Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Исследование влияния коммуникативных техник на формирование климата в организации на примере 2 организаций

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данная экспресс-методика используется для мониторинга психологического климата в коллективе и выработки конкретных рекомендаций по его оптимизации. Подобная психодиагностическая оценка может быть полезна для изучения адаптации новых работников, их отношения к труду, анализа динамики текучести кадров, оценки эффективности руководства, анализа путей повышения продуктивности деятельности коллектива… Читать ещё >

Исследование влияния коммуникативных техник на формирование климата в организации на примере 2 организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Характеристика объектов и методов исследования

Цель данного исследования — определение влияния коммуникативных техник на формирование социально-психологического климата в организации.

В любой организации важен тот психологический климат, который формируется в первую очередь руководителем. От особенностей его взаимодействия с подчиненными зависят результаты работы предприятия, а устойчивые хорошие результаты и создают психологический климат. В результате получаются взаимосвязанные процессы: руководство — эффективность — психологический климат. В этой цепочке нельзя выделить приоритеты и установить однозначную последовательность.

Для определения степени влияния коммуникативных техник, применяемых директором организации, на формирование социально-психологического климата организации было взято на рассмотрение 2 схожих организации:

1. ООО «Линия», осуществляющих профессиональную деятельность по разработке концепции, дизайна и, непосредственно, изготовлению разного рода рекламной продукции. Основным направлением фирмы является изготовление уличных рекламных щитов. Коллектив фирмы состоит из 23 человек, включая директора.

Характеристика директора фирмы Копылова Е. В. (со слов подчиненных).

  • — Имеет мужество самоопределения, то есть знает свои функциональные границы и границы своих подчиненных и четко им следует
  • — Стремится вкладывать силы и средства не только в свое благосостояние, но и в благосостояние группы
  • — Редко проявляет раздражение при своих сотрудниках
  • — Старается избегать догм в своей работе
  • — Направляет больше энергии на изменение себя, чем на изменение других
  • — Знает и уважает весь спектр чужих мнений
  • — Не подвержен воздействию безответственных действий других
  • — Старается воспитывать качества «зрелого лидера» в своих последователях
  • — Знает и умеет разделять и передавать ответственность
  • 2. ООО «Страйк», осуществляющих профессиональную деятельность по разработке дизайна и изготовлению наружной рекламы. Основным направлением фирмы является изготовление уличных рекламных «растяжек». Коллектив фирмы состоит из 21 человека, включая директора.

Характеристика директора фирмы Хорошевского К. И. (со слов подчиненных).

Хорошевский К. И., стремится давать советы своим подчиненным, пытаясь реализовать чувство ответственности и беспокойства за окружающих. При этом он говорит больше, чем слушает. Делает за подчиненных то, что они могли бы сделать сами. Ставит другим цели, которые они сами себе не ставят.

Хорошевский К. И. излишне погружен в дела других. Он начинает указывать подчиненным не только, что им следует делать, но и как им следует думать, чувствовать, действовать. Он постоянно пытается спасать своих подчиненных, чувствуя при этом свою незаменимость и значимость. Руководитель часто меняет эмоциональную окраску своего поведения — от услужливого до контролирующего и обвиняющего. Подчиненные при таком руководстве полностью отказываются от своего стиля поведения и своего мнения в присутствии руководителя.

Для оценки влияния коммуникативных техник на формирование социально-психологического климата в организации, служащим двух организаций предлагалось пройти 2 теста:

  • 1. Тест «Техника общения» Творогова Н. Д. — поможет нам охарактеризовать качественную составляющую коммуникативных техник тестируемых управляющих.
  • 2. Методика ''Изучение социально-психологического климата трудового коллектива'' Михалюка О. С., Шалыто А. Ю. — поможет нам охарактеризовать социально-психологический климат в организации.

Характеристика теста «Техника общения».

Автор: Н. Д. Творогов.

Цель: Измерение уровня развития операционального и эмоционально-волевого компонентов коммуникативной компетентности.

Инструкция. Оцените максимально объективно коммуникативные способности и умения тестируемого, проявляемые в общении. При работе над опросником обсуждать вслух оценки не разрешается. На бланке ответов номера качеств обозначены по горизонтали, а фамилии тестируемых по вертикали. Поставьте оценку по каждому из указанных качеств и обведите свой номер кружком в таблице. Оценки в соответствующих графах в 5-балльной системе, где 0 обозначает полное отсутствие характеристики, а 5 — максимальную ее выраженность. Десятичные дробные значения не допускаются. Если Вы не можете оценить данное умение или данного человека по каким-то причинам, то в соответствующих графах поставьте прочерки. Список тестируемого прилагается.

Коммуникативные умения:

  • 1. Умение начать разговор, найти общую тему.
  • 2. Способность длительное время поддерживать разговор.
  • 3. Понимание чувств и намерений другого человека.
  • 4. Умение воздерживаться от категорических суждений при оценке других.
  • 5. Умение выслушать собеседника.
  • 6. Умение выйти из общения, не обижая других.
  • 7. Приветливость.
  • 8. Хорошие манеры в общении.
  • 9. Тактичность.
  • 10. Умение точно и ясно высказывать свои мысли.
  • 11. Мимическая подвижность лица.
  • 12. Соответствие жестов ситуации.
  • 13. Соответствие мимики ситуации.
  • 14. Умение одеваться в соответствии с ситуацией.
  • 15. Соответствие интонации речи ее смыслу.
  • 16. Умение при желании включиться в начатую другими работу.

Ключ:

Количество баллов.

Владение коммуникативными техниками.

50−60.

Отличное.

40−50.

Хорошее.

25−40.

Среднее.

15−25.

Ниже среднего.

0−15.

Плохое.

Характеристика теста ''Изучение социально-психологического климата трудового коллектива'' Михалюка О. С., Шалыто А.Ю.

Данная экспресс-методика используется для мониторинга психологического климата в коллективе и выработки конкретных рекомендаций по его оптимизации. Подобная психодиагностическая оценка может быть полезна для изучения адаптации новых работников, их отношения к труду, анализа динамики текучести кадров, оценки эффективности руководства, анализа путей повышения продуктивности деятельности коллектива. Методика позволяет выявить три наиболее важных компонента отношений между членами коллектива — эмоциональный, поведенческий и когнитивный. Это означает, что опросник оценивает степень эмоциональной привлекательности труда (''нравится — не нравится); желание или нежелание работать в данном коллективе и общаться с сотрудниками; знание или незнание особенностей своих коллег по работе.

Инструкция:

Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:

  • а) внимательно прочитать варианты ответа;
  • б) выбрать один из них, наиболее соответствующий Вашему мнению;
  • в) поставить знак «+» в пустой клетке против выбранного Вами ответа.
  • 1. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?

Большинство членов нашего коллектива — хорошие, симпатичные люди.

В нашем коллективе есть всякие люди.

Большинство членов нашего коллектива — люди мало приятные.

2. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?

Нет, конечно.

Скорее нет, чем да.

Не знаю, не задумывался об этом.

Да, конечно.

3. Как вам кажется, могли бы Вы дать достаточно полную характеристику:

Да.

Да, пожалуй.

Не знаю, не думал об этом.

Пожалуй, нет.

Нет.

Деловых качеств большинства членов коллектива.

Личных качеств большинства членов коллектива.

4. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который Вам очень нравиться, а цифра 9 — коллектив, который вам очень не нравиться. В какую клетку Вы поместите ваш коллектив.

5. Если бы у Вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами Вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись?

Это меня вполне бы устроило.

Не знаю, не задумывался над этим.

Это меня бы совершенно не устроило.

6. Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве Вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам:

Нет, не мог бы.

Не могу сказать, не задумывался над этим.

Да, мог бы.

7. Какая атмосфера преобладает в Вашем коллективе?

На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения и т. п. В какую из клеток Вы могли бы поместить Ваш коллектив?

8. Как Вы думаете, если бы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы Вы встречаться с членами вашего коллектива?

Да, конечно.

Скорее да, чем нет.

Затрудняюсь ответить.

Скорее нет, чем да.

Нет, конечно.

Обработка результатов.

Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизирована и имеет следующий алгоритм. Анализируются различные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется тремя вопросами, причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +!;-!; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:

  • — положительная оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа — положительные, а третий имеет любой другой знак);
  • — отрицательная оценка (сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа, или два ответа — отрицательные, а третий может выступать с любым другим знаком);
  • — неопределенная, противоречивая оценка (эта категория включает следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса не определены, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).

Для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок (от -1 до +1) делится на три равные части: от -1 до -0,33; от -0,33 до +0,33; от +0,33 до+1.

Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными, во второй — противоречивыми, неопределенными, а третий — положительными.

Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношения выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, с учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:

  • 1) полностью положительное;
  • 2) положительное;
  • 3) полностью отрицательное;
  • 4) отрицательное;
  • 5) противоречивое, неопределенное.

В первом случае психологический климат коллектива трактуется как весьма благоприятный; во втором — как в целом благоприятный; в третьем — как совершенно неудовлетворительный;

в четвертом — как в целом неудовлетворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны.

В опросном листе вопросы 1, 4 и 7 относятся к эмоциональному компоненту; 2, 5, 8 — к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами 3 и 6, причем вопрос 3 содержит два вопроса.

Обследование по данной методике может проводиться как индивидуально, так и в группе. Время тестирования — 5−10 мин. Простота обработки результатов дает возможность быстрого их получения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой