Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Практическое применение коммуникативных техник

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для того чтобы «разговорить» партнера, побудить его к более активному ведению диалога можно использовать технику так называемого «малого разговора». Очень важно, чтобы человек в общении с Вами чувствовал себя комфортно. И нет для этого лучшего средства, как поговорить о том, что ему интересно. Малый разговор — это интересная, непринужденная и приятная беседа о семейных делах, хобби и смешных… Читать ещё >

Практическое применение коммуникативных техник (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ранее мы коснулись темы невербальных компонентов общения и того, насколько важно уметь распознавать смысл тех сигналов (дистанция, поза, жесты, интонация), которые мы получаем от собеседника в процессе общения. Теперь перейдем непосредственно к коммуникативным техникам. Конечно, умение общаться и чувствовать себя комфортно в разговоре с людьми или на выступлении не сводится к владению коммуникативными техниками, но это те азы, которые могут быть полезны Вам во многих ситуациях, и им можно обучить. Техники — это то, с чего можно начать. Благодаря им, мы можем развивать базовые социальные навыки, необходимые для эффективного общения. Как ни странно, большинство из них относится к невербальным компонентам коммуникаций:

  • — Контроль социальной дистанции
  • — Контроль выражения лица (например, «несчастное выражение лица» — проявление дефицита социального навыка)
  • — Контроль позы
  • — Поддержание контакта глаз
  • — Контроль тона и громкости голоса
  • — Объем речи (если человек слишком мало говорит — это дефицит навыка, так же как если он слишком много говорит)
  • — Подбор темы для беседы
  • — Понимание социальных сигналов других людей, таких как тон голоса, выражение лица и др.

Поэтому, очень важно отслеживать и анализировать наиболее характерные для Вас невербальные сигналы (с каким выражением лица вы здороваетесь, как изменяются Ваша поза, жестикуляция при встрече с учителями или ровесниками, в каких ситуациях Вы избегаете смотреть в глаза человеку) значительная часть работы по освоению социальных навыков будет Вами проделана. Впоследствии это позволит Вам не только более точно оценивать поведение других людей, но и моделировать собственные реакции по своему усмотрению.

Однако не стоит забывать и о том огромном значении, которое играет в нашей жизни речь. Благодаря ней мы устанавливаем контакты с окружающими людьми, обмениваемся информацией, обобщаем свой опыт, делимся чувствами. Умение начать и поддержать разговор также требует развития определенных коммуникативных умений. К ним относятся:

  • — Умение вступать в контакт
  • — Умение задавать вопросы
  • — Умение вести разговор
  • — Умение услышать и понять то, что имел в виду партнер
  • — Умение воспринять и понять то, что партнер не в состоянии был выразить
  • — Умение передать партнеру. Что его поняли и услышали
  • — Умение выравнивать эмоциональное напряжение в беседе
  • — Синтез всех этих умений образует то, что принято считать тактом.

Как мы уже отмечали, среди коммуникативных способностей можно выделить наиболее важные: умение разговаривать и умение услышать и понять. В свою очередь, для развития первого требуется освоить технику формулирования вопросов и технику так называемого малого разговора, для развития второго — техники повторения, перефразирования и интерпретации.

Рассмотрим три типа вопросов и способы их формулирования.

Коммуникативные техники.

Определения.

Как это сделать?

Открытые вопросы.

Вопросы, предполагающие развернутый ответ.

Начинайте вопрос со слов:

Что? Как? Почему? При каких условиях?

«Что следует предпринять, чтобы изменить ситуацию?».

«Какой результат был бы приемлемым для Вас?».

«Что вы имеете в виду, когда говорите о…».

Закрытые вопросы.

Вопросы, предполагающие однозначный ответ (например, сообщение какой-либо точной информации) или ответ «да» или «нет».

«Вы дочитали книгу?».

«Когда начинаются экзамены?».

«Тебя больше всего интересуют развлечения?».

Альтернативные вопросы.

Вопросы, в формулировке которых содержатся варианты ответов.

«Вам больше подойдет ответ по телефону или в письме?».

«Вас интересуют последние данные или материал за весь год?» «Хотите чай или кофе?».

Как правило, в нашей речи мы недостаточно используем открытые вопросы, чаще — закрытые. Одна из самых распространенных проблем в общении — с самого начала, не прояснив проблемы, сразу сформулировать свою версию, а потом для проверки этой версии задавать закрытые вопросы. В сущности — закрытые вопросы — это гипотезы, уже готовые предположения, которые нужно лишь подтвердить или опровергнуть. Однако наши гипотезы могут быть совсем не о том, что имеет в виду или хочет сказать нам собеседник. Очень часто в конфликтах, например, между подростками и их родителями, остро стоит именно эта проблема. Диалог невозможен потому, что люди говорят каждый о своем и друг друга не слышат. Закрытые вопросы подталкивают нас к совершенно определенному ответу, который может не иметь никакого отношения к реальной ситуации, и часто воспринимаются как обвинения.

Исследования показали, что в нашей культуре осуждение или запрет выражаются не столько императивными, сколько вопросительными предложениями. Вместо того чтобы сказать ребенку: «Не ходи» или «Не бери», мы говорим: «Куда пошел?», «Зачем взял?» Такая форма обращения преследует не только цель запрещения какого-либо действия, но и эмоционального подавления другого человека в силу своей грубости. К сожалению, благодаря механизмам социального наследования люди, вырастая, автоматически и не задумываясь, воспроизводят эти формы взаимодействия уже со своими детьми.

Начальственное порицание или «административный восторг власть имущего» также облекаются в форму вопросов: «Когда Вы прекратите опаздывать?», «Где вы видели, чтобы???», «Когда Вы поумнеете?».

По этой причине отклик на вопросы зачастую носит характер генерализованной отрицательной реакции, независимо даже от интонации вопроса. Важно постараться избегать подобных ошибок в своей речи.

Типичные ошибки при постановке вопросов и способы их преодоления.

Типичная ошибка в формулировке вопроса.

Почему это ошибка?

Способ преодоления.

1. Почему?

Скрытое обвинение: «Ваш выбор мне непонятен, а потому, неправилен».

Какова логика этого выбора? Какие аргументы в пользу этого решения?

2. Почему Вы не???

Скрытое обвинение: «Вы сделали неправильно».

Что, на Ваш взгляд, необходимо было сделать в этой ситуации? Как Вам такое решение?

3. Как Вы могли согласиться??? (отказаться, пригласить, не пригласить, так ответить, не ответить и т. д.).

Скрытое обвинение в неподчинении уже принятому ранее (за вас) решению: «Вы недостаточно опытны, предусмотрительны, лояльны и т. д.».

Не могли бы Вы объяснить это решение. Чем оно было продиктовано?

Наиболее нейтральными являются вопросы, содержащие местоимение «мы» или вообще не содержащие местоимений. Когда в вопросе содержатся местоимения «ты» или «вы», вероятность генерализованной негативной реакции значительно выше. Нейтрализовать этот эффект можно лишь подчеркнутой вежливостью формулировок.

Для того чтобы «разговорить» партнера, побудить его к более активному ведению диалога можно использовать технику так называемого «малого разговора». Очень важно, чтобы человек в общении с Вами чувствовал себя комфортно. И нет для этого лучшего средства, как поговорить о том, что ему интересно. Малый разговор — это интересная, непринужденная и приятная беседа о семейных делах, хобби и смешных событиях. В нашей культуре традиционно используется другой способ установления доверительных отношений — начать хором на что-то жаловаться или ругать кого-то. Однако этот разговор не несет в себе полезной информации и не оставляет после себя приятных эмоций, которые побудили бы человека к дальнейшему общению.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой