Научно-технические факторы.
Факторы макросреды менеджмента для предприятий сферы сервиса и туризма
![Реферат: Научно-технические факторы. Факторы макросреды менеджмента для предприятий сферы сервиса и туризма](https://westud.ru/work/7430402/cover.png)
Туристская политика включает в себя также политику Российской Федерации в санаторно-курортной сфере. Согласно статье 16 Федерального конституционного закона «О Правительстве российской Федерации», туризм и санаторно-курортная сфера являются частью социальной сферы России и представляют собой единый объект государственного регулирования. В Федеральном законе «О природных лечебных ресурсах… Читать ещё >
Научно-технические факторы. Факторы макросреды менеджмента для предприятий сферы сервиса и туризма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Анализ научно-технических факторов позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новых видов услуг, их сбыта и совершенствования обслуживания клиентов.
Технологии, обслуживающие туристскую отрасль, подразделяются на три сферы: транспортная техника, оснащение гостиниц и ресторанов, коммуникационная техника.
Развитие транспортных средств предоставляет туристам большую свободу передвижения. Гостиничная и ресторанная техника упрощает и стандартизирует работу в гостиницах и ресторанах, частично экономя рабочую силу. Особо следует подчеркнуть внедрение в индустрию туризма информационных технологий, без чего в настоящее время немыслима организация массовых туристских путешествий. Многие туристские фирмы уделяют большое внимание компьютеризации системы бронирования в режиме реального времени. Все пункты продажи в Германии и Франции оснащены такими системами. Высок уровень их использования в Испании, Дании и Нидерландах.
Политико-правовые факторы
Исследование политико-правовых факторов макроокружения должно проводиться, в первую очередь, для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти и управления в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство будет проводить в жизнь свою политику.
Политическая власть, аналогично экономическим факторам имеет возможности непосредственного (издавая регулирующие отношения в сфере туризма право вые акты) и опосредованного (политический курс страны, решения, принимаемые властями на международной политической арене, государственная идеология) воздействия на туризм. Сильная и легитимная власть в государстве сдерживает рост криминала, обеспечивает реальную защиту прав и свобод своих граждан, не допускает распространения террористических и экстремистских тенденций.
Связь между политикой и туризмом заключается в том, что государство управляет туризмом, а туристская активность требует вмешательства со стороны государства. При различных формах государственного управления этот фактор проявляется по-разному.
При тоталитарной системе общественных отношений туризм выполняет государственную и государственно-политическую функцию, то есть, подчинен политическим целям, планируется и управляется государственными учреждениями.
В стране с рыночной системой экономики государство самоустраняется от управления туризмом и предоставляет каждому гражданину свободу действий.
При социально-рыночной экономике свобода действий каждого индивидуума ограничивается в пользу благосостояния всех членов общества.
Туризм в РФ подчиняется государственному регулированию и управлению, государство формирует политику туризма. Основные цели, задачи, принципы и направления государственной политики России в сфере туризма определены в Федеральном законе об основах туристской деятельности в российской Федерации" (1996 г.), а также в Концепции развития туризма в российской Федерации до 2005 г. (2002 Г.). Вместе с тем изменения в политической, социально-экономической жизни нашего общества, опыт функционирования российского и мирового туристских рынков требуют новых подходов к реализации государственной политики в этой сфере.
Туристская политика России является составной частью внутренней и внешней политики государства и представляет собой совокупность правовых, организационных, социальных, экономических и иных мер, а также способов (методов) государственного регулирования для создания в стране конкурентоспособной туристской индустрии и в то же время условий для осуществления социальных функций государства по отношению к своим гражданам.
Туристская политика включает в себя также политику Российской Федерации в санаторно-курортной сфере. Согласно статье 16 Федерального конституционного закона «О Правительстве российской Федерации», туризм и санаторно-курортная сфера являются частью социальной сферы России и представляют собой единый объект государственного регулирования. В Федеральном законе «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах (1995 г.) отмечается: «Правительство российской Федерации определяет основные направления государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха». В соответствии с общераспространенной мировой практикой и международными правовыми актами санаторно-курортное лечение относится к категории лечебно-оздоровительного туризма, который в случае его субсидирования государством является также видом социального туризма.
Целью туристской политики является обеспечение конституционного права граждан России на отдых и досуг, свободу передвижения, охрану здоровья и иных прав при совершении путешествий посредством создания в Российской Федерации конкурентоспособной туристской индустрии, способной к саморазвитию и обеспечивающей высокий уровень жизни россиян.
Туристская политика должна строиться на основе соблюдения Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров и законодательства Российской Федерации, а также социальных и экономических показателей и исследований российского и зарубежного туристских рынков.
Приоритетными направлениями туристской политики должны быть внутренний, въездной и социальный туризм, включая лечебно-оздоровительный, спортивный, этнокультурный, экологический.
К задачам туристской политики относятся следующие:
- 1. Социальные:
- * защита прав и интересов путешественников и отдыхающих;
- * создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление граждан посредством занятия туризмом;
- * создание новых рабочих мест, повышение занятости и жизненного уровня россиян, проживающих в местах временного пребывания туристов;
- * обеспечение эффективного функционирования системы социального туризма — путешествий и отдыха малообеспеченных слоев населения (детей, молодежи, ветеранов, инвалидов, жителей Крайнего Севера и Дальнего Востока России, военнослужащих и др.);
- * стимулирование работодателей, расходующих средства на санаторно-курортное лечение и отдых своих работников на территории Российской Федерации;
- * возрождение традиционных и создание новых центров туризма, в том числе в малых и средних городах России, освоение новых туристских центров и маршрутов с обширным природным и историко-культурным потенциалом, расширение их географии и многообразия.
- 2. Экономические:
- * увеличение поступлений в бюджеты всех уровней, в том числе и валютных, повышение доходов государства и муниципальных образований;
- * развитие национальной туристской индустрии, других смежных отраслей экономики, связанных с туризмом;
- * развитие транспортной инфраструктуры (строительство дорог, аэропортов, речных портов и др.);
- * развитие предпринимательства в сфере туризма;
- * поощрение инновационной деятельности в сфере туризма, в том числе развитие информационных технологий;
- * организация особых экономических туристско-рекреационных зон на территории Российской Федерации с благоприятными условиями для развития туризма;
- * создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения российских и западных инвестиций в инфраструктуру туристских регионов;
- * вовлечение коренных малочисленных народов России в экономически выгодную для них туристскую деятельность;
- * создание в России конкурентоспособных турпродуктов путем консолидации возможностей государства и туриндустрии;
- * интеграция России в систему мирового туристского рынка;
- * либерализация торговли услугами в сфере туризма в соответствии с международными соглашениями и договорами Российской Федерации с учетом интересов граждан и туристской индустрии страны.
- 3. Культурно-идеологические и образовательные:
- * создание представления о Российской Федерации как о стране, благоприятной для развития туризма;
- * использование туризма в качестве инструмента обеспечения единого культурного пространства России, диалога и взаимодействия культур в многонациональном государстве, равных возможностей доступа к культурным ценностям для жителей различных территорий России и представителей различных социальных групп;
- * формирование туристского сознания граждан Российской Федерации — идеологии гостеприимства по отношению к туристам, посещающим страну;
защита художественного, археологического и культурного наследия России в целях его сохранения для будущих поколений;
- * создание единой системы информационного обеспечения и проведение рекламно-пропагандистской деятельности для продвижения национального бренда туристских центров России как на внутреннем, так и на международном уровнях;
- * консолидация соотечественников, проживающих за пределами России, за счет поддержки развития туризма с их участием;
- * подготовка квалифицированных специалистов в сфере туризма с учетом требований международных стандартов, туристской практики и профессионального сообщества;
- * поддержка научно-исследовательских работ, маркетинговых исследований, составление прогнозов развития российского и мирового туристских рынков.
- 4. Организационные:
- * активизация сотрудничества и взаимодействия субъектов Российской Федерации;
- * развитие международных контактов, создание единого туристского пространства с государствами ЕвразЭС, ЕЭД, ЕС.
- 5. Экологические:
- * создание условий для направления финансовых средств, получаемых от использования туристских ресурсов, на их поддержание, охрану и развитие, а также охрану окружающей природной среды с целью предотвращения негативных последствий, обусловленных развитием туризма;
- * сохранение природных лечебных ресурсов и экологической безопасности на территории туристских регионов.
Туристская политика реализуется с использованием следующих способов (методов) государственного регулирования туризма:
- § правового и нормативного обеспечения туризма;
- § установления порядка создания и деятельности органов государственной власти Российской Федерации, уполномоченных осуществлять государственное управление туризмом в стране (создание отраслевой структуры управления);
- § определения порядка создания унитарных предприятий в сфере туризма, а также правил их деятельности по оказанию государственных услуг;
- § обеспечения безопасности туризма для граждан, общества и государства;
- § разработки и реализации целевых, адресных, инвестиционных и других программ федерального и регионального уровней, концепций и других программных документов в сфере туризма, составления прогнозов развития туристской отрасли как в России, так и в мире;
- § налогового, таможенного, визового, валютного, санитарного и иного административного регулирования в сфере туризма;
- § привлечения отечественных и зарубежных инвестиций в сферу туризма;
- § информационного обеспечения туризма, в том числе содействия в продвижении национального туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках;
- § статистического наблюдения в области туризма;
- § установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из нее и пребывания на ее территории с учетом интересов развития туризма;
- § государственной поддержки приоритетных видов туризма и предпринимательской деятельности в данных сферах;
- § регулирования особенностей создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности в сфере туризма;
- § определения общих правил осуществления различных видов предпринимательской деятельности в сфере туризма (туроператорской, турагентской, экскурсионной, гостиничной и др.), а также контроля и надзора за ее осуществлением;
- § развития и установления основ саморегулирования предпринимательской деятельности в сфере туризма, а в случаях, установленных законом, также лицензирования отдельных видов такой деятельности;
- § технического регулирования (стандартизация, сертификация, классификация) в сфере туризма;
- § установления квалификационных требований к подготовке кадров в области туризма;
- § развития научных исследований в сфере туризма;
- § защиты прав и интересов участников отношений в сфере туризма;
- § иных мер экономического и административного характера.
Анализ законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает туристскому предприятию возможность определить для себя допустимые границы действий и приемлемые методы отстаивания своих интересов. При этом необходимо изучать законодательно-правовые акты, регулирующие хозяйственную деятельность в целом и туристский бизнес в частности.
В порядке убывания степени влияния факторов внешней среды на развитие туриндустрии их можно расположить так.
- 1. Туристские ресурсы: природно-климатические, социально-культурные и иные виды ресурсов. Страна или регион, наделенные богатыми туристскими ресурсами, становятся объектом интереса со стороны туристов.
- 2. Потребности туристов, мода и предпочтения на туристском рынке.
Модные тенденции определяют не только направления туристских потоков, но и виды туров, политику ценообразования туроператоров, формирующийся ассортимент субъектов туррынка.
З. Политические факторы. Негативное отношение властей, или политического курса страны, или региона к туризму и туристам, даже несмотря на экономическую или экологическую привлекательность направления, может свести туризм к нулю.
- 4. Экологические факторы по степени своего воздействия на туризм стоят выше факторов экономических, так как высокое материальное благополучие туристского региона на фоне удручающей экологической ситуации никогда не спасет въездной туризм. Туристы с большим удовольствием будут посещать страны «третьего мира», обладающие нетронутыми цивилизацией пляжами или океанами. Так, например, Индия, половина населения которой проживает за чертой бедности, щедро наделена практически всеми видами туристских ресурсов и притягивает к себе туристов.
- 5. Экономические факторы. Таким образом, туристское предприятие действует на рынке не обособленно, а в окружении и под влиянием разнообразных сил, которые составляют внешнюю среду менеджмента. Отношения, складывающиеся между субъектами среды и фирмой, разнообразны и по характеру воздействия на них со стороны фирмы могут быть контролируемыми и неконтролируемыми. Задача предприятия сводится к снижению до минимума неконтролируемых факторов среды и изысканию возможностей опосредованного влияния на них.