теории А. Маслоу, Э. Мэйо, Ф. У. Тейлора и т. д. Отметим, что 90% изданий подобной тематики — это работы российских специалистов.

Особое внимание надо уделить также книгам по одному из важнейших на сегодняшний день этапов деятельности кадровика — делопроизводству. Огромное количество литературы посвящено этой теме. Одни источники касаются правовых аспектов в оформлении сотрудников, способствуют нормативно — методическому регулированию делопроизводства. Другие содержат типовые формы кадровых документов: личные карточки, трудовые договоры, больничные листы. Эти данные сопровождаются правилами составления и оформления организационной, распорядительной и информационно — справочной документации. Некоторые издания концентрируются на рассказе о методах архивирования, а также о средствах автоматизации делопроизводственных процедур. Следует также отметить, что здесь конечно представлены работы отечественных авторов, поскольку делопроизводство напрямую связано с трудовым законодательством Российской Федерации, а законодательство любой страны имеет свои отличительные особенности, в которых зарубежным специалистам трудно разобраться, то есть это узкоспециализированная деятельность. Среди наиболее новых и качественных книг по делопроизводству можно назвать работы Новикова Е. А. «Организация работы службы управления персоналом» и Татарникова М. А. «Делопроизводство в учреждениях, организациях и на предприятиях».

Самые последние отечественные и зарубежные подходы к управлению персоналом отражаются на страницах всевозможных сборников и материалов конференций. Отличительная особенность информации из этих источников — это ее научная обоснованность и актуальность. Автору удалось выявить одиннадцать сборников статей за последние два года, а это говорит о большом интересе к проблемам управления кадрами на научном уровне. Вообще, сборники, в которых можно найти информацию по кадровому менеджменту по тематике делятся на несколько видов. Это сборники трудов, посвященные управлению персоналом в целом. Это материалы, содержащие сведения по отдельным аспектам управления — чаще всего по мотивации и вопросам социальной политики организации. Также информация о формировании и развитии человеческих ресурсов может содержаться в сборниках статей, посвященных проблемам занятости и трудоустройства на государственном уровне, примером таких изданий могут служить труды — «Человеческие ресурсы: формирование, использование, развитие» и «Развитие отрасли, региона, компании». Кроме того, некоторые вопросы управления персоналом могут отражаться в материалах конференций и сборниках, которые почти целиком посвящены экономическим и информационным аспектам предпринимательской деятельности. В качестве примера можно назвать сборники — «Социальная ответственность бизнеса», где в нескольких статьях рассматривались проблемы корпоративной этики. И сборник трудов — «Информационный менеджмент: наука, практика, обучение», в котором затрагивались проблемы информационных технологий в управлении персоналом.

В дополнение ко всему вышесказанному хотелось бы назвать несколько интересных собраний трудов, которые содержат информацию, мало отраженную в монографиях по теме. Среди них: «Теория и практика корпоративного менеджмента» и «Корпоративная культура и управление». Это единственные встретившиеся автору издания, полностью посвященные актуальным вопросам формирования корпоративной культуры.

Следующий тематический блок содержит информацию по психологии управления персоналом. Данный вид источников был выделен нами в отдельный блок, поскольку психологический аспект в деятельности менеджера по персоналу не является частью его должностных обязанностей. Однако, как мы уже выяснили, психологическое сопровождение необходимо кадровику почти на всех этапах его работы, в основном это сведения по организации тренингов и тестированию, по прикладной конфликтологии и общей психологии, особенно по психологии личности. В ходе исследования потока был выявлен тот факт, что 90% всей источников по психологии управление — это учебные пособия. Но в них содержаться крайне скудные сведения, дающие лишь базовое представление о данной сфере. Скажем также, что в основном вопросы психологии управления отражены в работах российских авторов, а вот литература по тренингам и коучу принадлежит в основном зарубежным специалистам, поскольку данный вид деятельность зародился именно за рубежом, а к нам пришел только пять — десять лет назад. Рассмотрим более подробно выявленные нами источники.

Основные вопросы, которые затрагиваются в руководствах по психологии управления персоналом, это — структура и типология личности, теории личностной мотивации, проблемы психологии общения и поведения человека в группе, теории лидерства, этика кадрового менеджмента. Издания такой тематики отличаются еще и тем, что в них должен быть представлен материал по тестовым методикам, по способам психодиагностики. Эта практическая составляющая наиболее важна для специалиста по кадрам.

Самое полное и релевантное издание подобной тематики: «Психология управления персоналом: пособие для специалистов, работающих с персоналом». Особенно важно, что в этой книге представлено рассмотрение социокультурных особенностей начала двадцать первого века и их влияние на человеческие отношения и практику кадрового менеджмента. Этот вопрос мало где упоминается, хотя имеет принципиальное значение в современных условиях глобализации и интеграции. Кроме того, здесь есть диагностические методики на определение стрессоустойчивости, коммуникабельности, организационных способностей человека.

В данной группе имеется несколько источников, которые большее внимание уделяют проблемам профессиональной ориентации сотрудников и кандидатов. В таких книгах рассматриваются вопросы психологического соответствия человека профессии, анализу его способностей, типу мышления, ожиданиям и стремлениям. Данные сведения могут оказать неоценимую поддержку при отборе и ротации кадров, при адаптации персонала и его оценке. Лучшие книги по организации профессионального психологического отбора — это «Психология управления персоналом предприятия. Профессиологический аспект», авторов Носс И. Н. и Носс Н. В. А также работа очень известного психолога и специалиста по тестовым методикам Собчик Л. Н. «Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе». Кроме того, полезную практическую информацию дает Чикер В. А. в книге «Психологическая диагностика организации и персонала». Здесь представлены опросники, тесты самомониторинга и методики оценки способностей.

Как это ни странно, но самая полезная в прикладном плане информация содержится в научно — популярной литературе, посвященной вопросам делового общения. Там можно найти сведения о том, как воздействовать на людей, строить эффективные взаимоотношения, каким образом моделировать собственные качества и манеру поведения, чтобы удачнее влиться в коллектив. Подобные знания пригодятся при формировании коллектива, при разрешении споров и конфликтов между сотрудниками и т. п. Лучшей среди таких работ является книга Перервы П. Г. «Самомаркетинг менеджера и бизнесмена». Ее ценность возрастает еще и оттого, что каждая глава этого издания сопровождается отличным набором тестов, как для самого менеджера, так и для оценки сотрудников. Тема личных качеств менеджера по персоналу отражена еще и в книгах по тренингам и коуч — методикам. Тренинги, коучинг, различные ролевые игры приобрели распространение в нашей стране не так давно, но стали очень популярны и востребованы. Эти способы обучения и воздействия на людей применяются для развития психологических и профессиональных характеристик. Помимо вопросов, связанных с правильным поведением менеджера при организации тренингов, в подобных книгах рассматриваются этапы организации учебной программы, способы создания благоприятной обстановки в группе, особенности компьютеризированных методик оценки тренинга. Наиболее знаменитые авторы работ по данной тематике — это в основном зарубежные специалисты Лесли Рай, Джина Харрис, Пол Берч и т. д. Но по большей части в книгах по тренингам рассматриваются общие вопросы без четкой связи с кадровым менеджментом. Поэтому, наиболее целевое издание — «Тренинг в рекруитменте» авторов Э. Кристофера и Л. Смита. Здесь затронуты вопросы кадрового планирования, роли и задач менеджера в связи с разработкой и проведением обучающих мероприятий.

Кроме того, в ходе своей работы. Специалисту по кадрам, как мы уже говорили, приходится решать трудовые конфликты и споры. Базовые сведения по данной проблеме можно найти в литературе по управлению персоналом, где рассматривается такой этап деятельности кадровика, как управление конфликтами и стрессами. В книгах по конфликтологии тоже содержатся только базовые понятия, которым трудно найти применение на практике. Поэтому автор порекомендовал бы использовать более специализированную литературу по конфликт — менеджменту. Например, довольно полезным будет издание «Конфликт — менеджмент: настольная книга руководителя» Ф. Глазла. Это очень хорошее руководство. Которое подскажет, каким образом себя вести при попадании в конфликтную ситуацию на работе, как справиться с деструктивным поведением сотрудников.

Итак, мы осуществили обзор источников, которые предназначены для информационной поддержки психологического аспекта в деятельности менеджера по персоналу. Теперь обратимся к следующему тематическому блоку — источникам правовой поддержки кадрового менеджмента.

В первой главе мы выяснили, что менеджер по персоналу просто обязан хорошо знать трудовое законодательство той страны, в которой он работает. В первую очередь работодатели требуют от российского специалиста по кадрам именно знания Трудового кодекса Российской Федерации. Это понятно, поскольку менеджеру приходится заниматься оформлением сотрудников, ведением документации по личному составу, заключать договора, решать трудовые споры, предоставлять льготы или наоборот взыскивать за дисциплинарные проступки. При этом необходимо знать права и обязанности каждой категории работников, законодательно утвержденные формы для заполнения документов и т. д. Такой труд требует знания всех тонкостей и нюансов, которыми изобилует современное законодательство. Действительно, практически каждую неделю различные федеральные и региональные органы государственной власти вносят свои предложения и поправки в трудовое законодательство, за этим массивом информации необходимо постоянно следить, чтобы всегда действовать в рамках закона. В этом менеджеру по персоналу, да и другим специалистам может помочь система официальных и неофициальных источников, выходящих на территории Российской Федерации. Сразу оговоримся, что под понятием «официальная правовая информация» имеется в виду информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений. А в содержание неофициальной правовой информации входит вся статистика по правовым вопросам, образцы деловых бумаг, комментарии законодательства, научно — популярные материалы. Учитывая данную классификацию, мы и будем рассматривать источники правовой информации, необходимые менеджеру по персоналу в его работе.

Всего в результате изучения потока было найдено 35 источников, подходящих по хронологическим и тематическим рамкам. Основной официальный источник, это конечно же сам «Трудовой кодекс Российской Федерации. Официальный текст». Его в большом количестве выпускают различные издательства, специализирующиеся на публикации правовой литературы. Это такие издательства, как «ИНФРА — М», «Юридическая литература», «Ось — 89», «ТК Велби» и т. д. Но у данного документа есть свои особенности. Прежде всего, при приобретении официального текста кодекса важно определить, по состоянию на какое число он печатается. Практически каждая часть и раздел ТКРФ содержит ту правовую информацию, с помощью которой менеджер по кадрам может регулировать все вопросы, возникающие при оформлении сотрудников. Это вопросы заключения трудового договора и оплаты труда, это рабочее время и особенности организации труда отдельных категорий работников, это разрешение споров и профессиональная переподготовка.

Все неофициальные источники осуществляют две важнейшие функции — информирование о вновь появившихся законах и нормативных актах и их комментирование. Постатейные пояснения к трудовому законодательству содержаться в «Комментариях к ТКРФ». Надо отметить, что это может быть комментарий официальных органов, а также разъяснения квалифицированных специалистов по данному вопросу. Особо отметим работу Анисимова Л. Н. «Комментарий к законодательству о труде в современной России. Отечественное законодательство и международные стандарты». В этом издании имеется анализ проблем международного трудового права и их сравнение с отечественным законодательством о труде. А в приложении даны образцы процедурных гражданско — процессуальных документов: приказы о переводе, о поощрении, о предоставлении отпуска и т. п.

Однако, менеджер по персоналу все — таки не профессиональный юрист и ему могут понадобиться более понятные пояснения. Они содержаться в литературе научно — популярного характера. Примером здесь послужит книга Бессонова Ю. П. «Трудовой кодекс в вопросах и ответах». В таких изданиях теоретический материал неотрывно связан с практическим применением законодательства. Здесь рассматриваются вопросы конкретных или абстрактных респондентов по проблемам заключения трудового договора, увольнения работника, оплаты и нормирования труда. И в доступной форме с примерами даются советы по решению данных сложностей.

Основной же массив источников является комментарием к отдельным разделам ТКРФ: оформление трудовых договоров, рабочее время, регулирование заработной платы, отпусков и многое другое. Особенностью этой литературы является то, что в ней в большом количестве представлены всевозможные бланки, типовые формы документов и примеры их грамотного заполнения. Первый большой тематический блок — это книги по трудовому договору и его заключению. Здесь рассматриваются такие аспекты, как особенности трудового договора с лицом, работающим по совместительству или с надомником, процедура расторжения договора, документы, предъявляемые кандидатом при оформлении, коллективный договор, универсальные и упрощенные варианты соглашений. Существуют также книги, разъясняющие статьи о рабочем времени и заработной плате. Тут предоставлены данные о неполном трудовом времени и работе в ночное время, о сверхурочной занятости и о лицах, имеющих право на сокращенный рабочий день — инвалидах, учащихся. Примером источников о заработной плате может служить работа Крапивина О. М. «Оплата труда: вопросы правового регулирования» и «Заработная плата». В другой аналогичной литературе описывается механизм начисления зарплаты и социально — трудовых выплат, расчеты с работниками при переводе, увольнении и т. п. Знание таких механизмов менеджер по персоналу может использовать при разработке приемов мотивации персонала за счет денежного вознаграждения.

Детальное пояснение требуется специалистам по персоналу при оформлении гарантий и компенсаций. Различные категории работников имеют право на компенсации и льготы. Особенно важно погружение в эту тему в связи с политикой государства по вопросам монетизации льготных выплат. Наиболее четкую и структурированную информацию о гарантиях можно найти в справочной литературе для кадровиков, но об этом мы расскажем позже. Наиболее полезными книгами подобной тематики автор считает материалы издательского дома «Российская газета», который оперативно выпускает на книжный рынок официальные тексты вновь принятых законов и комментарии к ним. Вообще при поиске необходимых правовых источников советуем обращаться в издательства «ИНФРА — М», «Российская газета». Примером лучшего комментария по вопросам льгот является книга «Льготы отменены. Что вместо в них?». Текст данного издания представляет собой разъяснения министра здравоохранения и социального развития РФ М. Ю. Зурабова и председатель правления пенсионного фонда РФ Г. Н. Батанова.

Инструкции по оформлению отдельных видов кадровой документации, например, больничных листов и форм для служебных командировок тоже могут выпускаться в качестве самостоятельных изданий. В основном это сборники документов, где предлагаются соответствующие нормативные и руководящие материалы. Особенности правового регулирования профессиональной подготовки и повышения квалификации работников рассматриваются в постатейных материалах официальных органов государственной власти к одноименному разделу ТКРФ. Менеджер здесь может найти типовые контракты по целевой контрактной подготовке специалистов, ссылки на статьи, регулирующие проведение процесса ученичества, все о сроках действия ученического договора и основаниях для его расторжения. Помимо Трудового кодекса вопросы профессионального обучения регулируются еще и государственными стандартами. Такой ГОСТ представлен в книге Зазовской Н. М. «Внутрикорпоративное управление профессиональным развитием персонала в системе менеджмента качества». Тут материал строится на основе ГОСТ РИСО 9001 — 2001. Он регулирует деятельность профессионального образования. Эти сведения помогут менеджеру по кадрам определиться с периодичностью обучения сотрудников различных категорий, составить программы и зафиксировать сроки обучения.

При современных условиях глобализации и появлении большого количества международных компаний значительное внимание уделяется проблемам правового регулирования деятельности иностранных рабочих в отечественных организациях. На эту тему тоже написано несколько комментариев, нам удалось выявить две последних работы, это книги Скачковой Г. С. «Труд иностранцев в России: правовое регулирование» и Климовой М. А. «Оформление трудовых отношений с иностранными работниками».

Вообще, как мы видим, правовых аспектов в работе менеджера, которые нуждаются в информационной поддержке, очень много. Мы не упомянули еще и комментарии, связанные с охраной труда, с составлением должностных инструкций, с регулированием деятельности руководителей. Все это вопросы рассматриваются в общих комментариях к Трудовому кодексу, а также в отдельных работах, которые могут быть либо авторским комментарием знаменито юриста, либо сборником постатейных пояснений официальных органов к соответствующему разделу ТКРФ. Кроме того, отметим, что нами были выявлены только работы российских специалистов, большинство литературы правовой тематики выпускается московскими издательствами, наиболее компетентной здесь можно назвать фирму «ИНФРА — М», ей принадлежит 50% на рынке юридической литературы, а также компанию «Норма». Они же выпускают огромное количество справочной литературы по правовым и кадровым проблемам, а также периодические издания. Что касается вопросов управления персоналом и психологической составляющей, то слабее всего представлены источники для психологической поддержки, 60% от общего числа такой литературы составляют тренинги и коуч — методики, и все это издания зарубежных авторов. Самый обширный блок составляют источники по отдельным аспектам управления персоналом, они рассматривают все этапы деятельности менеджера по кадрам, но отличаются бессистемностью содержания и дублированием зарубежных аналогов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой