Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические особенности восприятия музыки младшими школьниками

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В основе музыкального восприятия лежит сложный психический процесс вычленения в произведения искусства свойств и качеств, пробуждающих эстетические чувства. «Однако… не раз приходилось, наблюдать, — отмечал Е. В. Назайкинский, — как хитросплетения контрапункта, изобретательность узоров фактуры и яркость гармонических красок вдруг заслоняют от увлекающегося анализом сознания глубинные… Читать ещё >

Психологические особенности восприятия музыки младшими школьниками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6−7 до 10−11 лет (1−4 классы школы). Хронологически социально-психологические границы этого возраста в жизни ребенка нельзя считать неизменными. Они зависят от готовности ребенка к обучению в школе, а также от того, с какого времени начинается и как идет обучение в соответствующем возрасте. Если оно начинается с 6-летнего возраста, как это и происходит сейчас в большинстве случаев, то возрастные психологические границы обычно смещаются назад, т. е. охватывают возраст от 6 до примерно 10 лет; если учение начинается с семилетнего возраста, то, соответственно, границы данного психологического возраста перемещаются приблизительно на один год вперед, занимая диапазон от 7 до 11 лет. Границы этого возраста могут сужаться и расширяться также в зависимости от применяемых методов обучения: более совершенные методы обучения ускоряют развитие, а менее совершенные замедляют его. Вместе с тем в целом некоторая вариативность границ этого возраста не особенно сказывается на последующих успехах ребенка.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование — одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. Но прежде чем использовать имеющиеся резервы, необходимо подтянуть детей до нужного уровня готовности к обучению.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. На уроках, например, ребенку с первых дней обучения необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать и хорошо запоминать все то, о чем говорит учитель.

Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно две важные задачи. Первая из них состоит в том, чтобы как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. В этой связи учебная программа должна быть составлена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся.

Вторая задача возникает в связи с тем, что многие дети приходят в школу не только не подготовленными к новой для них социально-психологической роли, но и со значительными индивидуальными различиями в мотивации, знаниях, умениях и навыках, что делает учение для одних слишком легким, неинтересным делом, для других чрезвычайно трудным (и вследствие этого также неинтересным) и только для третьих, которые не всегда составляют большинство, соответствующим их способностям. Возникает необходимость психологического выравнивания детей с точки зрения их готовности к обучению за счет подтягивания отстающих к хорошо успевающим.

Еще одна проблема состоит в том, что углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах, а это в начальных классах умеют делать далеко не все дети. Многие из них быстро утомляются, устают.

Особую трудность для детей 6—7-летнего возраста, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Ребенок должен сидеть на месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен. В других ситуациях, напротив, от него требуется проявление необычной, довольно сложной и тонкой двигательной активности, как, например, при обучении рисованию и письму. Многим первоклассникам явно не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой в течение длительного периода времени.

На занятиях учитель задает детям вопросы, заставляет их думать, а дома то же самое от ребенка требуют родители при выполнении домашних заданий. Напряженная умственная работа в начале обучения детей в школе утомляет их, но это часто происходит не потому, что ребенок устает именно от умственной работы, а по причине его неспособности к физической саморегуляции.

С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные с учением и трудом. К нему взрослые люди начинают предъявлять повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе [6, с. 127]. внеурочный музыкальный восприятие школьник У ребенка 6−7 лет происходит расширение музыкальных впечатлений, он более устойчиво проявляет интерес к музыке. В этом возрасте у ребенка формируется способность понимать поставленную перед ним задачу, самостоятельно выполнять указания, которые направляют и определяют способ действия. Происходят существенные сдвиги и в области мышления. Ребенок хочет знать, о чем рассказывает музыка, что обозначает то или иное слово в песне, как двигаться под различную музыку. Дети анализируют и обобщают, делают простейшие умозаключения, планируют свои действия, словесно выражают свои замыслы. Дети способны освоить элементарные сведения о первичных жанрах музыки (песня, марш, танец) и некоторых сложных жанрах (опера, балет, симфония, концерт), об элементах музыкального языка, о деятельности композитора, слушателя, исполнителя.

В младшем школьном возрасте начинают развиваться характерные качества голоса. В это время механизм голосообразования у мальчиков и девочек абсолютно идентичен, звук имеет ярко выраженный фальцетный характер, так как пение осуществляется краевым натяжением связок, а голосовая мышца еще только образуется. Музыкальное развитие детей младшего школьного возраста в значительной степени зависит от качества работы педагогического коллектива по музыкальному просвещению и образованию. При условии систематических увлекательных и познавательных занятий, внеклассной работы у них развивается интерес и любовь к музыке, формируется запас любимых произведений, закрепляется навык культуры слушания музыки, эмоционального ее восприятия. Ребенок приобретает способность оценить красоту музыки, выразительное исполнение песни, как свое, так и своих товарищей, творчески подходить к музыкальной деятельности.

Движущими силами музыкального развития являются воспитание и обучение, обстоятельства внешней жизни, качественные изменения в психических процессах, вызываемые музыкальными переживаниями ребенка. Поскольку внешние и внутренние факторы музыкального развития находятся в сложном взаимодействии, то освоение одного и того же музыкального материала и способов музыкальной деятельности детьми одинакового возраста происходит по-разному. Обучение рассматривается как основной путь и средство музыкального развития, обеспечивающее формирование высокого уровня музыкальной культуры детей младшего школьного возраста [5, с. 16].

Развитие восприятия музыки у младших школьников является одной из основных задач музыкального воспитания учащихся. При этом термин «музыкальное восприятие» в музыкальной педагогике имеет два значения. Одно, более емкое, понимается как естественное условие различных видов музыкальной деятельности детей на уроке — хорового пения, игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмического движения. Другое значение термина, более узкое, подразумевает слушание музыки: знакомство с музыкальными произведениями различных стилей и жанров, композиторами, исполнителями. При этом две стороны музыкального развития младших школьников — восприятие и собственное творчество — неразрывно связаны и взаимно дополняют друг друга. В этой связи А.А.Мелик-Пашаев отмечал, что в произведениях большого искусства учащийся обычно видит замыслы несравненно более глубокие и гораздо более совершенные, чем в непосредственно собственном творчестве.

В основе музыкального восприятия лежит сложный психический процесс вычленения в произведения искусства свойств и качеств, пробуждающих эстетические чувства. «Однако… не раз приходилось, наблюдать, — отмечал Е. В. Назайкинский, — как хитросплетения контрапункта, изобретательность узоров фактуры и яркость гармонических красок вдруг заслоняют от увлекающегося анализом сознания глубинные, сокровенные, потайные ходы, по которым движется музыкальная мысль, как слишком большое приближение к материальной и технической стороне произведения искусства неожиданно оборачивается удалением от него и притом таким, что музыканты не замечают самой сути, не слышат музыки…» Поэтому более естественным в методике музыкального воспитания младших школьников является принцип «не проходить», а «проживать» музыку, что справедливо отмечают А. А. Пиличяускаус и Л. В. Виноградов [8, с. 31].

Начинать становление процесса музыкального восприятия у учащихся следует с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций, формирования эмоциональной отзывчивости как части музыкально-эстетической культуры, что предполагает смещение акцента с технической стороны искусства на духовную — суггестивно-эмоциональную [7, с. 219].

Суггестивная сила музыки кроется в том, что она способна особым образом воздействовать на мир человека и укреплять его нравственный потенциал. Это эмоциональное влияние может освобождать человека от агрессии, подозрительности и других негативных состояний, кардинально изменить его мироощущение, а затем и мировоззрение [13].

Способность человека слышать и эмоционально переживать музыкальное содержание, музыкальные образы как художественное единство, как художественно-образное отражение действительности, обозначается понятием «музыкальное восприятие». Качество музыкального восприятия составляет комплекс свойств, в которых проявляют себя направленность музыкального восприятия, ориентация слушателя, его установки. Это — ассоциативность, эмоциональная напряженность, чувственный характер, образность, осмысленность, острота, адекватность, избирательность, вариантность и другие свойства.

Восприятие музыки — сложный процесс, включающий впечатления от произведения и размышление о нем, а также художественный опыт, культуру. В восприятии каждого слушателя есть элементы субъективные и объективные, соединяющие звучащее произведение, как основу, и слушательское представление со всеми его особенностями. То есть процесс восприятия музыки — это создание субъективного образа, отражающего реальные грани музыкального сочинения в единстве его содержания и формы.

Существенную роль в процессе восприятия музыки играют внутренние психические процессы, которые поддаются направленному развитию. Музыкальное восприятие является процессом, который регулируется многими механизмами: установками памяти и предслышания, актуализацией элементов прошлого опыта и рядом других. Основой музыкального восприятия являются слух, чувство ритма, музыкальная память, способность к воображению.

Музыкально-эстетическое восприятие формируется под влиянием практики человека и окружающих его произведений, развивается, становится полнее и глубже. Воспринимающий музыку человек не только постигает ее сущность, он как бы дополняет музыкальные образы через разнообразные ассоциативные связи сознания, соединяет отраженный в произведении опыт музыканта с личным опытом.

Восприятие может быть как непроизвольным, смутным, так и точно направленным, избирательным. Наиболее характерные признаки восприятия музыки — это эмоциональный отклик на нее и способность к слуховому дифференцированию [5, с. 13].

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сказать о том, что музыка играет важную роль в формировании личности младшего школьника. Важно, чтобы воздействие музыкального искусства начиналось как можно раньше, в детстве. Ведь некоторые дети могут почувствовать музыку гораздо тоньше, чем взрослые. Этот вид искусства затрагивает эмоциональность и чувственность, воздействует на подсознание человека, тем самым способствует развитию личности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой