Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информационные потребности местного сообщества: формы и методы их изучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При анкетировании пользователей обычно в анкету включают такие вопросы, как: образование, должность, стаж работы и т. д. Чем большим объемом сведений о личности анкетируемого будет располагать библиотека, тем лучше она сможет организовать свою деятельность. Например, желательно знать уровень активности информационно-потребительской деятельности читателя, широту его профессиональных интересов… Читать ещё >

Информационные потребности местного сообщества: формы и методы их изучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для определения задач и направлений деятельности в помощь ОМС муниципальным библиотекам необходимо систематически анализировать характер и содержание информационных потребностей местного сообщества, — полагают авторы учебного пособия «Муниципальная библиотека и местное самоуправление» Ермолаева М. А. Муниципальная библиотека и местное самоуправление: учебно-практическое пособ./М.А. Ермолаева, Е. А. Фокеева.- М.:Профиздат, 2002.-С. 21.

В специальной литературе существуют различные определения понятия «информационные потребности». Наиболее точным представляется их определение как «необходимости информации, возникающей у субъекта в процессе его деятельности, в том числе, и профессиональной» Иванова И. М. Информация как ресурс управления и развития /И.М. Иванова//Муниципальная власть.- 2001.-№ 4.-С. 107.

Среди многообразия информационных потребностей местного сообщества: деловых, образовательных, социальных, культурных, досуговых; муниципальным библиотекам, — считают авторы, — следует особое внимание уделять потребностям местных властей в обеспечении их правовой, экономической, социальной информации, населения — социально-бытовой.

Изучение информационных потребностей важно ещё и потому, что оно позволяет не только выявить те или иные запросы информации, но и предложить респондентам (пользователям) свои услуги в качестве информационной службы, а также способствует установлению контактов с местными властями, руководителями предприятий, учреждений, организаций. Муниципальным библиотекам предстоит сформировать в их сознании образ библиотеки-держателя значимых информационных ресурсов, который способен оперативно и квалифицированно обеспечивать запросы потребителей.

Поэтому изучение информационных потребностей необходимо начинать с составления карты функционального профиля муниципального образования (района, города, посёлка, сельского населённого пункта). Для этого библиотека должна располагать информацией о следующих основных направлениях жизни и деятельности местного сообщества:

  • — хозяйственно-экономическое развитие (наличие предприятий различных отраслей, степень развития или снижения производства соотношение секторов производственного, коммерческого сельскохозяйственного и сферы обслуживания, количество работающих на отдельных предприятиях, уровень безработицы);
  • — состояние социальной инфраструктуры (учебные заведения, общественные организации, медицинские учреждения, социальные службы, средства массовой информации, клубы, библиотеки и другие);
  • — демографически состав населения (возрастной, профессиональный, образовательный уровни, количество семей, наличие малообеспеченных, миграционные процессы) Мелентьева, Ю. П. Сельская библиотека: Проблемы развития и перспективы: Научнометодическое пособие / Ю. П. Мелентьева. — М.: Либерея, 2003. — С. 76.

Значительную, часть этих сведений можно получить у администрации, а также из местных газет и журналов, электронных средств массовой информации. На первом этапе может быть составлена адресно-реквизитная картотека или её электронный вариант с указанием данных о предприятиях, учреждениях, организациях муниципального образования.

Следующий этап — ознакомление со структурой ОМС и с перечнем вопросов, которые находятся в их ведении. Здесь источниками информации могут стать различные виды документов, предоставленные библиотекам местными органами власти. Это — текущие и перспективные планы, статистические материалы, отчеты, справки.

Предметы, входящие в ведение местного самоуправления, определены законодательно Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе-дерации: Федеральный закон РФ от 16 сен. 2003 г. № 131-ФЗ: принят Государственной Думой РФ //Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 40. — ст.382.

К ним относятся:

  • — принятие и изменение Уставов муниципальных образований;
  • — владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
  • — местные финансы, формирование и утверждение местного бюджета.

Между тем, на роль библиотек в формировании политического сознания и в содействии становления местного самоуправления необходимо взглянуть через опыт распространения правовой информации, через развитие сети региональных и муниципальных публичных центров правовой информации с использованием единой программно-технической базы.

Деятельность ПЦПИ в качестве посредника между властными структурами и населением способна оказать влияние на рост гражданской позиции россиян и содействовать их вовлечению в активную общественную жизнь. Таким образом, библиотека создаст предпосылки, чтобы слыть цивилизованной трибуной для законотворческих дискуссий граждан и общественных объединений, творческой мастерской, способной оказать серьезное влияние на повышение правосознания и правовой культуры населения.

В свою очередь межрегиональный и межмуниципальный обмен правовой информацией, её взаимное изучение послужат обогащению, совершенствованию и ускорению процесса законотворчества на местах.

Открытие публичных центров правовой информации на базе муниципальных библиотек — стало еще одним шагом к процессу формирования библиотеки как ресурса местного самоуправления.

Проблема «Библиотека и местное самоуправление» значительно шире, многозначительнее, общественно важнее, чем проблема «Библиотека и власть» Байкова, О. Ф. Библиотеки и местное самоуправление. Вопросы правового обеспечения / О. Ф. Байкова // Библиотечное делоXXI век. — 2005. — № 5 (29). — С. 19. Потому что местное самоуправление — это не столько сами органы местного самоуправления, сколько целостная структура общественного устройства жизни населения на определенной территории. Муниципальная библиотека развивается в условиях местного самоуправления и, является субъектом местного самоуправления, способным помочь его дальнейшему совершенствованию. Областная библиотека, как центральная библиотека региона, является непосредственным участником этого процесса. Необходимо выделить два фактора, определяющие роль и место областной библиотеки в становлении местного самоуправления:

  • — Областная библиотека — главный держатель информационно-библиотечных ресурсов, организующий их хранение, взаимоиспользование, накопление.
  • — Областная библиотека — традиционно методический центр для библиотек региона, осуществляющий информационное сопровождение, практическую помощь и методическое обеспечение приоритетных направлений библиотечной деятельности. Данный этап развития библиотек характеризуется тем, что экономическая и практическая целесообразность ставит проблему полезности библиотек, их причастности к социально-культурным процессам конкретной территории Мелентьева, Ю. П. Сельская библиотека: Проблемы развития и перспективы: научно-методическое пособие / Ю. П. Мелентьева. — М.: Либерея, 2003. — С. 17.

Письмо Администрации Президента РФ и Правительства РФ к главам субъектов Федерации «Об организации в муниципальных библиотеках (ЦБС) сбора, хранения и предоставления в пользование информации по вопросам местного самоуправления» определило деятельность библиотек в процессе их становления муниципальными информационными центрами Манилова, Т. Л. От государственной к муниципальной // Библиотечное дело. — 2004. — № 25 (17). — С. 2.

В муниципальных библиотеках Ростовской области организованы стенды, папки, картотеки, «Уголки органов местного самоуправления», «Местные власти информируют», включающие официальные документы, Программы развития по различным аспектам жизнедеятельности муниципальных образований. Постоянно меняющаяся ситуация в обществе влияет на развитие социальных функций библиотек Библиотеки и местное самоуправление: сборник методических материалов.- Ростовна-Дону: ДГПБ, 1999.-С. 46−49. .

Библиотеки Ростовской области включились в процесс социальной защиты населения, обеспечивая население социальной информацией: оказывают справочную помощь по проблемам социальной защиты, пенсионного обеспечения пожилых, инвалидов, ветеранов по имеющимся у них Справочно-поисковым системам (СПС), картотекам, тематическим сборникам документов и другим источникам.

Одной из главных задач Донской государственной публичной библиотеки (ДГПБ) стало формирование информационно-документального фонда краеведческих и местных изданий на основе местного обязательного экземпляра документов. Эта работа ведется в течение 5 лет отделом краеведческой библиографии и литературы, поскольку он является основным ресурсом информационного обеспечения экономической, исследовательской, научной жизни региона, в том числе и местного самоуправления Библиотеки и местное самоуправление: сборник методических материалов /ДГПБ.- Ростов-на-Дону, 1999. С. 17.

С 1995 года СПС «Консультант Плюс», и с 1999 года СПС «Гарант» предоставляют в ДГПБ и ряд центральных библиотек городов Ростовской области бесплатно полнотекстовые базы данных (БД), в том числе и «Региональное законодательство» (более 60 регионов). Для областной библиотеки не стоит альтернативы: информационное обеспечение или предоставление ресурсов в помощь местному самоуправлению. В силу своего статуса, ресурсных возможностей, работа ведется и в том и другом режиме Там же.- С. 24.

ДГПБ выписывает, с исчерпывающей полнотой, периодические издания, основной тематикой которых являются вопросы местного самоуправления :"Муниципальная власть", «Местное право», «Городское управление»,"Муниципальное право", «Регион: экономика и социология», «Государственная власть и местное самоуправление» (всего свыше 50 названий).

Структурирование информации по местному самоуправлению аспектами информационного потока осуществляется созданием картотеки «Администрация информирует» и текущими библиографическими указателями «Проблемы местного самоуправления».

Структуры областной администрации, занимаясь вопросами местного самоуправления, заинтересованы в сотрудничестве с ДГПБ по информационному сопровождению данной проблемы в регионе. Всегда органы управления местной власти находились на приоритетном информационном обслуживании у библиотек, но это были действия разрозненные и бессистемные.

Принятие Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» позволило взглянуть на деятельность библиотек по-новому, оценить свои возможности, наметить пути систематического, целенаправленного информационного обеспечения пользователей Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе-дерации: Федеральный закон РФ от 16 сен. 2003 г. № 131-ФЗ: принят Государственной Думой РФ // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 40. — ст. 382. Это можно сделать на основе изучения исследования инфраструктуры своего региона. Постоянный обмен информацией между властью и населением, между органами местного самоуправления и библиотеками, снижает социальную напряженность и является непременным условием правового общества.

Библиотеки заинтересованы в тесном сотрудничестве с органами местной власти еще и потому, что вопросы их жизнедеятельности во многом зависят от решения властей, ведь органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности библиотек, регулируют цены и тарифы на их услуги (продукцию), финансируют их деятельность. Продолжается и процесс создания внутренней нормативной документации, закрепляющей взаимные права и ответственность библиотеки и учредителя — органа муниципального управления. К счастью, во многих территориях представители власти с пониманием и сочувствием относятся к библиотечным проблемам.

Не дожидаясь принятия регламентирующих нормативных документов на федеральном и региональном уровнях, утверждают собственные документы, поддерживающие деятельность библиотек на своей территории. Как положительный пример можно привести Аксайскую и Неклиновскую централизованные библиотечные системы (ЦБС) Сегодня в библиотеках области: сборник / Ред. Э. И. Старовойтенко // Минкультуры Ростовской области, ДГПБ. — 2006. — Вып. 17. — С. 25.

Кроме того, переход ЦБС в ведение органов местного самоуправления имеет еще и такие положительные стороны, как возможность дифференциации развития, отход от единообразия, более быстрое реагирование на изменения в потребностях местного населения.

Участие в различных конкурсах становится частью библиотечной деятельности. По мнению библиотечных специалистов, гранты и конкурсы способны обеспечить адресную защиту, привлечь внимание к библиотекам муниципальных властей, местного сообщества и широких кругов общественности, повысить профессиональный уровень библиотечных работников и просто оказать моральную поддержку Кондрашова, В.А. Библиотечно-информационные технологии поддержки деятельности органов местного самоуправления в Ростовском регионе / В. А. Кондрашова // Новости публичного центра правовой информации. — РостовнаДону: ДГПБ, 2002. — Вып. 2. — С. 14. .

Библиотеки Ростовской области принимают участие в различных конкурсах, программах предоставления грантов на разных уровнях: федеральном, областном, муниципальном. Победителями некоторых стали: ЦБС городов Волгодонска, Новочеркасска; Неклиновского, Аксайского, Веселовского районов.

Что касается развития идей по формированию муниципальных информационных центров, то библиотечная пресса публикует такие материалы. В частности, на федеральном уровне журнал «Библиотека» продолжает вести рубрику «Местное самоуправление», начатую в январе 1998 года. Включились в работу федеральные библиотеки — методические центры: Российская национальная и Российская государственная библиотеки. Российская национальная библиотека выпустила в 2000 году пособие «Публичная библиотека в условиях местного самоуправления» Публичная библиотека в условиях местного самоуправления: пособие. — СПб., РНБ. — 2000. — с. 102.

Информационное обеспечение библиотечно-профессиональной деятельности Ростовской области остается одной из важнейших задач ДГПБ. Данная проблема включена в программы курсов повышения квалификации. Научно-методическим отделом библиотеки было выпущено ряд методических пособий по организации работы в этом направлении («Библиотеки и местное самоуправление», «Муниципальные библиотеки области в … году», «Методические материалы в помощь повышению квалификации библиотечных работников на .год», и др.) Сегодня в библиотеках области: сборник /Ред. Э. И. Старовойтенко // Минкультуры Ростовской области, ДГПБ. — 2006. — Вып. 17. — С. 21. Проводились семинары, научно-практические конференции, тренинги.

Сотрудничество и взаимопомощь органов власти и библиотек благотворно сказываются на развитии местного самоуправления. Об этом свидетельствует мировой и российский опыт. Поэтому библиотеки, задача которых сегодня законодательно обозначена как предоставление свободного доступа к информации, могут сыграть в процессе развития местного самоуправления значительную и специфическую роль, занимаясь целенаправленно сбором, хранением и предоставлением в свободное пользование информации по вопросам местного самоуправления, прежде всего — того муниципального образования, на территории которого библиотека расположена. А в целом по стране это распределенный информационный фонд включит в себя все публикации, все документы, относящиеся к местному самоуправлению. Причем, с помощью современных библиотечных технологий им в любой момент можно будет воспользоваться любому человеку.

Список предложений открыт, каждая ЦБС сообразно общей идее и своим конкретным возможностям может его дополнить. Самое главное здесь — грамотно организовать и, используя уже имеющиеся ресурсы (федеральные, региональные, местные), обеспечить их наибольшую доступность.

Однако в условиях формирования правовых основ российского государства для чиновников особое значение приобретает оперативное получение законодательно-правовой информации (законов, указов, постановлений, решений, распоряжений) как федерального, так и регионального уровней. При формировании своих информационных ресурсов муниципальные библиотеки должны учитывать это Ермолаева, М. А. Муниципальная библиотека и местное самоуправление: учебно-практическое пособие / М. А. Ермолаева, Е. А. Фокеева; Науч. ред. В. А. Фокеев. — М.: Профиздат; МГУК. — 2002. — С. 18. В свою очередь в структурах местной администрации создаются новые источники информации (документы, нормы, правовые акты и др.), многие из которых можно применять для более широкого распространения.

Важное направление деятельности муниципальных библиотек — изучение информационных потребностей населения, особенно потребностей в социально-бытовой информации, связанной с организацией жизни местного сообщества, адаптацией к социально-бытовым условиям муниципальных образований.

Большая часть социальных информационных потребностей населения связана с обустройством и организацией быта, ведением домашнего хозяйства, трудоустройством. Можно выделить такие потребности, как получение правовой информации (законы, постановления, решения местной администрации) по льготам, социальному обеспечению; медицинской (лекарственные средства), психологической информации (межличностные отношения, психологии детей и подростков).

Деятельность органов местного самоуправления (ОМС) вызывает рост интереса к информации о жизни и событиях на территории муниципальных образований, в том числе к местной информации культурно — досугового характера, для чего в библиотеках может быть создана специальная информационная служба быстрого реагирования (оперативная местная справка).

Для обеспечения информационной деятельности в этих направлениях библиотеки должны поддерживать регулярные контакты с самым широким кругом учреждений: школами, больницами, ОМС, а также с местными средствами массовой информации (СМИ) Бредихина, Н. В условиях административных изменений: теория и практика / Н. Бредихина // Библиотека. — 2005. — № 11. — С. 10.

Создание на базе муниципальных библиотек центров социальной информации располагающих базами данных по пенсионному и трудовому законодательству, социальному обеспечению и организующих встречи с юристами, руководителями и работниками органов социального обеспечения, служб занятости, способствовало бы развитию сотрудничества муниципальных библиотек и данных учреждений, знанию особенностей социальной сферы местных сообществ.

Так, в ЦБС «Киевская» (Москва) установлены контакты с социальными службами районной управы «Дорогомилово», Управлением социальной защиты населения, местным отделом службы труда и занятости, центром социального обслуживания пенсионеров и инвалидов.

В ЦБС г. Манчорска Мурманской области налажены взаимосвязи с центром занятости населения, с бюро по защите прав потребителей.

В рамках сотрудничества с ОМС Выборгская районная ЦБС Ленинградской области заключила договор с отделом торговли Администрации, цель договора — информировать торговые предприятия города и района об изменениях в законодательстве в области торговли и общественного питания Захарова, Н. Помоги другим, поможешь и себе / Н. Захарова //Библиотека. -2000. — № 1. С. 8.

Муниципальные библиотеки не только куммулируют и распространяют информацию, но и становятся своеобразными координационными центрами социальной инфраструктуры территории. Создаваемый ими банк информации должен отражать картину как социально-бытовых проблем и потребностей членов местного сообщества, так и условий и уровня их решения и удовлетворения Куликова, Л. В. Библиотека и местное сообщество (на основе прочтения нового Федерального закона) / Л. В. Куликова // Молодые в библиотечном деле. — 2004. — № 7−8. — С. 3.

Таким образом, информационные потребности местного общества значительны и многообразны. Библиотеками разработана методика их изучения, состоящая из дополняющих и корректирующих друг друга методов. Это — опрос, наблюдение, изучение документальных источников. Наиболее распространенный и эффективный — опрос.

Целями опроса являются:

  • — выявление информационных потребностей;
  • — информирование о существовании библиотеки;
  • — изучение отношения к услугам библиотеки;
  • — выявление юридических и физических лиц, заинтересованных в услугах библиотеки;
  • — выявление информационных вопросов, которые непосредственно не связаны с деятельностью библиотек, но удовлетворение, которых может быть положительно воспринято респондентами.

Опрос осуществляется либо устно — интервьюирование, либо письменноанкетирование.

Интервьюирование представляет собой сложную процедуру, требующую соблюдения ряда условий. Главное — создать для опрашиваемого максимально свободную обстановку, не вызывающую у него напряжения, позволяющую ему давать чёткие ответы на вопросы. Достоверность собираемых с помощью данного метода сведений во многом обеспечивается формулировкой вопроса, а также структурой опросного листа. Наряду с предметным содержанием информационных потребностей пользователей, уточняется цель использования информации и её характер: фактографическая, библиографическая, статистическая Ермолаева, М. А. Муниципальная библиотека и местное самоуправление: учебно-практическое пособие / М. А. Ермолаева, Е. А. Фокеева; Науч. ред. В. А. Фокеев.- М.: Профиздат; МГУК. — 2002. — С. 43.

При анкетировании пользователей обычно в анкету включают такие вопросы, как: образование, должность, стаж работы и т. д. Чем большим объемом сведений о личности анкетируемого будет располагать библиотека, тем лучше она сможет организовать свою деятельность. Например, желательно знать уровень активности информационно-потребительской деятельности читателя, широту его профессиональных интересов, умение ориентироваться в системе информации. Однако при этом следует помнить о возможной отрицательной реакции на большое количество вопросов в анкете. Составление её — дело непростое, требующее определённых знаний и навыков. Неслучайно муниципальные информационные службы крупных городов обращаются за консультациями к профессиональным социологам.

Используя метод анкетирования, муниципальные библиотеки могли бы проводить обучение как профессиональных информационных потребностей местных руководителей, так и их интересов как частных лиц, что, несомненно способствовало бы установлению неформальных контактов, сближению библиотеки с сотрудниками муниципальных служб, а также выявлению отношения местного сообщества к проводимым преобразованиям Малышева, В. Где добывает информацию муниципальный служащий / В. Малышева // Библиотека. — 2000. — № 8. — С. 17.

Обработка анкет требует больших трудозатрат, а при большом их количестве — использования компьютерной техники. В библиотеках, не располагающих такими возможностями, прибегают к более простому способу опроса. Лицам, информационные потребности которых предполагается изучить, раздаётся или рассылается разработанный рубрикатор (перечень тем в определённой предметной области), в котором им предлагается отметить интересующие их тематические рубрики, дополнить их недостающими и указать некоторые сведения о себе. Рубрикатор может быть составлен на основе существующих классификаций (например, «Таблиц библиотечно-библиографической классификации» (ББК) для массовых библиотек", «Таблиц библиотечно-библиографической классификации для краеведческих каталогов библиотек»).

При изучении информационных потребностей опрос можно использовать вместе с методом наблюдения. Чтобы наблюдение было целенаправленным, важно предварительно разработать программу, которая соответствовала бы требованиям, предъявляемым к этому методу в социологии. Наблюдение может быть применено при анализе поведения читателей, работающих со справочно-библиографическим аппаратом библиотеки (каталогами, картотеками), а также во время заседаний ОМС, во время встреч представителей местных властей с населением. Особенно много даёт наблюдение за реакцией руководителей на библиотечные инновации во время презентаций выставок, вернисажей, на юбилеях библиотек и их сотрудников, куда по традиции приглашаются руководители местной власти.

Анализ документов используется чаще, чем наблюдение. Так, анализу могут быть подвергнуты документы, предоставленные ОМС: планы, отчёты, статистические материалы, справки, а также письма жителей местного сообщества. Это даёт возможность уточнить направления деятельности руководителей местных органов власти, в какой-то мере прогнозировать их информационные потребности. Достаточно точные данные об информационных потребностях, конкретных лиц содержат документы, находящиеся в библиотеке: читательские формуляры, записи об отказах, данные о результатах индивидуального информирования.

Информационные потребности местного сообщества достаточно быстро изменяются, поэтому крайне важно наладить их регулярное отслеживание Ермолаева, М. А. Муниципальная библиотека и местное самоуправление: учебно-практическое пособие / М. А. Ермолаева, Е. А. Фокеева; Науч. ред. В. А. Фокеев.- М.: Профиздат; МГУК. — 2002. — С. 20. Некоторый опыт работы в этой области уже накоплен.

Так, в Сахалинской областной универсальной библиотеке осуществляется анкетирование муниципальных служащих с целью выявления их информационных потребностей, а также установления оптимальных форм информационного обслуживания (индивидуальное информирование, консультации, аналитические обзоры, книжные выставки и т. д.).

Изучение информационных запросов и ожиданий местного сообщества регулярно проводится в Екатеринбургской областной универсальной научной библиотеке, в муниципальных библиотеках Новоуральска, Новокузнецка, Нижнего Тагила. Это позволяет не только дать объективную оценку состояния и уровня библиотечного обслуживания в этих городах, но и вносить коррективы в деятельность муниципалитетов в отношении библиотек.

Таким образом, изучение библиотеками информационных потребностей местного сообщества достигает следующих результатов:

  • — выявляются различные информационные запросы граждан, с целью предоставления пользователям услуг в качестве информационной службы;
  • — способствует установлению контактов с местными властями, руководителями предприятий, учреждений, организаций, для обеспечения сообществу доступа к информации о жизнедеятельности своей территории Место библиотеки в информационной среде муниципального образования: сборник документов и материалов / Ред.-сост. И. Б. Михнова; под общ. ред. Т. Л. Маниловой // Библиотеки. Население. Местная власть. Информационное сотрудничество продолжается. М., 2003. — С. 63.

Населения и предприятия все чаще обращаются к муниципальной власти с требованием обеспечить им доступ к информации, по меньшей мере, о жизнедеятельности их района. В свою очередь, органы местного самоуправления начинают осознавать неизбежность своей ответственности за эту сторону существования их муниципального образования, поэтому переадресовывают местных жителей в библиотеку.

Следовательно, в сознании населения уже сформировался образ библиотеки-держателя значимых информационных ресурсов, которая способна оперативно и квалифицированно удовлетворять запросы потребителей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой