Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Прикладной анализ и оценка уровня экономической безопасности государства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пороговая величина уровня безработицы по отношению к экономически активному населению, характеризующая предкризисное состояние, принята в расчетах на уровне 7%, кризисное — 10%. Следовательно, уровень безработицы в республике превысил на 0,3% предкризисную пороговую величину. Как предкризисное оценивается положение в сфере занятости и по другому индикатору: отношение разности между численностью… Читать ещё >

Прикладной анализ и оценка уровня экономической безопасности государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прикладной анализ и оценка уровня экономической безопасности государства

Вступление Казахстана в период инвестиционного и инновационного развития сопровождалось построением эффективной структуры экономики, направленной на достижение высокой результативности вложенных средств. На это были нацелены Послание Президента народу Казахстана «Новое десятилетие — новый экономический подъем — новые возможности Казахстана», Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003;2015 годы", Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007;2024 годы [1,2,3]. Однако начавшийся в конце 2007 г. экономический кризис внес коррективы. В свете этого имеет значение объективный анализ и оценка уровня экономической безопасности государства, которая определяет авторитет, имидж государства, его способность проводить независимую, самостоятельную политику.

В основу анализа нами положены следующие принципы оценки уровня экономической безопасности:

  • · выполнение намеченного в программных документах;
  • · обоснованность ключевых индикаторов;
  • · насколько успешно государственными структурами применяются методы адаптивного планирования;
  • · анализ отраслевой структуры экономики и темпов роста основных отраслей;
  • · оценка степени износа основных фондов;
  • · анализ состояния государственного бюджета страны.

В целом рост важнейших показателей национальной экономики опережает рост населения, производительность труда, число предприятий малого и среднего бизнеса неуклонно растет, снижается инфляция и безработица. Основными предпосылками сложившихся тенденций являются рост продукции промышленности, реализация мероприятий по импортозамещению, осуществление отраслевых программ, внедрение инновационных проектов, предоставление налоговых льгот и преференций, расширение номенклатуры продукции и потребительского спроса [4,5].

Применение таких методов исследования, как выборка, сортировка данных, группировка показателей по определенному признаку, составление типологий позволяет увидеть некоторые тенденции, закономерности в развитии национальной экономики. Изучение данных показывает, что две наиболее населенные области не получают достаточно инвестиций: Алматинская область с населением 10,53% от общей численности по стране получила в 2008 г. 4% инвестиций, Южно-Казахстанская область с населением 14,82% получила 3% инвестиций.

Поэтому не развивается промышленность: доля ЮКО — 2,2%, доля Алматинской области — 3,4%; по сосредоточенности основных средств лидируют Атырауская и Мангыстауская области, в числе менее оснащенных Жамбылская, Акмолинская, СевероКазахстанская области (всего 2%). Имеет место высокий износ и низкие темпы ввода в действие основных фондов. Износ основных средств составляет 20−40%. Коэффициент обновления из года в год мало меняется — 12−15% по стране, а коэффициент ликвидации 1−1,6%. Обновление основных фондов значительно отстает от степени их износа и не обеспечивает роста производства, улучшения качества продукции. Средняя степень износа основных фондов в сельском хозяйстве — 54%, особенно велик износ приборов, лабораторного оборудования и вычислительной техники — 58,3%.

В развитии республики наблюдается экономическая и социальная асимметрия. экономический асимметрия безопасность бюджет Причинами экономической асимметрии являются:

  • · изначально разный уровень экономического потенциала областей Казахстана;
  • · промышленная ориентация экономики некоторых регионов, а также изменение специализации с сельскохозяйственной на промышленную;
  • · территориям, получающим субвенции, недостает активности в создании бизнесструктур; они надеются и в будущем на сохранение субвенций.

Среди причин социальной асимметрии можно назвать:

  • · высокую заработную плату в нефтегазодобывающих областях и рост цен на нефтепродукты; вместе с тем, в разрезе административных районов этих территорий социальные показатели могут значительно дифференцироваться;
  • · поскольку экономическое и социальное развитие находится в тесной взаимосвязи друг с другом, то сложившаяся социальная асимметрия есть результат экономической асимметрии;
  • · усиление диспропорций в развитии на уровне районов внутри областей. В каждой области есть депрессивные районы, в основном это сельские территории, имеющие ряд схожих проблем: высокий уровень безработицы, сложные экологические условия, отсутствие каких-либо производств, проблемы обеспечения качественной питьевой и поливной водой, неразвитая инфраструктура, плохое состояние дорог, недостаточная обеспеченность медицинскими услугами.

Уровень экономической безопасности страны оценивался нами методом факторного анализа по основным показателям. Объем промышленного производства в общей структуре экономики в настоящее время составляет 30−35%. Величина данного показателя в развитых странах составляет 70−75%, а пороговая величина — 50−60% [5]. В нашем исследовании предельная величина принята на уровне 50%, поэтому в соответствии с принятой методикой оценки уровня экономической безопасности по рассматриваемому индикатору нужно признать как «недостаточно стабильное» состояние.

Объем сельскохозяйственного производства за последние 5 лет сократился в пользу сферы услуг. Пороговая величина по данному показателю нами принята 50%. Отклонение фактической величины показателя от принятых западных стандартов составляет менее 1,5 раза. Общая оценка положения в производстве сельхозпродукции — «недостаточно стабильное».

Особого внимания заслуживает индикатор степени износа основных фондов. По состоянию на 1 января 2009 года в промышленности износ основных производственных фондов составил 37,8%, в том числе в сельском хозяйстве — 38,8%, в строительстве 38,7%, в сфере услуг — 27,4% (табл. 1). Пороговые значения как «стабильное состояние» для данного показателя нами приняты на уровне 25−30%, поэтому состояние производственных фондов в целом следует признать как недостаточно стабильное, исключение составляет сфера услуг, где показатель лучше — 27,4%. В то же время отдельные отрасли промышленности по степени износа основных фондов находятся в «предкризисном» состоянии (электроэнергетика, химическая и нефтехимическая промышленность, промышленность стройматериалов) .

Как известно, высокий износ основных фондов при сокращении инвестиций производственного назначения грозит подрывом производственного потенциала. Такая картина складывалась лет 10 назад: в 2000 г. величина отношения производственных инвестиций к ВВП составляла 10,3%, а на начало 2009 г. уже 26,4%, т. е. в 2,5 раза выше. В 2008 г. инвестировано в экономику 3392 млрд тенге, объем ВВП составил 12 849,8 млрд тенге. Согласно программе форсированного индустриально-инновационного развития страны объем финансирования новых, высокотехнологичных производств существенно возрастает из года в год.

Активно развивается сфера сервисных услуг: в общем объеме производства в целом по республике в 2008 г. она составила 34,1%. Вместе с тем, происходит сокращение промышленности, а в ее составе — машиностроения.

Прикладной анализ и оценка уровня экономической безопасности государства.

Примечание: знаком «+» отмечено положение отрасли по степени угроз экономической безопасности.

В общем объеме промышленной продукции ее доля по сравнению с 2000 г. снизилась на 8 процентных пунктов. Приведенные данные показывают, что общее положение строительства, сельского хозяйства, пищевой промышленности можно оценить как близкое к предкризисному.

Угрозы экономической безопасности в финансовой сфере могут, по нашему мнению, оцениваться на основе анализа двух индикаторов:

  • · отношение объема государственного бюджета к ВВП;
  • · отношение налогов и других платежей в бюджет к ВВП.

Исходные данные, характеризующие устойчивость финансовой системы Казахстана, приведены в таблице 2.

Анализ показывает, что отношение доходной части бюджета к ВВП в 2008 г. составило 20,6%, а расходная часть — 18,5%; т. е. дефицит составляет 2,1%. Пороговые значения по финансовой устойчивости для предкризисной ситуации нами приняты на уровне 15%, для кризисной — 20%. Поскольку отклонение фактических величин индикаторов от их пороговой величины существенно не превышено в соответствии с принятой методикой, состояние финансовой системы можно оценить как стабильное.

Сфера занятости характеризуется показателями уровня безработицы. С 2000 по 2008 г. в республике она снизилась с 12,8% до 7,3%. По статистическим данным численность занятого населения за этот период возросла с 6201 тыс. до 7261 тыс.чел., в том числе 92,8% были заняты в экономике, 7,2% не имели занятия, но активно его искали и в соответствии со стандартами Международной организации труда классифицировались как безработные. За годы реформ изменилось соотношение занятого населения к экономически активному в целом по стране и по всем по регионам — с 87,2% в 2000 г. до 92,7% в 2008 г. Обеспечен 9095-процентный охват крупных и средних предприятий системой коллективно-трудовых отношений.

Прикладной анализ и оценка уровня экономической безопасности государства.

Примечание: составлено автором на основе статистического сборника «Экономика Казахстана в цифрах 2004;2008». — Астана, 2009.

Пороговая величина уровня безработицы по отношению к экономически активному населению, характеризующая предкризисное состояние, принята в расчетах на уровне 7%, кризисное — 10%. Следовательно, уровень безработицы в республике превысил на 0,3% предкризисную пороговую величину. Как предкризисное оценивается положение в сфере занятости и по другому индикатору: отношение разности между численностью граждан, ищущих работу, и заявленной потребностью к общей численности занятых в экономике. Здесь фактический показатель 7,5%, на 0,5% выше предкризисной пороговой величины.

Уровень жизни населения — один из основных параметров оценки экономических угроз как страны, так и регионов. При оценке экономических угроз в этой сфере использовано два индикатора:

  • · численность населения с доходами ниже прожиточного минимума к общей численности;
  • · соотношение денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения.

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2000 г. составляла 31,8%, а в 2008 г. она была 18,2%. Пороговая величина этого индикатора, характеризующая предкризисную ситуацию, принята на уровне 15% кризисную — 30%, следовательно, общая оценка положения — «предкризисное». Соотношение денежных доходов 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных граждан, и в среднем по стране составило 7,8 раза, что выше кризисного порогового значения (7 раз).

Демографическая ситуация характеризуется естественным пpиpocтом или убылью населения. В Казахстане с 2000 г. до 2008 г. наблюдался рост рождаемости и снижение смертности населения. Естественная убыль населения на 1000 жителей в 2008 г. составила 3,9 человек. Пороговое значение предкризисной ситуации (2 человека) превышено почти вдвое, хотя до кризисной ситуации (7 человек) еще далеко.

По уровню преступности и, в частности, по такому индикатору экономической безопасности как удельный вес тяжких преступлений в общем количестве преступлений (36,1%) в республике сложилась кризисная ситуация (пороговое значение — 30%). Однако доля раскрытых преступлений в общем количестве зарегистрированных преступлений довольно высока (79%) и значительно выше пороговых значений (45% - предкризисное, 35% - кризисное), что говорит о высоком уровне борьбы с правонарушениями.

Интегральную оценку экономической безопасности республики в соответствии с принятой методикой можно определить путем балльной оценки полученных качественных характеристик. В целом величина интегральной оценки экономической безопасности страны, базирующаяся на методе сравнительного анализа индикаторов угроз, характеризуется как «достаточно стабильное» по 10-ти балльной шкале.

Несколько по-другому видят ситуацию респонденты, представляющие реальный бизнес. Во-первых, они считают довольно низкой вероятность вооруженных конфликтов с другими регионами и оценивают этот фактор оценкой «хорошо», во-вторых, дают оценку «удовлетворительно» и место «хорошо» фактору «Доля государственной собственности» и, в-третьих, хоть и дают фактору «Оценка распределения совокупного продукта» оценку «удовлетворительно», но не считают ее приемлемой для нашего уровня развития и демократизации общества.

Приведенный по группам анализ оценок факторов социально-политического риска в оценке экономической безопасности государства позволяет говорить о некоторой доле субъективизма в характеристике реальной ситуации.

Вполне объясним тот факт, что устраивает представителей власти, не устраивает реальный бизнес и наоборот, что видно «сверху», не всегда заметно «снизу». Разумеется, экспертные оценки всегда допускают определенную долю субъективизма, но, как правило, общие оценки ситуации очень близки к истине. Поэтому задача исследователя состоит не в простой констатации фактов, а в углубленном анализе этих фактов и получении достоверных выводов.

С учетом вышеизложенного, представляется целесообразным путем логических рассужденийобосноватьнекоторуюкорректировкуполученныхоценокзначенияфакторов социально-политического риска в характеристике угроз экономической безопасности государства.

Поскольку любой анализ, в конечном счете, нужен не сам по себе, а для принятия решений, адекватных приведению объекта исследования в «нормальное» состояние, управленческие решения и мероприятия должны быть нацелены на ликвидацию угроз безопасности и принятие превентивных мер. Представляется, что с точки зрения экономической безопасности достаточно полно и ясно состояние экономики государства можно охарактеризовать следующими рассуждениями:

  • · «стабильное» состояние, характеризующеся устойчивостью и поступательностью развития экономики республики, способностью обеспечить достойный уровень жизни населения;
  • · «недостаточно стабильное» состояние, характеризующее отсутствие достаточно устойчивого тренда в динамике отдельных показателей, отсутствием существенного улучшения по некоторым показателям (экономическая и социальная асимметрия);
  • · «предкризисное» состояние, характеризующееся снижением некоторых показателей экономики и уровня жизни населения до пороговых значений, при условии, что воздействие дестабилизирующих факторов не выходит из-под контроля государственных органов управления.
  • 1. Новое десятилетие — новый экономический подъем — новые возможности Казахстана. Послание Президента РК народу Казахстана. — Ак-орда, февраль 2010.
  • 2. Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 20 072 024 годы. — Астана,
  • 3. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003;2015 годы. САПП РК. — 2003. — № 23−24. — С.217.
  • 4. Статистический ежегодник «Казахстан в цифрах». — Алматы: Агентство РК по статистике, 2009. — 176 с.
  • 5. Основы экономической безопасности (Государство, регион, предприятие, личность); под ред. Е. А. Олейникова. — М.;
  • 6. Статистический ежегодник «Регионы Казахстана». — Астана, Агентство РК по статистике, 2009. — 398 с.
  • 7. Финансы Республики Казахстан 2004;2008 гг. — Алматы: Агентство РК по статистике, 2009. — 106 с.
  • 8. Алшанов Р. Новый экономический курс Казахстана. //Казахстанская правда, — 2008. — 25 января, — 1, 8, 15 февраля.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой