Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Процесс планирования на предприятии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Аппарат, осуществляющий планирование производства, состоит из работников высшего звена и работников функциональных подразделений различных уровней управления. Высшее звено подготавливает решения по наиболее важным проблемам стратегии и политики, а также выполняет технические, координационные и аналитические функции, участвует в формулировании основных целей и задач. Подготовленные предложения… Читать ещё >

Процесс планирования на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Руководит процессом планирования специальный орган — плановый комитет (отдел), функции которого во многом определяются структурой предприятия, степенью специализации производственных процессов, централизации управления и многим другим.

Аппарат, осуществляющий планирование производства, состоит из работников высшего звена и работников функциональных подразделений различных уровней управления. Высшее звено подготавливает решения по наиболее важным проблемам стратегии и политики, а также выполняет технические, координационные и аналитические функции, участвует в формулировании основных целей и задач. Подготовленные предложения, рекомендации выносятся на совет директоров (или руководителей высшего звена) и после их проработки и одобрения включаются в перспективный план развития производства.

План производства продукции разрабатывается в четыре этапа.

На первом этапе дается оценка экономической и политической обстановки, в которой действует предприятие, определяются ближайшие и перспективные возможности рынка, позиции конкурентов, потенциал, связанный с выпуском продукции и т. д.

На втором этапе формулируются конкретные задачи и утверждаются сроки их решения. К задачам предъявляются достаточно жесткие требования. Задачи должны быть согласованы с руководителями подразделений.

На третьем этапе планирования рассматриваются плановые предположения, т. е. ожидаемые характеристики ситуации, в которых должен выполняться план.

Четвертый этап планирования связан с выбором наиболее предпочтительного варианта действий, исходя из имеющихся альтернатив.

Выбрав одну из альтернатив и скорректировав ее на момент неопределенности, предприятие приступает к осуществлению главного этапа планирования — разработке планов производства продукции, которые впоследствии детализируются.

Планы производства продукции разрабатываются как определенные задания для всех видов деятельности, для каждого звена или на один вид работ.

Главным принципом разработки плана производства продукции является перспективность, а основными требованиями — эффективность и сбалансированность. Эффективность плана производства продукции означает напряженность, реальность, оптимальность и действенность.

Под обеспечением действенности плана развития предприятия понимается:

  • — обоснованность плановых заданий системой прогрессивных технико-экономических норм;
  • — необходимость обеспечения ресурсами в заданных пределах;
  • — обеспечение разработанной системой учета, контроля, стимулирования за его выполнение;
  • — назначение квалифицированного специалиста, отвечающего за выполнение плана.

Обоснованность и реальность плана оцениваются с трех позиций:

  • — степени прогрессивности применяемой нормативной базы; степени — эффективности разработанных мероприятий по результативным показателям;
  • — выбора конкретных методов, применяемых для обоснования плановых заданий.

В разработке планов на предприятии принимают участие менеджеры различных уровней управления и плановые отделы.

При организации системы планирования на предприятии решаются три комплекса вопросов:

  • — состав и характер специализации органов планирования;
  • — формы координации работ по планированию;
  • — характер формализации процессов планирования.

Организация и порядок разработки плана При административно-командной системе хозяйствования план производства продукции и все планируемые показатели разрабатывались и утверждались вышестоящими организациями.

В условиях рыночной экономики предприятия обрели полную самостоятельность. Однако существует отличие формирования плана производства продукции для госпредприятий и не государственного сектора. Так план производства продукции разрабатывается госпредприятием самостоятельно и, после утверждения, представляется в вышестоящую организацию. Негосударственные предприятия тоже разрабатывают планы самостоятельно, но представляют в выше стоящий орган сведения только об основных направлениях своей деятельности.

При разработке планов используется следующая информация: новые оптовые и закупочные цены; новые тарифы; договорные и свободно складывающиеся на рынках цены; система налогообложения, налоговые льготы и экономические санкции; порядок кредитования; порядок осуществления внешнеторговых финансовых операций; лимиты государственных централизованных капитальных вложений и основных видов материально-технических ресурсов.

Структура и содержание плана производства продукции зависит от уровня планируемых звеньев, объектов и продолжительности периода, на который составляется план.

Содержание плана производства продукции должно обеспечивать и обосновывать логичность всех его разделов, т. е. должна быть построена последовательная логическая цепочка; включены основные показатели, регламентирующие работу предприятия; выделены определенные виды лимитируемых ресурсов.

Производственный план содержит следующие разделы:

  • — исходные данные для планирования;
  • — портфель заказов;
  • — план производства и реализации продукции;
  • — материально-техническое обеспечение;
  • — план по труду и заработной плате;
  • — организационно-технические мероприятия;
  • — финансовый (бюджетный);
  • — охрана окружающей среды;
  • — внешнеэкономические связи.

Особое место занимает раздел формирования портфеля заказов.

Портфель заказов формируется отделами сбыта на основе полученных заявок, составленных договоров. Полученные заявки распределяются по срокам выполнения в такой последовательности:

  • — текущие заказы, обеспечивающие бесперебойную работу, которые подкрепляются договорами;
  • — среднесрочные заказы, со сроком исполнения 1−2 года и более;
  • — перспективные заказы, со сроком исполнения 2−5 лет,
  • — структура плана производства представлена на рис. 3.

Важнейшим моментом при формировании портфеля заказов является анализ заказов, который включает:

  • — оценку сделанных предложений — вид деятельности заказчика, вид предполагаемых услуг, финансовые условия, этапы проведения переговоров и т. д.;
  • — определение возможного успеха среди конкурентов, по данным маркетингового анализа и количеству программ в среднесрочной перспективе;
  • — анализ состояния рынка в среднесрочный период с учетом ассортимента и объема продаж, сегментации рынка, прогноза развития спроса;
  • — обоснованность целей и стратегии работы на рынке в соответствии с целями и стратегиями предприятия.

На основании заключенных заказов определяются:

  • — прямые издержки производства;
  • — потребность в рабочей силе;
  • — количество производственных часов на каждый заказ;
  • — предполагаемые сроки выполнения;
  • — потенциал каждого производственного заказа.

Чем лучше сформирован портфель заказов (функция отдела сбыта), чем точнее сформулированы прогнозы производства и сбыта (плановый, производственный, снабжения и маркетинга) и чем выше доля реальных заказов по сравнению с прогнозом, тем конкретнее производственная программа.

Для разработки проекта плана производства специалистами по планированию кроме маркетинговых прогнозов необходимо располагать сведениями о:

  • — наличии и структуре производственных мощностей;
  • — численном и профессиональном составе кадров;
  • — финансовых средствах;
  • — наличии и потреблении оборотных средств.

Разработке проекта плана производства предшествуют предварительные этапы работы.

Первый этап начинается с обстоятельного анализа хода выполнения текущего плана и разработки мероприятий по устранению потерь используемых ресурсов.

Второй этап — работа с поставщиками и потребителями.

Третий этап — определение объема, номенклатуры, ассортимента продукции и комплектующих узлов и материалов.

Четвертый этап — заключение договоров с поставщиками и согласование с потребителями предварительных объемов, сроков поставки, технических условий.

Пятый этап — определение объема новой продукции и снятие с производства устаревшей, неконкурентоспособной продукции.

Шестой этап — оценка проекта плана.

Оценку проекта плана дают работники аппарата управления. Процесс оценки включает следующие виды работ:

  • — анализ проекта плана на соответствие целям и задачам предприятия;
  • — взаимосвязь всех расчетных плановых показателей и их увязка;
  • — анализ включенных в план технических решений, аттестации продукции;
  • — анализ взаимодействия всех систем управления;
  • — оценка уровня напряженности плана с учетом использованных производственных мощностей и качества выпускаемой продукции;
  • — корректировка и полная сбалансированность материально-финансовых ресурсов и сроки исполнения.

Если предприятие ориентировано на высокую степень автоматизации планово-учетных работ, то часто используют компьютерный программный модуль, с помощью которого формируют план производства несколькими способами:

  • — по сумме договоров на поставку продукции;
  • — по сумме производственных затрат;
  • — по результатам прошлого распределения;
  • — исходя из поквартальной разбивки годового u1087 плана пропорционально количеству рабочих дней в месяце.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой