Оптимальная тарифная политика страховой компании
Структура и динамика страхового портфеля, виды страхования, структура и динамика страхового продукта во многом определяются особенностями территориальных рынков: производственно-промышленной, сельскохозяйственной, транспортной, медицинской, образовательной и социально — культурной сфер территории, которая является страховым полем каждой конкретной компании и оказывает существенное влияние… Читать ещё >
Оптимальная тарифная политика страховой компании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблема оптимизации тарифной политики страховщика является довольно существенной с точки зрения обеспечения его финансовой устойчивости. Тарифная политика включает в себя корректные актуарные расчеты структуры и величины страховых тарифов, финансовое стимулирование страхователей, маркетинговые показатели в части ценовой политики, исследованиях конъюнктуры рынка.
Страховой тариф или брутто-ставка, состоит из двух основных частей: нетто-ставки и нагрузки.
Нетто-ставка — основная часть страхового тарифа. Она служит для формирования страхового фонда, предназначенного для страховых выплат страхователям. Именно ее правильное определение является гарантией финансовой стабильности компании.
Например, для страховщика, осуществляющего большое количество видов страхования, но по каждому из них, имеющему малый портфель, чрезвычайно сложно оценить тот или иной риск, руководствуясь собственным опытом. В данном случае он может опираться либо на страховые тарифы уже действующие на рынке, либо на информацию крупных СК, имеющих достаточно представительский портфель по конкретному виду страхования. Однако такие компании не всегда готовы «открыть» свои показатели, поэтому представляется необходимой некая консолидация страховщиков (например, в рамках таких организаций, как ВСС), что позволило бы им с максимальной эффективностью проводить целенаправленные исследования, накапливать соответствующие статистические данные. Ведь отсутствие реальных связей между страховщиками, действенного обмена опытом, разработки совместных страховых продуктов незримым, неопределенным количественно образом снижает финансовую устойчивость СК.
В настоящее время по данным рейтингового агентства «Эксперт РА» разброс страховых тарифов по массовым видам страхования очень высок для страховщиков, работающих в одинаковых условиях с одними и теми же рисками и разница может составлять до 260%. Это может объясняться кардинально различной ценовой политикой: демпинговой, связанной с выходом компании на рынок или привлечением страхователей в новый вид страхования; поддержкой крупного капитала (на краткосрочный период времени); финансовыми трудностями компании или страховыми продуктами низкого качества; некорректными актуарными расчетами.
Отсутствие корректных актуарных расчетов на сегодняшний день носит массовый характер и объясняется как объективными обстоятельствами: недостаточностью и недостоверностью страховой статистики, отсутствием профессиональных актуариев, так и нежеланием многих СК финансировать актуарную деятельность в условиях небольших портфелей по массовым видам страхования и необходимостью индивидуализации страховых тарифов корпоративных страхователей. В массовых видах страхования ценовая политика зависит в большей степени от маркетинговых задач, особенно на этапе выхода на рынок с новым продуктом.
Стратегия и тактика компании в сфере тарифной политики кроме основной функции соответствия обязательств страховщиков их ресурсам, выступает и как фактор оптимального формирования прибыли и расходов страховщиков, фактор адаптации СК к условиям рынка.
Структура и динамика страхового портфеля, виды страхования, структура и динамика страхового продукта во многом определяются особенностями территориальных рынков: производственно-промышленной, сельскохозяйственной, транспортной, медицинской, образовательной и социально — культурной сфер территории, которая является страховым полем каждой конкретной компании и оказывает существенное влияние на платежеспособный спрос на страхование. При помощи маркетинговых исследований необходимо определять потребности в конкретных продуктах того страхового поля, где работает компания. Например, для промышленного города необходимо преобладание в составе портфеля таких видов страхования как: страхование имущества юридических лиц, страхование грузов, ответственности предприятий источников повышенной опасности, разнообразные виды личного страхования (так как у населения есть материальные возможности для участия в нем). Но даже разнообразное качественное предложение еще не формирует спрос.
Поэтому к группе факторов, относящихся к тарифной политике следует отнести еще один существенный фактор: формирование клиентской базы СК и платежеспособного спроса на страхование. А. Лайков предлагает за основу оценок динамики отечественного страхового рынка взять динамику платежеспособного спроса на реальное страхование, без развития которого необходимо ставить вопрос о выживании отечественного страхования как сферы приложения страхового, а не спекулятивно-посреднического капитала. Там же отмечается мало вероятность успеха административного стимулирования спроса в условиях отечественной экономики (неспособность потребителей оплачивать широкое развитие обязательного страхования, отступление от вероятностного характера реализации рисков в условиях массовых убытков) и предполагается, что перспективным направлением стимулирования платежеспособного спроса может стать активное использование современных организационных механизмов, в частности, конвергенции страховых и финансово-банковских технологий.
Вместе с тем доля платежеспособных организаций распределяется неравномерно по отраслям экономики. Наибольший процент платежеспособных организаций среди нефтедобычи и нефтепереработки (55%), лесной и деревообрабатывающей промышленности (45%), транспорта (креме железнодорожного и трубопроводного) (33%), во всех отраслях, кроме металлургии, железнодорожного и трубопроводного транспорта наблюдается рост количества платежеспособных организаций. В последних двух отраслях резко уменьшилось количество платежеспособных организаций (на 13%), незначительное количество платежеспособных организаций в энергетической (9%), газовой (6%), угольной (5%) отраслях.
Размер страхового тарифа, кроме того, является одним из элементов конкуренции, которая постоянно стимулирует страховщиков к снижению тарифов для привлечения страхователей.
Как отмечалось выше многие эксперты в условиях предстоящего присоединения России к ВТО прогнозируют монополизацию и демпинг со стороны иностранных страховщиков. Так, демпинговые страховые тарифы возможны в случае устойчивого финансового состояния СК и небольшого портфеля по данному виду для привлечения новых страхователей и изучения убыточности. Затем следует корректировка и дифференциация страховых тарифов на основе статистических данных. Подобный цикл тарифной политики рассмотрен «Эксперт РА» для «Ингосстраха», который в 2003 году предлагал полисы страхования автогражданской ответственности по демпинговым тарифам (0,8%), ориентируясь на маркетинговые исследования возможностей автомобильных владельцев, в 2005 году провел дифференциацию ставок, не связанную с платежеспособностью страхователей, а определяемую надежностью автомобилей (соответственно дорогие автомобили не попали в группы повышенных тарифов) и профессионализмом водителей.
В отношении же демпинга иностранных компаний существуют и обратные примеры: открытие итальянского страхового рынка в 60-е годы ХХ века, когда иностранцы, делая ставку на собственные брэнды, вышли на рынок с дорогими продуктами. Конкуренция с местными компаниями и выравнивание тарифов началось лишь через пять лет.
Если же в составе страхового портфеля присутствуют только единичные сделки по тому или иному виду страхования, то размер страхового тарифа не так важен для обеспечения экономической стабильности, поскольку в данном случае определяющий закон больших чисел не действует. Однако страховой тариф и в этом случае должен учитывать сложившийся уровень убыточности на рынке, с тем, чтобы принятый риск мог быть без труда передан в перестрахование, либо в сострахование.
При преобладании в составе портфеля массовых видов страхования значительное отклонение страховых тарифов от их объективных основ может разрушить финансовую устойчивость страховщика, привести к невозможности выполнения своих обязательств перед страхователями. С другой стороны, завышение размеров страховых тарифов, которое может иметь место при монопольном положении какого-либо страховщика на страховом рынке, не гарантирует соблюдение прав страхователя, излишне уплачивающего страховой взнос.
Так, практика оценки финансовой устойчивости страхования предполагает в целях контроля сопоставлять фактические выплаты на каждые 100 руб. страховой суммы с тарифной ставкой.
Пусть сумма годовых выплат P, среднегодовой размер страховой суммы S, тарифная ставка Т.
Тогда отношение:
P / S х 100 (2).
— характеризует размер фактических выплат на 100 руб. страховой суммы.
Величина:
P / (S х T) х 100% (3).
— означает процент «убыточности страхования».
Например, если брутто-ставка распределяется таким образом, что 90% предназначается на выплату страховых сумм, а 10% - на покрытие расходов, то уровень убыточности 89% характеризует финансовую устойчивость страхования. Из сравнения данных показателей в динамике можно составить представление о тенденции финансовой устойчивости каждого вида страхования в портфеле.
В случае если фактическая убыточность превышает тарифную, и одновременно наблюдается убыток от страховой деятельности, то это означает, что андеррайтерская политика СК проводится отрицательно и, при темпе роста убыточности страховой суммы свыше 100%, финансовая устойчивость компании будет потеряна при любом неблагоприятном событии. Рассмотрим методику расчета показателя имущественного страхования — показатель убыточности страховой суммы. В этом показателе соизмеряется сумма выплат страхового возмещения с общей страховой суммой застрахованных объектов, т. е. с объемом ответственности страховщика. В целом показатель убыточности равняется:
Q = r х W / n х S (4).
Где:
r — число пострадавших объектов,.
n — общая численность,.
W — средняя сумма выплат страхового возмещения,.
S — средняя страховая сумма.
Где:
r / n доля пострадавших объектов, которую можно интерпретировать как вероятность гибели или повреждения застрахованного имущества;
Отношение W / S представляет коэффициент «тяжести страховых событий».