Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Тенденции развития железнодорожного транспорта Республики Беларусь

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К началу XXI в. общая протяженность железных дорог мира превышала 1 млн. км, по которым ежегодно перевозится более 3,7 млрд. т грузов, в том числе в международном сообщении — 1,5 млрд. т. Положение на этом виде транспорта характеризуется неустойчивостью. Общие изменения находятся между стабилизацией и умеренным снижением спроса на услугу. Наиболее показательными для характеристики этого процесса… Читать ещё >

Тенденции развития железнодорожного транспорта Республики Беларусь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К началу XXI в. общая протяженность железных дорог мира превышала 1 млн. км, по которым ежегодно перевозится более 3,7 млрд. т грузов, в том числе в международном сообщении — 1,5 млрд. т. Положение на этом виде транспорта характеризуется неустойчивостью. Общие изменения находятся между стабилизацией и умеренным снижением спроса на услугу. Наиболее показательными для характеристики этого процесса являются данные по 67 странам Европы, Азии, Северной и Южной Америки за 1992;1999 гг., которые свидетельствуют о снижении грузооборота на 7%. Типичный пример — Германия, где общий объем железнодорожных перевозок, достигнув в 1990 г. своего максимума в 541,1 млн т, с тех пор не поднимался до этого уровня. Напротив, в 1998 г. он даже снизился по сравнению с 1997 г. на 3%. Такое же положение наблюдается в Болгарии, Польше, Румынии, Словакии, Чехии, Японии и других государствах.

Белорусская железная дорога удобно соединяется с железнодорожной сетью прибалтийских государств, со странами Содружества, Западной Европы (через Польшу). Кроме того, самый короткий путь, соединяющий Центральную Россию с Калининградской областью, проходит через республику (линия Москва — Минск — Молодечно — Литва — Калининград).

Железнодорожные пути общего пользования республики имеют протяженность 5,5 тыс. км, в том числе двухпутные — 1,6 тыс. км (28,5%), из которых более половины (0,894 тыс. км) электрифицированы по направлениям Брест — Красное, Минск — Молодечно и Минск — Осиповичи. Следует отметить, что эксплуатационная длина сети железных дорог на территории республики практически остается постоянной. Крайне медленно внедряется электрическая тяга. Удельный вес электрической тяги в общем объеме транспортной работы железнодорожного транспорта составляет 37,2%, тогда как в Швейцарии он равен 99,0%, Швеции — 95, Польше — 78,6, Германии — 87,6, Болгарии — 82,5, Нидерландах — 84, Финляндии — 52,4, Австрии — 92, Бельгии — 52,6, Великобритании 55, Италии — 90,7, Венгрии — 64, Грузии и Армении — 100%.

По состоянию на 1 января 2002 г. протяженность электрифицированных линий составляла 16,2% эксплуатационной длины, тогда как, например, в Болгарии равнялась 63,1%, Венгрии — 33,6, Польше — 58,8, Франции — 44,9, Великобритании — 30,4, Германии — 49,5, Испании — 56,8, Румынии — 35,9, Швеции — 71,7%.

Плотность железных дорог составляет 26,7 км на 1000 кв. км территории республики, что позволяет обеспечить эффективное функционирование экономики республики.

Густота железнодорожной сети существенно колеблется в пределах самой республики: от 22 км на 1000 кв. км в Минской и Гомельской областях до 33 на 1000 кв. км в Брестской области. Разветвленностью железнодорожной сети обеспечен доступ около 40% населенных пунктов республики к железнодорожным станциям. По областям доля таких населенных пунктов существенно различается: от 21% в Гродненской до 50% в Могилевской области. В то же время целый ряд городских пунктов расположен от ближайшей станции на расстоянии, превышающем часовую доступность — 30 км. Особенно много таких населенных пунктов в Витебской (Россоны, Ушачи, Сураж, Бегомль и др.), Могилевской (Славгород, Краснополье, Белыничи и др.) и Гомельской (Лоев, Ветковский район, Лельчицы, Корма и др.) областях. Техническое оснащение Белорусской железной дороги в основном соответствует евростандарту по основным параметрам: 30% эксплуатационной длины железнодорожных линий составляют двухпутные линии, 67% общей эксплуатационной длины железной дороги оборудовано автоблокировкой, из которых 58,5% — диспетчерской централизацией, 34% — полуавтоматической блокировкой, 97,7% стрелок включено в электрическую централизацию, а 4,1 тыс. км оборудовано устройствами автоматической локомотивной сигнализации, имеется 7 механизированных сортировочных горок.

В настоящее время в состав Белорусской железной дороги входит шесть отделений (унитарных предприятий), объединяющих 384 крупные и малые станции, 17 локомотивных депо, 12 вагонных депо, 20 дистанций пути, 14 дистанций сигнализации и связи, 7 дистанций электроснабжения, а также другие предприятия. Железнодорожный транспорт республики является ведущим в общем объеме выполняемой транспортной работы. На его долю в 2000 г. приходилось более 41,5% общего грузооборота (без газопроводного) и 54,6% пассажирооборота. Столь же значительна доля этого вида транспорта в таких странах, как Украина, Венгрия, Россия, Казахстан, Азербайджан, Китай, Румыния.

Одним из приоритетных направлений интеграции Белорусской железной дороги является участие в работе Совета по железнодорожному транспорту государств СНГ и стран Балтии, членом которого она является с 1992 г.

В рамках межправительственной Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД), членом которой Белорусская железная дорога является с 1992 г., разрабатываются меры по улучшению международных железнодорожных перевозок, решению технических и экологических аспектов, формируются принципы транспортной политики, включая комбинированные перевозки между странами Европы и Азии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой