В 1999 г. в журнале «Fortune», в статье, посвященной анализу самых значительных провалов благих инициатив высшего руководства ряда фирм, было указано, что акцент, сделанный на важности стратегии и самого процесса её разработки, создал иллюзию, что правильная стратегия является необходимым и достаточным условием преуспевания на рынке. Однако остается фактом, что фирмы испытывают трудности в реализации стратегий.
«В большинстве случаев реальной проблемой является не плохая стратегия, а плохое её осуществление», — утверждают авторы. Таким образом, способность менеджеров реализовать стратегию даже более важна, чем содержание самой стратегии.
Смысл стратегии заключается в том, чтобы приспособить бизнес к окружающей среде, поэтому мы будем говорить о стратегии как о процессе. А каждый процесс состоит из некоторых этапов:
- 1. стратегический анализ — сбор информации;
- 2. стратегический выбор — исследование результатов стратегического анализа, составление альтернативных вариантов, их оценка по ряду критериев и выбор одного из них;
- 3. реализация стратегии и менеджмент — исполнение стратегии, самый сложный этап, учитывающий следующие моменты: адекватность ресурсной базы фирмы, готовность культуры и структуры фирмы для принятия намеченной стратегии, готовность менеджмента к изменениям, материально-техническое обоснование решения о направлении развития фирмы, готовность фирмы на производственном уровне осуществлять стратегию и решать вопросы качества, географическое позиционирование фирмы и её место на международном рынке, воздействие данной стратегии на внутренних и внешних участников бизнеса, а также влияние стратегии на взаимоотношения компании с обществом.
Целью данной работы является изучение третьего этапа — реализации стратегии, а также всех связанных с ним и раскрывающих его суть вопросов.
Если в прошлом многие компании могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на внутренние проблемы (повышение эффективности использования ресурсов), то развитие рыночных отношений делает необходимым изменение сложившихся стереотипов хозяйствования, характера управления. В связи с чем, в условиях рынка излишним было бы подчеркивать актуальность стратегического менеджмента.