Дневник преддипломной (производственной) практики
Организационная структура управления организацией (отобразить схематично, обозначить структуру подчиненности); Перечень и краткая характеристика осуществляемых видов деятельности с указанием структуры выручки; Представить анализ основных показателей деятельности за последние 2−3 года в таблице. В качестве образца можно использовать таблицу 1, приведенную ниже. Раздел 4. Выводы и предложения… Читать ещё >
Дневник преддипломной (производственной) практики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Дневник практики ведется студентом каждый рабочий день практики по форме, приведенной в приложении 5.
В первой графе дневника указывается дата, записи должны производится каждый день или за несколько дней, если в эти дни производилась одна и та же работа, но не более чем за три дня.
Во второй графе дневника практики указывается описание выполняемых работ. Описание выполняемых работ должно соответствовать программе практики.
В третьей графе дневника указывается результат выполненных работ, т. е. какие данные получены студентом в результате выполнения определенного этапа программы практики.
В четвертой графе дневника практики проставляется подпись руководителя практики от объекта.
По окончании дневника практики должна быть проставлена подпись студента и руководителя практики от объекта, скрепленная печатью организации.
Пример заполнения дневника практики за первый день практики приведен в приложении 5.
Раздел 1. Организационно-экономическая характеристика объекта практики В данном разделе необходимо рассмотреть:
Общие сведения об организации (наименование, правовой статус, оценка величины уставного капитала, наличие филиалов и представительств, история развития, место в экономике региона). При этом не требуется переписывать устав и указывать конфидициальную информацию;
Организационная структура управления организацией (отобразить схематично, обозначить структуру подчиненности); Перечень и краткая характеристика осуществляемых видов деятельности с указанием структуры выручки; Представить анализ основных показателей деятельности за последние 2−3 года в таблице. В качестве образца можно использовать таблицу 1, приведенную ниже.
Таблица 1 Анализ основных показателей деятельности организации.
Показатели. | Сумма (тыс. руб.). | Изменения (+,-). | ||
2005 год. | 2006 год. | Абсолютное (тыс. руб.). | Темп прироста (%). | |
1. Выручка (нетто) от продажи товаров (работ, услуг). | ||||
2. Себестоимость проданных товаров (работ, услуг). | ||||
3. Прибыль (убыток) от продаж. | ||||
4. Чистая прибыль. | ||||
5. Среднегодовая стоимость ОС. | ||||
6. Среднесписочная численность работников, чел. | ||||
7. Рентабельность продаж, %. | ||||
8. Фондоотдача, руб. | ||||
9. Производительность труда, руб. | ||||
10. и другие коэффициенты. | ||||
Другие коэффициенты, характеризующие финансовое состояние организации (по согласованию с руководителем практики и научным руководителем ВКР). |
После таблицы необходимо сделать выводы о динамике показателей, дать оценку тенденций и перспектив развития с учетом показателей за 9 месяцев текущего года.
Раздел 2. Организационные и методические аспекты работы бухгалтерской службы организации (наименование) В данном разделе необходимо рассмотреть:
организационную структуру бухгалтерии (представить схему с описанием взаимосвязей внутри бухгалтерии и распределением обязанностей между сотрудниками или участками бухгалтерии);
организационную форму ведения бухгалтерского учета (централизованная, децентрализованная, смешанная);
внутреннюю регламентацию деятельности бухгалтерской службы («Положение о бухгалтерии», должностные инструкции);
распределение обязанностей между сотрудниками бухгалтерии;
провести экспертизу учетной политики. Экспертиза учетной политики должна включать:
оценка полноты учетной политики (наличие 3- разделов: организационно-технического, методологического для целей бухгалтерского учета, методологического для целей налогового учета);
соответствие нормативной базе бухгалтерского учета;
соответствие особенностям деятельности организации.
Для проведения соответствия учетной политики требованиям нормативной базы по бухгалтерскому учету можно воспользоваться таблицей 2.
Таблица 2.
№ п/п. | Объект учета. | Требования нормативных актов, в части раскрытия в учетной политике. | Указано в учетной политике организации. | Отметка о соответствии. |
особенности рабочего плана счетов организации;
график документооборота (представить копию, по крупным организациям можно представить часть графика соответственно теме ВКР, описать его недостатки, в случае отсутствия разработать в 4 разделе отчета и 3 главе ВКР);
характеристика применяемой формы бухгалтерского учета; При этом необходимо указать:
автоматизированные участки учета;
применяемые бухгалтерские программы;
недостатки применяемой формы учета (соответствие законодательству, потребностям бухгалтерского и налогового учета);
порядок хранения документов (организация бухгалтерского архива);
оценка техники составления, состава и содержания бухгалтерской отчетности с учетом организационно-правовой формы и применения средств автоматизации;
оценка действующей системы внутреннего контроля (наличие регламентирующих документов, наличие соответствующей службы, указать недостатки, возможности совершенствования рассмотреть в 4 разделе отчета и 3 главе ВКР).
Раздел 3. Основная часть. Учет, анализ, аудит, внутренний контроль в организации (согласно утвержденной теме ВКР) Данный раздел отчета является основным, так как должен содержать материал и практические данные, собранные в период прохождения практики и используемый в выпускной квалификационной работе.
Данный раздел отражает содержание операций, непосредственно осуществляемых студентами в период прохождения практики и их результаты.
Содержание данного раздела определяется темой и планом выпускной квалификационной работы.
При написании данного раздела предлагается воспользоваться примерным содержанием практики, указанным в п. 5 Методических указаний по проведению преддипломной (производственной) практики.
В качестве примера приводится содержание данного раздела по некоторым темам выпускных квалификационных работ.
I. Тема ВКР «Бухгалтерский учет и контроль материально-производственных запасов»:
Состав, особенности классификации МПЗ в организации;
Методы оценки МПЗ, применяемые в организации;
Документальное оформление и порядок приемки МПЗ;
Документальное оформление и порядок отпуска МПЗ в производство;
Организация складского хозяйства;
Организация и ведение учета поступления МПЗ;
Организация и ведение учета отпуска МПЗ в производство и прочего выбытия МПЗ;
Проведение инвентаризации МПЗ;
Проведение оценки внутреннего контроля движения МПЗ;
Степень автоматизации данного участка учета.
II. Тема ВКР «Бухгалтерский учет и аудит основных средств».
Состав, особенности классификации основных средств в организации;
Порядок определения первоначальной стоимости ОС в зависимости от источника поступления;
Документальное оформление движения ОС;
Организация инвентарного учета ОС;
Порядок учета поступления и выбытия ОС;
Порядок начисления и отражения в учете амортизации и ремонта ОС;
Оценка системы внутреннего контроля движения ОС;
Планирование аудиторской проверки;
Описание аудиторских процедур;
Составление отчета аудитора по результатам проверки.
III. Тема ВКР «Комплексная оценка хозяйственной деятельности организации»:
Изучение информационной базы комплексного анализа хозяйственной деятельности организации;
Анализ производства и реализации продукции;
Анализ использования персонала организации;
Анализ использования основных фондов;
Анализ использования материальных ресурсов;
Анализ себестоимости продукции (работ, услуг);
Анализ финансовых результатов;
Анализ безубыточности.
В этом разделе должны быть раскрыты следующие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета:
Первичный учет (документальное оформление);
Синтетический и аналитический учет (применяемые учетные регистры);
Инвентаризация, отражение ее результатов в отчетности.
Все вышеуказанные вопросы должны быть рассмотрены на конкретных примерах по учету за текущий год с учетом существующей формы автоматизации, соблюдения учетной политики.
Рекомендации на основании изучения практики бухгалтерского учета должны быть раскрыты в 4 разделе отчета и 3 главе ВКР.
Требования к информации, содержащейся в этом разделе отчета, в части экономического анализа деятельности организации :
Оценка аналитической работы в организации;
Состав, содержание оценка информационной базы анализа;
Система показателей анализа;
Анализ динамики, структуры;
Факторный анализ;
Выводы по анализу;
Обязательно наличие схем, диаграмм, таблиц;
Рекомендации на основании анализа должны быть раскрыты в 4 разделе отчета и 3 главе ВКР.
Вопросы для изучения по аудиту и контролю в данном разделе отчета:
Оценка системы внутреннего контроля и аудита (внешний и внутренний, кем проводится, применяемые средства автоматизации);
Составление плана и программы проверки, включая расчет уровня существенности и аудиторских рисков;
Процедуры аудита (контроля) составление рабочих документов аудитора;
Составление отчета аудитора (акта проверки);
На основании отчета составляются рекомендации по устранению выявленных недостатков и совершенствованию учета и контроля объекта аудита в 4 разделе отчета и 3 главе ВКР.
Раздел 4. Выводы и предложения Четвертый раздел должен содержать выводы по результатам исследования практики учета (внутреннего контроля, анализа, аудита) выбранного объекта и предложения по совершенствованию учетно-аналитической и контрольной работы в организации. Основные положения этого раздела должны составлять основу третьей главы ВКР.
Выводы должны быть сформированы по следующим направлениям:
Оценка экономического и финансового состояния организации;
Оценка организации и методики ведения бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации;
Оценка организации и методики аналитической работы и аудита.
Примерные направления для разработки рекомендаций по результатам изучения практики учета, аудита и проведения экономического анализа деятельности организации указаны ниже.
В части совершенствования учетной политики:
Состав учетной политики (на основании анализа полноты учетной политики);
Документооборота (на основании анализа документооборота);
Совершенствование и разработка внутренних регламентирующих документов;
Совершенствование рабочего плана счетов;
Совершенствование методов оценки активов организации;
Совершенствование методов учета;
Разработка и дополнение положений по составу, формированию и представлению внутренней и внешней отчетности.
В части совершенствования внутреннего контроля:
Совершенствование организации внутреннего контроля (создание службы, должности, разработка должностных инструкций);
Разработка и совершенствование методики контроля;
Установление взаимосвязей между бухгалтерской, аналитической службами и службой контроля.
В части анализа:
Совершенствование организации аналитической работы;
Совершенствование информационной базы анализа;
Разработка предложений по формированию внутренней отчетности и ее анализу;
Совершенствование методики анализа с учетом специфики деятельности организации;
Выявление резервов улучшения деятельности организации и разработка на этой основе управленческих решений.
В части автоматизации бухгалтерского учета, аудита, контроля, анализа:
Внедрение автоматизированной системы бухгалтерского учета;
Расширение возможностей применяемой системы автоматизации;
Обоснование применения новых программных продуктов и их конфигураций.
Все рекомендации должны быть представлены четко и обоснованно. По каждому разработанному предложению студент должен указать:
Необходимость данного предложения для организации;
Обоснованность данного предложения;
Эффективность данного предложения для организации.
Список литературы
В отчете должен быть приведен Список литературы, используемый для написания отчета, а также предполагаемой для использования при написании ВКР. Основу списка литературы должны составлять нормативные документы по вопросам программы практики.
Приложения Приложения к отчету по практике должны содержать:
Годовую бухгалтерскую отчетность организации за последний завершившийся год и за предыдущий год;
учетную политику;
рабочий план счетов;
должностные инструкции работников бухгалтерии;
положение о бухгалтерии;
копии первичных документов по теме выпускной квалификационной работы;
копии учетных регистров по соответствующим объектам учета (в зависимости от темы выпускной квалификационной работы;
и другие документы (по согласованию с руководителем практики от института и руководителем практики от объекта практики).