Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблема народно-хозяйственной эффективности комплексного развития регионального производства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Региональные комплексы России отличаются исключительным разнообразием: на разнообразие природных условий и ресурсов наложились исторически сложившиеся различия в населении и хозяйстве, резко усилившиеся в 1990;е годы и пока не обнаруживающие тенденций к сглаживанию. Практически каждый регион представляет собой неповторимое сочетание природных, экономических и социальных комплексов, что… Читать ещё >

Проблема народно-хозяйственной эффективности комплексного развития регионального производства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Регионализм устойчивого развития объективно обуславливается тем, что социально-экономические процессы, структура производства и экологические условия имеют четко выраженный региональный характер. На это оказывают существенное влияние различия природно-климатических условий, неравномерность распределения природных ресурсов, сложившаяся система расселения населения, традиции хозяйственного уклада. Социально-экономическое развитие, использование природных ресурсов и охрана окружающей среды всегда соотносятся с определенной территорией.

Методологическая и практическая важность территориального аспекта стратегии устойчивого развития определяется тем, что такое развитие России в целом возможно лишь при устойчивом и гармоничном развитии всех ее регионов и сбалансированности межрегиональных социо-эколого-экономических отношений.

Региональные комплексы России отличаются исключительным разнообразием: на разнообразие природных условий и ресурсов наложились исторически сложившиеся различия в населении и хозяйстве, резко усилившиеся в 1990;е годы и пока не обнаруживающие тенденций к сглаживанию. Практически каждый регион представляет собой неповторимое сочетание природных, экономических и социальных комплексов, что не исключает объединения различных регионов в группы (типы) по сходству наиболее существенных признаков. Так, различия по площади территорий субъектов Российской федерации (областей, республик и автономных округов) достигают 308 раз, по численности населения — 340, стоимости основных фондов — 118, производству валового регионального продукта (ВРП) — 191, объему промышленной продукции — 9272, объему сельскохозяйственной продукции — 1847 раз, что обуславливает огромную дифференциацию регионов по располагаемому экономическому потенциалу, уровню и качеству жизни населения (5, с. 64).

Наряду с общими целями, задачами и критериями устойчивого развития региональный уровень имеет и свои отличительные особенности — свой набор, масштаб и характер проблем устойчивого развития, свои подходы к их решению, свой арсенал инструментов и методов, используемых для реализации таких подходов, которые должны найти отражение в региональной политике в целом, в принципах и подходах к решению межрегиональных проблем, к перспективам развития регионов как комплексных территориальных систем.

Генеральное направление в области регионального производства — максимальное усиление собственной экономической базы в каждом из субъектов федерации путем структурной перестройки их хозяйства, адекватной требованиям рыночной экономики и платежеспособного спроса на продукцию предприятий региона и учитывающей весь комплекс научно обоснованных экологических требований. Вместе с тем федерация в целом будет перераспределять часть средств федерального бюджета в пользу тех регионов, которые пока не могут собственными силами решать основные задачи их устойчивого развития, а также в пользу регионов, решающих задачи, важные для всех субъектов федерации (5, с. 68).

Регионы являются по сути интегральными образованиями, обладающими определенным единством природных, хозяйственных и социальных компонентов, и поэтому они впрямую заинтересованы в пропорциональном, сбалансированном развитии и использовании всех этих компонентов. Опора на регионы, являющиеся естественными выразителями интегрального подхода и заинтересованные в сбалансированном развитии всей системы «природа — население — хозяйство», будет способствовать преодолению недостаточного в нынешних условиях узкоэкономического подхода к постановке и решению проблем развития, к определению их приоритетности, к оценке эффективности различных хозяйственных и социальных мероприятий.

Хозяйственные комплексы регионов и территориальных сообществ объективно формируются вокруг производств, на которых специализируются регионы в общероссийской системе территориального разделения труда. Специализация выгодна каждому из регионов и локальных сообществ, помогая им сконцентрировать свои ресурсы и усилия на развитии производств, наиболее эффективных в данных региональных и локальных условиях, повышая тем самым эффективность всей экономики региона, города и т. д., способствуя укреплению регионального и местного бюджетов и расширению местных возможностей в решении проблем устойчивого развития (2, с. 118).

Комплексное развитие дополняет эффективную территориальную специализацию, обеспечивает более успешное развитие отраслей специализации, диверсифицирует отраслевую структуру хозяйства региона и тем самым повышает устойчивость функционирования и развития всего территориального общественно-природного комплекса.

Оно дает дополнительный экономический эффект благодаря большей взаимоувязанности, пропорциональности разных отраслей на территории, в том числе и за счет большей технологической увязки производств, что позволяет обеспечить более полное использование сырья, уменьшить долю отходов и тем самым повысить эффективность использования сырья, топлива, энергии, материалов, лучше решать экологические проблемы. Разнообразие производств, сочетающихся в едином комплексе, создает возможности и для более полного и стабильного использования трудовых ресурсов. Комплексное развитие дает эффект также за счет общей производственной и социальной инфраструктуры, за счет экономии на транспортных затратах.

Преимущества комплексного развития хозяйства должны быть реализованы в условиях многоукладной экономики. Эффект от комплексности получают все хозяйствующие субъекты, независимо от формы собственности. В условиях рынка создаются и более благоприятные возможности для реализации комплексного развития, так как отсутствуют ведомственные преграды, препятствовавшие технологической и экономической увязке разных производств и инфраструктуры в регионах; предприятия свободны в выборе форм и методов взаимодействия, и решающим стимулом становится экономический интерес, который объективно побуждает предприятия и организации объединяться во взаимосвязанные хозяйственные комплексы.

Как региональные и местные органы, так и хозяйствующие субъекты объективно заинтересованы в комплексном развитии хозяйства региона. Такое совпадение интересов способствует усилению комплексности и пропорциональности региональной и местной экономики, большему ее соответствию возможностям природной среды.

Анализируя положение дел в рассматриваемой области, следует отметить, что в современной антикризисной политике государства акцент в большей степени смещен в сторону финансово-правового регулирования антикризисного процесса для условий, когда предприятие уже находится в разбалансированном состоянии и не способно продолжить финансовое обеспечение производственного процесса.

Необходимой частью решения задачи выбора стратегии регионального развития и определения путей ее реализации является разработка прогнозных сценариев. При построении прогноза стратегического развития необходимо исходить из того, что регион — это значительная социально-экономическая система, обладающая значительной инерционностью, устойчивостью, типическим разнообразием, разным уровнем открытости, стремлением к автоматизации и формированием собственных структурных компонентов, имеющая определенные противоречия с Центром, и в то же время неразрывно связанная с социально-экономической системой государства в целом.

Одной из важных функций органов государственной власти в формировании эффективного регионального производства является использование прогнозного инструментария развития регионального народнохозяйственного комплекса. Основополагающей функцией органов власти является развитие экономики региона, определение инфраструктурного потенциала территории, комплексная социальноэкологоэкономическая оценка использования ресурсного потенциала, моделирование условий развития инвестиционной среды, гармонизации правового взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.

Важным средством повышения народно-хозяйственной эффективности регионального производства является развитие многоукладности регионального экономики. Многоукладность экономики сырьевых и аграрных регионов России — это залог положительного развития России в будущем, потому что в настоящее время наблюдается тенденция сокращения доли трудоспособного населения в данных регионах, что чревато тяжелым демографическим кризисом для России, когда ежегодно население России сокращается на 800 тыс. человек в год. К тому же, эти регионы обладают колоссальным экономическим потенциалом, гораздо большим, нежели некоторые ныне сравнительно активно развивающиеся центральные регионы России (Москва, Урал, Зап. Сибирь, С-Петербург),.

Создание многоукладных экономических региональных систем может проводиться только на базе реформирования крупного отечественного промышленного производства, крупные предприятия в регионах, таким образом, должны стать основным базисом развития многоукладного производства.

Наряду с развитием многоукладного производства на базисе крупных предприятий и региональных объединений, на наш взгляд, было бы оптимально проводить политику по созданию и развитию малых и средних предприятий, но этот процесс должен идти независимо от реформирования крупного индустриального производства, чтобы не повторилась ситуация с малыми предприятиями конца 80- ч — начала 90- ч годов, когда малый бизнес в промышленности просто выкачивал ресурсы из крупных предприятий, не давая им ничего взамен, тогда же появился совершенно неприемлемый метод реструктуризации крупных промышленных предприятий, заключавшийся в их разделении на малые автономные звенья.

Политика по развитию малого и среднего бизнеса должна быть ориентирована в первую очередь на создание и развитие предприятий 3- го промышленного уклада, то есть, в сфере производства товаров массового потребления, потому что именно там возможно задействовать малоквалифицированную рабочую силу, сократив тем самым долю безработицы в стране, особенно в так называемых проблемных регионах, что ослабит социальную напряженность в обществе, Посредством данного направления в развитии малого бизнеса Россия будет в состоянии хотя бы частично решить такую сложную проблему, как продовольственная безопасность страны, когда более половины продуктов питания импортируется в страну по причине слабой организации промышленного производства в сфере АПК (3, с. 274).

Развитие малого и среднего бизнеса, имеющего региональную направленность в сфере развития производства товаров массового потребления, должно стать основным инструментом в региональной политике России в обозримом будущем.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой