Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Учет наличности на расчетном счете

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Открытие банковского счета производится при заключении договора банковского счета между банком и владельцем счета. По договору банк обязуется принимать деньги, поступающие в пользу владельца счета, выполнять его распоряжения о переводе (выдаче) ему или третьим лицам соответствующих сумм денег и оказывать другие услуги, предусмотренные данным договором. Договор должен содержать следующее… Читать ещё >

Учет наличности на расчетном счете (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Банковский счет — это способ отражения договорных отношений между банком и владельцем счета по приему депозита и совершению банком операций, связанных: с обеспечением наличия и использованием банком денег, принадлежащих владельцу счета, гарантируя владельцу счета право беспрепятственно распоряжаться своими деньгами; с принятием (зачислением) сумм денег в пользу владельца счета; с изъятием (списанием) сумм денег по поручению владельца счета или распоряжениям третьих лиц.

Отношения между банком и владельцем счета, возникающие по договору банковского вклада, регулируются отдельным нормативным актом Национального банка Республики Казахстан.

Банковские счета могут открываться и вестись как в тенге, так и в иностранной валюте.

Открытие банковского счета производится при заключении договора банковского счета между банком и владельцем счета. По договору банк обязуется принимать деньги, поступающие в пользу владельца счета, выполнять его распоряжения о переводе (выдаче) ему или третьим лицам соответствующих сумм денег и оказывать другие услуги, предусмотренные данным договором. Договор должен содержать следующее: реквизиты сторон; предмет договора; индивидуальный идентификационный код, присвоенный банком владельцу счета (иные дополнительные способы идентификации владельца счета либо лица. уполномоченного владельцем счета на распоряжение банковским счетом, не запрещенные законодательством Республики Казахстан); регистрационный номер налогоплательщика-владельца счета, указанный в документе, выданным органом налоговой службы; условия оказания банком услуг и порядок их оплаты.

В договоре могут быть предусмотрены иные условия, согласованные сторонами.

В договоре должны также содержаться дополнительные требования, установленные законодательством, в зависимости от видов открываемых счетов и правосубъектности владельца счета.

Для заключения договора между банком и резидентом Республики Казахстан — юридическим лицом и его обособленным и структурным подразделением (филиалом и представительством): документ с образцами подписей и оттиска печати (форма приведена ниже); документ установленной формы, выданный органом налоговой службы, подтверждающий факт постановки клиента на налоговый учет; документ установленной формы, выданный районным отделом труда и социальной защиты населения, подтверждающий факт регистрации хозяйствующего субъекта в качестве плательщика взносов в Пенсионный фонд Республики Казахстан; копию документа установленной формы, выданного уполномоченным органом, подтверждающего факт прохождения государственной регистрации (перерегистрации), либо копию приравненного к нему документа; копию (и) учредительного (ых) документа (ов) (для структурных подразделений — Положения), заверенного (ых) в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Нерезиденты Республики Казахстан: юридические лица, филиалы и представительства представляют: документ с образцами подписей и оттиска печати; документ установленной формы, выданный органом налоговой службы, подтверждающий факт постановки клиента на налоговый учет по месту получения дохода в Республике Казахстан, для филиалов и представительств юридических лиц — нерезидентов — по месту их регистрации в Республике Казахстан; документ установленной формы, выданный районным отделом труда и социальной защиты населения, подтверждающий факт регистрации хозяйствующего субъекта в качестве плательщика взносов в Пенсионный фонд Республики Казахстан (при наличии в штате сотрудников-резидентов Республики Казахстан); для филиалов и представительств юридических лиц-нерезидентов — копия документа установленной формы, выданного уполномоченным органом, подтверждающего факт прохождения государственной регистрации (перерегистрации), копия положения о соответствующем филиале или представительстве и копия доверенности руководителя филиала или представительства, заверенных нотариально и выполненных на казахском и/или русском языках.

Банки обязаны, по требованию клиента, предоставлять информацию о возможных рисках, связанных с открытием, ведением, закрытием банковских счетов владельца счета и возможностью приостановления операций по ним.

Юридические лица вправе открывать банковские счета в нескольких банках с обязательным письменным уведомлением всех банков-кредиторов в течение 10 календарных дней со дня открытия банковского счета.

Операции по банковскому счету производятся банком на основании: поручений владельца счета; требований третьих лиц, акцептованных владельцем счета; требований третьих лиц, не требующих в соответствии с законодательством акцепта владельца счета; распоряжения банка, ведущего счет, если оно не противоречит условиям договора и законодательству Республики Казахстан.

В случае установления факта ошибочности принятия (зачисления) денег в пользу владельца счета банк, в целях устранения данной ошибки, вправе произвести изъятие (списание) указанных денег без соответствующего поручения владельца счета, что должно быть предусмотрено в договоре.

Выдача выписок по банковским счетам производится банками в соответствии с договором. Банк вправе предоставлять услуги по передаче (доставке) владельцу счета выписок по их счетам электронным способом либо нарочным, если это предусмотрено в договоре.

Приостановление операций (за исключением приходных) по банковским счетам производится согласно законодательства Республики Казахстан, на основании соответствующих решений (постановлений) уполномоченных органов, обладающих правом замораживания (блокирования) или ареста денег владельца счета.

Возобновление операций по банковским счетам производится на основании соответствующих письменных уведомлений или постановлений органов, вынесших данные решения (постановления).

За убытки, причиненные владельцу счета в результате приостановления операций по их банковским счетам по основаниям, указанным выше, банки ответственности не несут.

Для оформления операций по расчетному счету и другим счетам в банке служат следующие документы.

Чек — приказ владельца счета банку выдать наличными указанную сумму на заработную плату, командировочные, хозяйственно-операционные и другие расходы. Цель, на которую предприятие получает деньги, указывают на оборотной стороне чека, который выписывают в одном экземпляре чернилами. При этом исправления в нем не допускаются. Одновременно с чеком заполняют корешок, который хранится в чековой книжке. Чеки могут быть именными (с указанием фамилии получателя) и предъявительскими (выдаваемыми на предъявителя). Первые более предпочтительны, так как исключают возможность злоупотреблений. Чеки выписывают на срок до 10 дней, не считая дня выдачи. Банк не несет ответственности за выплату денег по утерянному или похищенному чеку, если выплата была произведена до получения уведомления об утрате или хищении чека.

Объявление на взнос наличными — приказ владельца счета банку принять для зачисления на его счет в банке выручки, депонированной заработной платы и других сумм, вносимых наличными. Объявление выписывают чернилами в одном экземпляре; на принятые деньги банк выдает квитанцию, которую прилагают к расходному кассовому ордеру (объявление приведено ниже).

Платежное поручение (ф. № 401 002) — приказ банку на перечисление указанной в нем суммы на счет получателя; применяется в тех случаях, когда инициатива в платеже исходит от плательщика. Поручения используются при расчетах за товарно-материальные ценности, выполненные работы и услуги (в поручении должна быть ссылка на номер и дату товарно-транспортного или другого документа, подтверждающего факт отпуска товара, или при осуществления платежей нетоварного характера), а также при предварительной оплате товаров и услуг, при авансовых платежах в случаях, предусмотренных законодательством или договором. Поручения могут быть одногородними и иногородними.

Платежные поручения принимаются к исполнению только при наличии средств на счете у субъекта, если иное не оговорено между банком и владельцем счета. При равномерных и постоянных расчетах между поставщиками и покупателями расчеты могут осуществляться в порядке плановых платежей на основании договоров (соглашений) с использованием платежных поручений.

Переводы средств через предприятия связи осуществляются предприятиями также платежными поручениями без ограничения суммы.

Если платеж производят по телеграфу, поручение принимается банком в целых тенге. Платежное поручение плательщик представляет в банк не позднее 10 дней со дня его выписки. Если счета плательщика и получателя находятся в одном учреждении банка и если осуществляются иногородние расчеты, поручения выписывают в трех экземплярах: первый служит мемориальным ордером в банке плательщика; второй при одногородних расчетах вручают получателю при выписке с расчетного счета, а при иногороднихприкладывают к авизо по межфилиальным оборотам (МФО) для вручения получателю (при перечислениях по телеграфу, второй экземпляр поручения служит основанием в банке плательщика для составления авизо и зачисления платы в возмещение телеграфных расходов на лицевой счет банка);

третий выдают плательщику с распиской о приеме, скрепленной оттиском штампа банка. При одногородних расчетах, когда обслуживание плательщика и получателя производится разными учреждениями банка, поручения представляют в четырех экземплярах: первый используют как мемориальный ордер; второй и третий после оплаты отсылают банку получателю средств, где второй служит ордером и остается в банке, а третий прилагается к выписке и передается плательщику с распиской исполнителя и штампом банка. Платежное поручение приведено ниже.

При необходимости одновременного перечисления платежей трем и более получателям применяют сводное платежное поручение (ф. № 401 003), в каждой отрезной части которого указывают наименование получателя, номер его счета, сумму платежа. При одногородних расчетах в одно сводное платежное поручение могут быть включены перечисления на счета получателей, обслуживаемых одним учреждением банка. Экземпляр сводного поручения, предназначенный для выдачи получателям, разрезают на части, которые прикладывают к выпискам банка из счетов получателей.

Расчетный чек — письменное поручение банку перечислить со счета чекодателя на счет получателя указанную в нем сумму. Расчеты чеками осуществляются за товары и услуги. Расчетный чек, как правило, вручается покупателем-чекодателем чекодержателю для предъявления его в учреждения банка, обслуживающие чекодержателя, для оплаты.

Платежное требование-поручение (ф. № 401 001) — приказ банку взыскать сумму платежа со счета получателя товаров, работ, услуг или плательщика. Платежные требования-поручения должны быть акцептованы плательщиком. Для этого в бланке предусмотрен специальный раздел. Банк плательщика вправе принимать акцептованные требования-поручения с помещением их в картотеку. Требования представляют банку в комплекте: при одногородних расчетах, когда поставщик и плательщик обслуживаются одним учреждением банка, — в трех экземплярах; разными учреждениями банка — в четырех; при иногородних расчетах — в трех. Требования применяют при расчетах за отгруженные товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги, а также в других случаях, установленных правилами банка. Бланки требований могут использоваться для бесспорного списания средств со счетов плательщиков в установленных законодательством случаях, а также для получения средств по аккредитивам и особым счетам в качестве реестров счетов. Платежное требование-поручение приведено ниже.

Исполнительными документами, на основании которых производится списание средств с расчетного счета, являются: приказы коллегии по хозяйственным делам; исполнительные листы, выданные судами;

исполнительные надписи, учтенные нотариусами, и др. документы.

Учет операций по расчетному счету ведется на счете 441 «Наличность на расчетном счете». По счетам субъектов банк открывает лицевые счета (в двух экземплярах под копировальную бумагу). Первый является выпиской из лицевого счета и выдается хозяйствующему субъекту, второй — лицевым счетом. Выписка заверяется подписью исполнителя и оттиском печати банка «Для выписок» .

Каждое исправление в выписках должно быть заверено подписями исполнителя и главного бухгалтера или его заместителя и скреплено оттиском печати банка. На документах прилагаемых к выпискам, должны быть проставлены штамп, которым оформляются выписки, с включением кода операционного работника, подписавшего выписку, и календарный штемпель с указанием даты записи данных документов по лицевому счету. Выписки выдаются в сроки, установленные по согласованию с субъектом, лицам, имеющим право первой или второй подписи, или другим работникам по доверенности субъекта. Выписки могут быть высланы субъектам по почте, либо выданы через абонентские ящики, оборудованные банком в удобном для клиента месте. В получении выписки представитель клиента расписывается на лицевом счете или в отдельной карточке. Выписка банка приведена ниже.

Выписки банка проверяются по прилагаемым к ним документам. Ошибочно списанные банком суммы до выяснения списываются с кредита счета 441 «Наличность на расчетном счете» в дебет счета 334 «Прочая дебиторская задолженность», а зачисленные отражаются по дебету счета 441 и кредиту счета 687 «Прочая кредиторская задолженность и начисления». Об ошибочных записях субъект обязан сообщить банку не позднее 10 дней, а если он находится в другом населенном пункте — не позднее 20 дней после вручения выписок. При отсутствии возражений в указанные сроки остаток средств на счете считается подтвержденным. Если владелец счета не сообщит об ошибочно зачисленной сумме на его счет, он уплачивает банку штраф согласно Положения о штрафах за нарушение правил совершения расчетных операций. Руководитель и главный бухгалтер банка должны выяснить конкретные причины каждого случая ошибочных записей и принять меры, обеспечивающие предупреждение подобных ошибок в дальнейшем.

Закрытие банковского счета производится при прекращении действия договора. Закрытие счета при ликвидации или реорганизации юридического лица производится после внесения соответствующей записи в государственный регистр юридических лиц. В деле владельца счета должно быть указано основание закрытия счета. При закрытии банковского счета производится аннулирование индивидуального идентификационного кода владельца счета.

Запрещается закрытие банковского счета при наличии неисполненных требований к данному счету, за исключением случаев закрытия счета в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица-владельца счета или отсутствия денег у юридического лица более 1 года, у физического лица — более 3 лет.

После закрытия банковского счета в трехдневный срок субъект обязан письменно уведомить об этом соответствующие органы налоговой службы и районные отделы труда и социальной защиты населения, выдавшие владельцу счета документы, предусмотренные для открытия банковского счета.

При закрытии счета, а также при изменении наименования владельца либо номера счета владелец счета обязан возвратить банку чековые книжки с оставшимися неиспользованными чеками, указав их номера в прилагаемом заявлении, подтвердить остаток средств на банковском счете.

По расчетному счету находят отражение следующие хозяйственные операции.

Дебет счета 441 «Наличность на расчетном счете», кредит счетов:

  • 451 «Наличность в кассе в национальной валюте» — поступила выручка и депонированная заработная плата из кассы;
  • 301 «Счета к получению» — оплата за реализованную продукцию, работы и услуги;
  • 661 «Авансы, полученные под поставку товарно-материальных запасов», 662 «Авансы, полученные под выполнение работ и оказание услуг» — поступили авансы от покупателей и заказчиков.

Кредит счета 441 «Наличность на расчетном счете», дебет счетов:

  • 671 ''Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - оплачены акцептованные счета поставщиков и подрядчиков за полученные производственные запасы, выполненные работы и оказанные услуги;
  • 451 «Наличность в кассе в национальной валюте» — на суммы, полученные в кассу на выплату оплаты труда, командировочных и других расходов;
  • 141 «Инвестиции в дочерние товарищества»; 142 «Инвестиции в зависимые товарищества», 143 «Инвестиции в совместно-контролируемые юридические лица» — на сумму инвестиций, вложенных в уставный капитал указанных предприятий;
  • 401 «Акции», 402 «Облигации», 403 «Прочие финансовые инвестиции» — приобретены акции (для перепродажи), облигации, произведены вклады на депозитные счета в банках;
  • 351 «Авансы, выданные под поставку товарно-материальных ценностей», 352 «Авансы, выданные под выполнение работ и оказание услуг» — на сумму авансов, выплаченных поставщикам и подрядчикам;
  • 601 «Кредиты банков», 602 «Кредиты от внебанковских учреждений» — на суммы банковских кредитов и заемных средств, погашенных с расчетного счета;
  • 641 «Задолженность дочерним товариществам», 642 «Задолженность зависимым товариществам», 643 «Задолженность совместно-контролируемым юридическим лицам» — погашена с расчетного счета задолженность дочерним и зависимым товариществам;
  • 633 «Налог на добавленную стоимость». 634 «Прочие расчеты с бюджетом» — оплачены платежи в бюджет по налогам;
  • 651 «Расчеты по имущественному и личному страхованию», 652 «Расчеты по фонду занятости», 653 «Расчеты по социальному страхованию и пенсионному обеспечению», 654 «Расчеты с дорожным фондом», 655 «Прочие расчеты по внебюджетным платежам» — на суммы задолженности по внебюджетным платежам, оплаченные соответствующим фондам:
  • 631 «Текущий подоходный налог к выплате» — оплачен в бюджет подоходный налог с юридических лиц.

Операции по расчетному счету учитываются в машинограммах или других накопительных ведомостях, записи в которые производят из выписок банка и приложенным к ним первичным документам.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой