Особым направлением анализа организационной структуры является изучение организации работ службы управления персоналом (отдела кадров). Схема функциональных взаимосвязей службы управления персоналом отражает горизонтальные связи функциональных подразделений аппарата управления. Её можно представить в виде таблицы, с левой стороны которой по вертикали формируются основные виды деятельности, выполняемые службой управления персоналом, а вверху по горизонтали перечисляются все функциональные подразделения аппарата управления и должности высших руководителей (табл. 3).
На пересечении строк и столбцов проставляются символы, отражающие степень участия отдельных функциональных подразделений и руководителей в выполнении конкретных функций данного подразделения. Анализ полного охвата функций управления структурными подразделениями аппарата приводится при помощи матричной таблицы, в которой перечень работ сопоставляет с номенклатурой действующих структурных подразделений. Перечень работ сопоставляется на основе типового их классификатора для объектов определенного класса с дополнением его специальными работниками, обусловленными специфическими задачами и особенностями данного объекта и его взаимоотношениями с другими звеньями общественного производства. Это сопоставление выявляет круг работ, не закрепленных ни за одним подразделением, закреплённых за несколькими подразделениями одновременно (дублирование) и отнесённых по частям к компетенции разных подразделений.
Таблица 3.
Схема функциональных взаимосвязей службы управления персоналом (отдела кадров) с другими подразделениями организации.
|
Основные виды деятельности. | Должностные лица. |
| | | |
Подбор и расстановка кадров. | О. | У. |
Составление плана потребности в персонале. | У. | У. |
Оформление приёма, перевода, увольнения работников. |
Изучение причин текучести кадров. | У. |
Осуществление контроля за правильным использованием персонала. | У. |
Создание резерва кадров и его обучение. | П. | С. |
Введениеучёта личных дел. | О. | П. |
Осуществление работы по профессиональному продвижению кадров. | У. |
Рассмотрение писем, жалоб, заявлений. | У. | П. |
Осуществление трудовой мотивации персонала. | О. |
Совершенствование стиля и методов работы с персоналом. | О. | У. |
Условные обозначения:
О — отвечает за выполнение данной функции, организует её исполнение, подготавливает и оформляет окончательный документ;
П — представляет исходные данные, информацию, необходимые для выполнения данной функции;
У — участвует в выполнении данной функции;
С — согласовывает подготовленный документ или отдельные вопросы в процессе выполнения функций;
Р — принимает решения, утверждает, подписывает документ.
- 1 — Директор
- 2 — Коммерческий директор
- 3 — Бухгалтер
- 4 — Фармацевты