Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Понятие культуры учебного труда

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако строить планы всегда легче, чем их осуществить. Дело в том, что в науке используется множество дефиниций культуры, и все-таки наша задача облегчается тем, что, по край-ней мере, некоторые из них нашли место в словарях, а это можно расценивать как признак зрелости понятия. Наиболее подходящим для наших целей представляется определение культуры, данное в кратком философском словаре под… Читать ещё >

Понятие культуры учебного труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вполне очевидно, что культура учебного труда есть часть социальной культуры, а потому основой его сущностного определения должно стать понятие культуры вообще, дополненное (а по сути ограниченное) в соответствии со спецификой учебной деятельности.

Однако строить планы всегда легче, чем их осуществить. Дело в том, что в науке используется множество дефиниций культуры, и все-таки наша задача облегчается тем, что, по край-ней мере, некоторые из них нашли место в словарях, а это можно расценивать как признак зрелости понятия. Наиболее подходящим для наших целей представляется определение культуры, данное в кратком философском словаре под редакцией М. Розенталя и П. Юдина «Культура есть общественное явление, выражающее достигнутый на данном историческом этапе развития общества уровень в области технического прогресса, производственного опыта и навыков людей к труду, в области образования и воспитания, в области науки, литературы, искусства и сопутствующих им учреждений» .

Согласно культурно-исторической теории Л. С. Выготского и таких его последователей как Н. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия и др., усвоение социальной культуры есть непременное условие развития всякого общества, а утрата механизмов передачи культуры равносильна его гибели, о чем свидетельствуют примеры инков, народности майя и других исчезнувших цивилизаций.

Поэтому каждое поколение предпринимает определенные усилия для того, чтобы передать весь накопленный до него и им самим культурный потенциал новому поколению, способствуя тем самым переходу последнего на более высокую ступень психического развития. Полнее всего это происходит в условиях обучения.

Мы придерживаемся мнения, что обучение в широком смысле «представляет собой социальную функцию по передаче и усвоению накопленного социального опыта». Впрочем, более строгий анализ должен выделить здесь две самостоятельные функции: передачу опыта и его усвоение. Передаче опыта служит деятельность преподавания, осуществляемая преподавателями; усвоению — учебная деятельность или собственно учебный труд, осуществляемый учениками или студентами. Поэтому выражения «учение», «учебная деятельность» или «учебный труд» имеют ввиду «деятельность учащихся по достижению условий для усвоения какой-то части социального опыта». Именно части, потому что, чем богаче накопленная обществом культура, тем заметнее разделение труда и тем ограниченнее число сфер деятельности, которые может освоить каждый отдельный индивид.

Под культурой учебного труда студента мы будем понимать максимально возможный на данной стадии развития общества уровень учебных умений и навыков в области овладения избранной профессией.

Дополнительный материал к пониманию культуры учебного труда дает анализ такого связанного с ним понятия как «информационная культура». В самом широком смысле информационная культура — это система информационных ресурсов общества, которая предполагает создание, переработку, хранение, поиск, передачу и потребление информации.

Понятия «культура учебного труда» и «информационная культура личности» во многом совпадают, что дает нам основание использовать их иногда как взаимозаменяемые, и не только по литературным соображениям. Выражения «рациональная организация учебной деятельности», «совершенствование учебного труда», «повышение эффективности учебной деятельности», «оптимизация учения», «научная организация учебного труда» также имеют некоторую общность, однако в специальной литературе принято различать их смысловые оттенки:

  • — рациональная организация учебной деятельности — улучшение ее структуры и более целесообразная организация информационного поведения участников этой деятельности
  • — совершенствование учебного труда — обновление отдельных форм и методов учения, приведение их в соответствие с современными требованиями и влечет за собой частичное (нецелостное) его улучшение
  • — повышение эффективности учебной деятельности, как правило, соотносится с более высокой ее результативностью безотносительно к тому, какими средствами она достигнута
  • — оптимизация учения предполагает повышение эффективности не любыми, а наиболее целесообразными для данной конкретной ситуации средствами
  • — научная организация учебного труда — понятие более широкое, чем только что перечисленные, так как включает в себя рационализацию, совершенствование и оптимизацию труда как более частные приемы. Ближе всего она находится к понятию культуры учебного труда, хотя полностью с ней и не совпадает. Научная организация учебного труда — это идеал и вместе с тем средство для достижения информационной культуры личности, которая в собственно психологическом смысле есть ничто иное как интериоризованный, внутренний результат учебного труда, поставленного на научную основу.

Культура интеллектуального труда — ядро общей культуры студента, на которой базируется эффективность и результативность процесса обучения, реализация познавательных способностей личности. Существует прямая зависимость между уровнем культуры умственного труда студентов и такими важнейшими характеристиками процесса обучения в вузе, как качество формируемых знаний и умений, познавательная активность, стили мышления, социальная компетентность студентов. Целенаправленное формирование культуры интеллектуального труда студентов является, таким образом, не только условием полноценного развития личности, но и важнейшим фактором эффективности и результативности учебного процесса. Актуальность этой проблемы растет по мере ускорения темпов технологизации образовательного пространства, которая стремительно изменяет само содержание и формы интеллектуального труда.

Изучение дисциплины «Культура интеллектуального труда» нацелено на формирование у студентов знаний и практических навыков использования приемов и методов познавательной деятельности, необходимых для успешной адаптации в информационно-образовательной среде вуза, а также на оказание практической помощи студентам в самостоятельной организации учебного труда в его различных формах.

Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач: сформировать представление о принципах научной организации интеллектуального труда; раскрыть сущность понятия и содержание основных компонентов культуры учебного (интеллектуального) труда студента; выявить специфику основных познавательных практик, применительно к различным формам учебной работы в вузе; сформировать представление о современных технологиях работы с учебной информацией; освоить приемы эффективного представления результатов интеллектуального труда и навыки самопрезентации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой