Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Российская практика и применение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вторым новшеством, не имеющим аналогов, по крайней мере, среди федеративных государств, является исключительная централизация и унификация системы гос. закупок. От Владивостока до Калининграда все госзаказы осуществляются по единым правилам на одном ресурсе в одно и тоже время. С одной стороны, это находит положительный отклик со стороны зарубежных общественных организаций, в том числе ОЭСР… Читать ещё >

Российская практика и применение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Россия антитрестовское законодательство переняла в форме антимонопольной политики. Вступив на путь рыночной экономики после развала СССР, Россия организовала Федеральную антимонопольную службу (ФАС), которая следит за выполнением антимонопольного законодательства и пытается достигнуть совершенной конкуренции.

В теоретическом плане обсуждается два варианта антимонопольной политики: первый из них предусматривает, что демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, т. е. заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монопольного рынка; второй вариант — это путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям и после такового. В данном случае прямому воздействию на предприятия-монополисты предпочитается косвенные, создающие возможности для самопроизвольного протекания демонополизации. На практике, проводимая ныне демонополизация и разгосударствление, переход к рынку, функционирующему на основе конкуренции, уже сейчас потребовали выработки и принятия целого пакета законов, в том числе и антимонопольного, предусматривающего как прямые силовые методы (разделение фирм-монополистов), так и косвенные методы противодействия монополиям.

В России на сегодняшний день наблюдается очень высокая степень монополизации рынка. Так, в машиностроении 85% крупных предприятий являются полными монополистами в производстве некоторых видов продукции. В нашей стране монополизм в течение десятилетий насаждался «сверху» государством. Поэтому демонополизация является важнейшей предпосылкой формирования рынка и отношений конкуренции между предприятиями.

Юридическая основа для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в России только в 1991 г., когда был принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон устанавливает, что:

  • 1) запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;
  • 2) запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;
  • 3) подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией, в частности: распространяющие ложные сведения о товарах и фирмах своих конкурентов, чтобы отпугнуть от них покупателей; обманывающие покупателей относительно реальных свойств и качества своего товара; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров своих конкурентов; незаконно использующие для своих товаров чужие названия и товарные знаки, а также копирующие форму, упаковку и внешнее оформление товаров своих конкурентов; похищающие у своих конкурентов их коммерческие секреты, а также техническую, производственную и торговую информацию;
  • 4) контроль над деятельностью монополистов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет);
  • 5) при нарушении требований законодательства Антимонопольный комитет вправе расторгнуть любой хозяйственный договор, потребовать от монополиста возместить причиненные его действиями убытки, а также наложить на виновную фирму штраф в размере до 1 млн руб. Законом установлено понятие «доминирующее положение», то есть исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим может быть признано положение такой фирмы, доля которой на рынке составляет 65% и более. Установлен перечень акций, которые трактуются как злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу на рынок конкурентов, нарушение установленного порядка ценообразования. В качестве соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, признаются сговоры о ценах на товары и услуги, о ценах на аукционах и торгах, о разделе рынка, об ограничении доступа к рынку.
Законом установлен государственный контроль над созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства.

Этот закон действует и в настоящее время.

В 1995 г. отечественные фирмы получили право возбуждения дел по обвинению в демпинге с целью вытеснения конкурентов с российского рынка. Это явилось результатом постепенно совершенствующегося в нашей стране набора методов борьбы с монополизмом.

Вести работу в этом направлении антимонопольным органам России придется еще долго, пока они найдут наиболее действенные именно для нашей страны способы поддержки конкуренции и ограничения монополистических проявлений. Ведь первые попытки регулирования деятельности монополий, предпринятые в нашей стране в 1992;1993 гг., особого успеха не принесли. Стало ясно, что особая структура российского хозяйства, о которой мы говорили выше, снижает действенность методов, вполне успешно работающих в странах с развитыми экономическими системами рыночного типа.

Весной 1994 г. правительство утвердило совершенно новую модель антимонопольной политики, предложенную в «Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации». Отныне в России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий:

  • — естественные монополии;
  • — разрешенные монополии;
  • — временные монополии.

Естественными монополиями теперь в нашей стране будут считаться отрасли или фирмы, обладающие двумя признаками:

  • а) они производят продукцию или услуги, которые невозможно импортировать из-за рубежа или привести из других регионов страны;
  • б) они действуют на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения числа фирм-производителей экономически неэффективно.

Реально в эту категорию попали такие отрасли, как электроэнергетика и теплоэнергетика, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы, система водоснабжения и т. п.

Разрешенными монополиями будут считаться отрасли и фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне и безопасности либо производящие некоторые специфические виды продукции, где сокращение числа фирм-производителей облегчает государству контроль над качеством и продажами этой продукции.

В 2012 году завершено реформирование антимонопольного законодательства, была выстроена законодательная и институциональная база для эффективной конкурентной политики. Задача ФАС России — сосредоточиться на повышении эффективности правоприменения с использованием лучших мировых практик.

В 2013 г. ФАС России разработала Стратегию развития антимонопольного регулирования до 2024 г., цель которой — формирование институтов в области защиты и развития конкуренции, соответствующих лучшим мировым стандартам.

Стратегия направлена на:

  • — Защиту и развитие конкуренции на товарных рынках;
  • — Реализацию единого цикла формирования государственного заказа и исполнения государственных контрактов в рамках созданной Федеральной контрактной системы (ФКС);
  • -Развитие конкуренции при осуществлении закупок;
  • -Упрощение и оптимизацию контроля за иностранными инвестициями в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • -Развитие международной интеграции;
  • -Совершенствование взаимодействия антимонопольных органов с институтами гражданского общества.

Стратегия также дополняет и детализирует перечень мероприятий, содержащийся в Дорожной карте «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики».

Дорожная карта «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» принята Правительством РФ в декабре 2012 года и предусматривает как общесистемные мероприятия по развитию конкуренции, так и перечень мероприятий по развитию конкуренции в отдельных отраслях российской экономики, в том числе:

  • — лекарства
  • — медицинские услуги
  • — транспортные услуги
  • — услуги связи
  • — услуги дошкольного образования

В настоящее время в России создана система противодействия картелям:

  • — образовано специальное подразделение ФАС России по борьбе с картелями;
  • -модернизировано законодательство в части пресечения и предупреждения картельной деятельности;
  • — установлена уголовная ответственность за участие в картельном сговоре;
  • — действует программа «смягчения ответственности»;
  • — налажено взаимодействие с правоохранительными органами по расследованию деятельности картелей и т. д;
  • — введены в практику «специальные инструменты» по расследованию картелей, такие как внезапные проверки с проведением процедур осмотра помещений, копирования информации с электронных носителей и т. д.

Главной новацией не имеющей прецедентов в зарубежном законодательстве, стал принцип отказа от учета квалификации и репутации поставщиков (запрет на предквалификацию). В результате ФАС выпустило единственный в мире акт, не позволяющий применять предквалификацию при закупке не только, например, строительного щебня (в данном случае предквалификации действительно целесообразно отказаться), но и научных разработок или товаров, неадекватное качество которых способно повлечь техногенные катастрофы, ущерб для здоровья людей и т. п.

Отсутствие квалификационных критериев создает отрицательные стимулы для развития и привлечения серьезных участников размещения заказа (особенно на мировом уровне). Это ставит российских предпринимателей в невыгодное положение на международном рынке. Именно ФАС России стало инициатором соответствующих поправок в 94 -ФЗ.

Вторым новшеством, не имеющим аналогов, по крайней мере, среди федеративных государств, является исключительная централизация и унификация системы гос. закупок. От Владивостока до Калининграда все госзаказы осуществляются по единым правилам на одном ресурсе в одно и тоже время. С одной стороны, это находит положительный отклик со стороны зарубежных общественных организаций, в том числе ОЭСР. Однако это тоже имеет ряд недостатков так, например разные органы власти и учреждения с разными потребностями должны действовать по одинаковым условиям и правилам. При этом стоит отметить, что такие крупные федеративные государства, как Бразилия, США и ФРГ идут по пути децентрализации и сегментации закупок по сферам деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой